На фоне усиления силового присутствия подразделений МВД РФ в Дагестане активизация действий вооружённого подполья и ответная реакция правоохранительных органов в минувшую неделю наблюдались по всей территории республики. В результате двух боестолкновений убиты четверо боевиков.
Первый огневой контакт силовых структур с боевиками произошёл в селе Октябрьское Хасавюртовского района. В пятницу, 23 марта, штурмовые группы МВД и УФСБ по РД заблокировали частный дом в селе, в котором предположительно укрывались трое боевиков. По сообщениям Национального антитеррористического комитета (НАК), с ними велись активные переговоры о сдаче, однако безрезультатно. К двум часам дня начался штурм, который длился около трёх часов. В результате все трое были убиты. Их опознали к вечеру. Это местные жители Магомед Мусаев, Муртуз Закарьяев и Абдулла Джамалов.
Все трое, по данным НАК, были причастны к убийству сотрудников полиции в день выборов 4 марта. Напомним, Алигаджи и Шамиль Исмаиловы и Шагбан Разаков были убиты возле избирательного участка.
Помимо другого оружия, в полуразрушенном доме следователи обнаружили табельные пистолеты, похищенные у погибших полицейских.
Другой вооружённый инцидент произошёл на юге республики. 24 марта сотрудники полиции остановили на посту ДПС «Джемикент» автомашину «Газель» для проверки документов. В момент, когда они подошли к кузову грузовика, оттуда выпрыгнули несколько вооружённых людей и, отстреливаясь, побежали в сторону лесного массива. Стреляли по ним и полицейские. Одна из их пуль попала в 22летнего Станислава Шисинова, активного члена «южной» диверсионнотеррористической группы. Он скончался на месте.
В тот же день в Махачкале двое неизвестных открыли огонь из автомата и пистолета ТТ типа «Грунт» по инспектору ДПС, дежурившему у здания Управления ГИБДД по республике. Полицейский не пострадал, а нападавшие скрылись на отечественном автомобиле.
А 28 марта на границе Ботлихского и Цумадинского районов в засаду попала группа военнослужащих ВВ МВД. В результате обстрела боевиков, один из них получил тяжёлое ранение, двое – лёгкой степени тяжести.
Комментарий «ЧК»
Активизация боевиков как в столице, так и в других частях республики, вполне объяснима. И в том и другом случае, возможно, идёт борьба за верховенство над боевыми группами и обозначение роли лидеров. После нейтрализации две недели назад Эльдоса Зульфукарова в Махачкале нет ярко выраженного лидера боевиков. А всплеск обстрелов и нападений, в том числе на рядовых сотрудников полиции (что в последнее время наблюдалось редко), объясняется желанием лидеров мелких групп установить своё превосходство. Роль предполагаемого лидера дагестанского фронта «Виллайат Дагестан» пока также вакантна, хотя прочили её активному члену губденской группы Рустаму Асельдерову, близкому сподвижнику убитого полтора месяца назад Ибрагимхалила Даудова.
Между тем реальную силу для противодействия диверсионному подполью в скором времени будут представлять перебрасываемые в республику части Внутренних войск МВД РД из чеченской Ханкалы. Корреспондентам «ЧК» удалось пообщаться с руководством одного из временных отделов полиции (ВОП), формируемых на территории Карабудахкентского района. Отметим только, что прикомандированные подразделения не будут подчиняться в республике никому. Несмотря на бурные обсуждения (нередко спорные) о численности новых боевых подразделений, бесспорно, их в будущем станет гораздо больше. «Продолжительность нашей командировки и характер действий будут зависеть от ситуации», – отметил повоенному коротко полковник, начальник ВОП.