Всевышний Аллах сказал: «Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения» (сура «Женщины», аят 93).
Когда читаешь этот аят Корана, возникает ощущение, будто он противоречит другим Словам Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (сура «Женщины», аят 48). Согласно одному из объяснений учёных этой кажущейся дилеммы, в первом аяте речь идёт не просто о совершившем убийство, а о том, кто сделал его дозволенным для себя. Когда я услышал подобное объяснение первый раз, оно не показалось мне очень убедительным. И я ждал, когда шейх перейдёт к другому. Но, видя реальную жизнь и, в частности, то, что происходит в Дагестане, теперь, читая этот аят, я нахожу в нём абсолютное знание Всевышним Аллахом человеческой души.
Человек может называть себя мусульманином, даже выполнять какие-то обязанности… но, лишая жизни неудобных для себя людей, он при этом часто не оборачивается на ислам. Ему безразлично, как шариат расценивает убийство, которое он совершает. Он не чувствует, что совершает преступление, грех. Он поклоняется власти и своим интересам. Он выходит из ислама. «…Возмездием ему будет Геена, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения».
*******
Большинство из тех, кто проводил Хаджимурада в последний путь на этой земле, не были знакомы с ним лично. Это были простые мусульмане, знавшие, что посредством Хаджимурада Всевышний Аллах поднял исламский призыв в Дагестане на новый уровень. Знавшие, что Хаджимурад на своём примере показал всем нам: правду можно и нужно говорить открыто.
Сегодня все, кому он был близок, скорбят по поводу его смерти. Многие делают это так, словно сами никогда не умрут. Я не скорблю о Хаджимураде. Он умер мусульманином, непрерывно воплощавшим в жизнь фундаментальный исламский принцип «амру би-ль-ма’руф ва нахью ‘ани-ль-мункар» (повеление одобряемого и запрещение порицаемого). Мусульманином, обладавшим качествами, которыми Хадиджа описала Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Нет, клянусь Аллахом, Он никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине, ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!» Именно таким и был Хаджимурад, и Аллах не покрыл его позором. Он дал ему достойную смерть, о которой мечтают великие праведники. Смерть за справедливость. Смерть от рук врагов.
Меня не сильно печалит расставание с Хаджимурадом. Потому что, если на то будет воля Аллаха, мы с ним обязательно встретимся. ИншаАллах, чтобы уже не расставаться. Меня сильно печалит другое: Дагестан потерял одного из самых умных сыновей, который охотно и с большим энтузиазмом делился с окружающими своими знаниями и опытом. Особенно с теми, кто был на пути исламского призыва.
*******
Помню свою первую встречу с Хаджимурадом. Он договорился с разными организациями о том, что проведёт собеседования с молодыми людьми, произведёт отбор и устроит их на работу. (Как же это было характерно для него!) Я пришёл устроиться в «Черновик» обозревателем исламской полосы и попал на эти собеседования. В начале разговора он всем задавал один и тот же вопрос: «Что ты закончил?», а потом вёл беседу в поле образования собеседника. Это было нечто удивительное. Юристы уходили от него, будучи уверенными в том, что он был профессиональным юристом, имеющим научную степень. Медики – не сомневались в его медицинском образовании. То же самое было с экономистами, физиками, биологами… и со мной – тогда ещё математиком.
Я полюбил его с первой встречи и, хоть и не использовал наше знакомство должным образом при его жизни, надеюсь, мы сможем извлечь уроки из его смерти. Пусть Аллах запишет ему это в качестве благих дел.
Хаджимурад был умным, по-хорошему хитрым, мудрым и действительно большим человеком. При этом он был простым, живым и очень внимательным ко всем, кто его окружал.
Он трепетно относился к исламской полосе «Черновика». Внимательно читал все статьи и часто присылал длинные смс-ки, рассказывая, какие выводы сделал из прочитанного лично для себя. Хаджимураду, в отличие от многих, в исламских публикациях нравилась не острота, а анализ, доказательная база, расчёт на конкретный слой общества, пусть даже небольшой. Он любил простые статьи о вере во Всевышнего, о том, как она отражается на делах; статьи, из которых на самом деле он не узнавал ничего нового.
*******
Как-то на одной из планёрок я сказал ему: «Черновик – это бизнес-проект, а моя полоса – это да’ва (исламский призыв). Я вижу, что эти две вещи противоречат друг другу». Он воскликнул: «Кто тебе сказал, что «Черновик» – это бизнес-проект?! Веди свою полосу так, как, ты считаешь, будет полезным исламу и мусульманам, и пусть никто тебе в этом не мешает!»
Сегодня Хаджимурада называют демократом, либералом и другими названиями. Сам же он был мусульманином, который любил повторять: «Мусульманин, не стремящийся жить в исламском государстве, – это нонсенс!» Он был мусульманином, видевшим будущее Дагестана исламским. Мусульманином, анализировавшим, сколько шариатских специалистов и по каким направлениям нам не хватает для этого будущего. Он строил графики и чертил схемы, рисовал диаграммы и находил зависимости. Переменными у него часто выступали количество знающих людей, стоящих перед ними проблем, площадь мечетей на душу населения, показатели внешних врагов…
*******
Надеюсь, что Аллах одарил Хаджимурада достойной смертью и многочисленными дуа мусульман в пятницу за его искренность перед Ним.
От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что «какой бы мусульманин ни умер в пятницу или в ночь на пятницу, Аллах защитит его от мучений могилы» (Ахмад, Ат-Тирмизи).
Сообщается, что Анас сказал: «Однажды, когда мимо нас прошла похоронная процессия и люди стали восхвалять покойного, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это обязательно». Затем прошла ещё одна похоронная процессия, и на этот раз люди стали отзываться о покойном плохо, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова сказал: «Это обязательно». Тогда Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил: «Что обязательно?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Вы воздали хвалу этому, и теперь он обязательно окажется в Раю, а о другом вы отозвались плохо, и теперь он обязательно окажется в Огне, ведь вы – свидетели Аллаха на земле!”» (Аль-Бухари; Муслим).
Да помилует его Аллах. Амин.
- 66 просмотров