[ Пёс, осёл и СССР ]

Предвыборная гонка подходит к своему завершению, и избирателю ежедневно всё больше и больше включают потоки информационной пропаганды через все доступные СМИ. При таком насилии мозгов рекламой немудрено и запутаться, казалось бы, в простой задаче — поставить галочку 4 марта.

Оставив в стороне политические аспекты и пристрастия предвыборной гонки, рассмотрим поподробнее, какими голубцами нас накормил Семён Семёныч в этот раз, а именно рекламные ролики и промоушн кандидатов на пост президента РФ — 2012.

Ролик кандидата Зюганова выдался на славу. Тут есть всё, что требуется современному телезрителю: чрезвычайно пафосный саундтрек, хронологические перебивки Кремля и государственного кортежа, кульминационный вопрос «Выбора нет?» и ответ на него, а также развязка в стиле лучших презентационных нарезок с изображениями масштаба России, её лесов, полей и, главное, нефти и энергетики, а в завершении Зюганов покидает немецкий автомобиль, отснятый на зелёном экране (технология отделения фона). Имиджмейкеры и съёмочная группа поработали на славу, потому что тяжело представить, как это возможно засунуть столько эффектов и фларков (популярные пару лет назад блики света в камере из клипов для реперов и поп-звёзд) в 30 секунд, при этом ни разу не показав красный флаг с серпом и молотом. На данный момент это самый технологичный ролик среди всех кандидатов. И чего уж лукавить, такой фильм собрал бы приличную кассу. Название его, полагаю, USSR 2.0. Также существует альтернативный ролик, в котором на белом фоне актёры и политики читают стих Пушкина. Какое отношение имеет Пушкин к советской власти, пока неясно, но аудитории с пледом у камина он явно будет по душе.

У Сергея Миронова, к сожалению, так и осталось неясным, какой ролик предвыборный, а какой просто призывает голосовать за него, но все ролики объединены общей концепцией — голосовать за Миронова. Здесь нам покажут нарезку из его диалога с Юрием Назаровым, который также успел сняться в видеоролике Зюганова, но, как он объяснил в интервью, «я не призывал голосовать за Миронова. Меня подвели, подставили…»

Что касается технической составляющей роликов, то их суть заключается в том, что журналисты берут у Миронова интервью, и он отвечает на их вопросы. В конце пэкшот (финальные кадры), сделанный то ли намеренно непрофессионально, то ли случайно плохо. Имиджмейкеры явно расслабились и сделали всё плохо.

Возвращаясь к технологичности и современности, нельзя не обратить внимание на подготовку имиджмейкеров Прохорова. Нам представляют сразу две концепции: Прохоров среди студентов и учёных и игровые ролики «Я за Прохорова». В первом случае ничего интересного — качественный войсовер (звук поверх ролика) рассказывает нам про очередное путешествие Михаила Прохорова в различные университеты и НИИ, где он поднимается на сцену с микрофоном в руках и люди аплодируют в унисон ритму ролика. Отличный подход и адаптация технологий западных пиарщиков предвыборных кампаний к суровым российским условиям. Как, собственно, и любая адаптация иностранной рекламы на российском рынке. Во втором случае нам показывают игровые ролики, где группа людей в различных ситуациях (загс, школа) задаётся вопросом: «А где же Прохоров?», а различные представители аудитории начинают заявлять: «Я за него; я за него; Прохоров делом занят».

Какие дела могут быть важнее запланированного дня собственной свадьбы в загсе или дела школьника, не присутствующего на занятиях, так и остаётся неизвестным. Но в конце нам покажут красивый пэкшот с изображением Прохорова, стильным логотипом в духе современных тенденций и слоганом, написанным профессиональной гарнитурой. 

Последний в данном случае, но не последний по значимости кандидат Владимир Жириновский пошёл по самому патриотичному пути клипмейкерства — снял ролики про осла, про собаку и про блины. Пиар-команда выбрала самый актуальный на сегодняшний день вектор развития — придание роликам вирусного характера за счёт метафор, с ориентированием на российского зрителя. Благодаря этому ролик с ослом посмотрели в одном только Интернете уже порядка полумиллиона человек, причём каждый не менее 5 раз. А фраза Жириновского «Хватит это терпеть» стала полноценным интернет-мемом, на который в день рисуются сотни комиксов в соцсетях. Никакой технологичности и спецэффектов, никаких призывов, никакой режиссёрской работы. Такие ролики вполне могли быть одним из сюжетов юмористической передачи «Городок» или рекламой собачьего корма, ну или, наконец, «Пока все дома».

Предвыборная гонка завершается, ролики кандидатов от оппозиции не блещут оригинальностью, но показывают всю суть современности — творческая деградация, невнимательность к деталям, качественная проработка обложки и юмористичность даже там, где подразумевается скрытый смысл. И дела могли бы идти совершенно иначе, если бы разработку рекламных кампаний вели люди хоть сколько-нибудь обладающие фантазией, отличной от адаптации иностранных концепций. Голосуйте за Мануэля! (о реальных кандидатах на пост президента страны читайте на стр. 12–13)

 

Икиз Айдиев

Номер газеты