[ Оффшорный альков ]

Председатель Госдумы Борис Грызлов недавно вновь озвучил в отношении дотационных регионов угрозы, связанные с лишением их части полномочий и даже ликвидации путём присоединения к другим субъектам федерации. «Они не имеют права носить такое высокое звание», – резюмировал Грызлов своё выступление.

Дагестан по размерам дотаций занимает второе место в России, и высказывания спикера имеют к республике прямое отношение. Основная причина дотационности Дагестана – это чрезвычайно низкая собираемость налогов. Если по России в среднем уровень собираемости налогов составляет 35%, то объективных данных по нашей республике на этот счёт вообще нет. Но можно догадаться, насколько этот уровень невысок, хотя налоговики и уверяют, что собираемость налогов у нас чуть ли не 99%. Они исходят из планов по сбору налогов, но никак не из налогового потенциала республики. Сомнения на этот счёт подтверждают события последних лет, когда в результате усилий первого президента РД Муху Алиева кратно повысились поступления в бюджет. Так сборы по земельному налогу, идущему в местные бюджеты, увеличились в 2006 году на 321,7%! А общий рост налоговых поступлений вырос в полтора раза, и доходы республики достигли 5 млрд рублей. Эта тенденция сохраняется и при Магомедсаламе Магомедове. По инерции или нет, покажет будущее.

Платить налоги в республике, как и во всём мире, не любят. Однако отличие в том, что в Дагестане укрывать их проще, и бюджет фактически остаётся на сухом пайке по вине, в первую очередь, слабой и коррумпированной налоговой службы.

Особенно сложная ситуация в сфере налогообложения алкогольного бизнеса, который практически весь ушёл в тень, в результате ужесточения политики государства. Но, несмотря на это, на текущий год властями республики поставлена задача, увеличить поступления от акцизов в 2,3 раза, то есть резервы роста налогового потенциала республики просто огромны даже в этом узком сегменте рынка. Можно ещё отметить, что по уровню собираемости налогов на душу населения Дагестан в два раза отстаёт даже от Чечни.

Решению проблем в этой сфере мешает противодействие целых кланов, превративших сами налоговые органы в инструмент извлечения незаконных доходов, и отстаивания своих, меркантильных интересов, и не только. От пристроившихся к налоговой службе различных групп страдает и федеральный бюджет: аферы с НДС и акцизами вызывают гнев уже центра.

 

Доходный НДС

 

По данным Счётной Палаты РФ, неправомерное возмещение налога на добавленную стоимость в 2010 году в России составило 1 трлн 184,6 млрд рублей, причём удельный вес вычетов в сумме начисленного по налогооблагаемым объектам налога достиг 92,8%. «Наши», однако, бегут немного впереди паровоза. Сумма вычетов в республике по отношению к сумме налога, исчисленного по налогооблагаемым объектам, составила в 2009 году – 97,4%, в 2010 году – 103,5%! Общая сумма незаконно возмещённого из бюджета НДС за период с 2009 года по 1 квартал этого года достигла 3 млрд рублей! 

И в погоне за наживой налоговых махинаторов ничто не останавливает, и никто им не указ. Так, несмотря на вывод комиссии УФНС России по Республике Дагестан о возможном применении налогоплательщиком схем незаконного возмещения из бюджета НДС и отсутствии положительного заключения, МРИ №16 ( расположена в Тарумовском районе) осуществила возврат на расчётный счёт налогоплательщика свыше 57 млн рублей.

20 налогоплательщиков республики уличены в махинациях с НДС, некоторые из них имеют нулевые балансы. Но все контролирующие структуры и правоохранители как в рот воды набрали. К чему приводит воспрепятствование злоупотреблениям, показывает произошедшая в республике целая серия убийств сотрудников ФСБ, курировавших вопросы экономической безопасности. В других контролирующих ведомствах пока нет желающих закрывать мафиозные амбразуры своими телами.

Злоумышленники, чтобы подстраховаться, часто проводят возврат НДС через суды. Но законны ли действия налогоплательщиков, порой очень трудно проверить, так как противодействие этому очень жёсткое.

В основном возврат НДС производят предприятия энергетического сектора и алкогольного бизнеса.

В настоящее время в Арбитражном суде РД проходит несколько процессов по возврату НДС из бюджета. Так ОАО «ДЭСК» обратилось с иском к МРИ по работе с крупнейшими налогоплательщиками о возмещении НДС по операциям за 3 квартал 2010 ггода в размере 58,6 млн рублей. ЗАО «Инвест финанс» требует у МРИ г. Махачкалы возмещения НДС в 1,1 млн рублей.

 

Алконавты

 

Наряду с манипуляциями с НДС ещё одна серьёзная статья криминальных доходов местных воротил – это сокрытие акцизов, уплачиваемых с алкогольной продукции и махинации по вычетам этого косвенного налога. 177 юридических лиц Дагестана имели лицензии в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Настолько развит этот рынок! На сегодняшний день их осталось 111. Помимо производства алкоголя здесь распространены и махинации с налогами.

«Применение предприятиями республики в качестве сырья для коньяков обработанной или приобретённой за пределами республики продукции привело к налоговому вычету из бюджетной системы в размере 2,2 млрд рублей, что в 2,7 раза превысило сумму фактических акцизов на алкогольную продукцию в республике», отмечается в докладе Счётной Палаты РФ.

Самый крупный должник в этом бизнесе – Кизлярский коньячный завод, имеющий задолженность по налогам перед бюджетом более 3,5 млрд рублей.

Межрегиональное управление по регулированию алкогольного рынка проводит на данном этапе строгую политику по отношению к участникам алкогольного рынка, и многие из них перешли на подпольное производство. Арбитражный суд РД 29 сентября принял к производству требование Управления о взыскании с ЛВЗ «Кизляр» 166,4 млн рублей, неоплаченных за акцизные марки. Также в суде рассматривается дело о лишении лицензии ООО «Арс», инициированное Управлением.

 

Фискальная плутократия

 

Республика превратилась по существу в неофициальную оффшорную зону. Сюда стремятся на налоговый учёт даже бизнес-структуры из других регионов. Как в своё время в Ингушетию и Калмыкию. Налоговые органы у нас стали зонами особого притяжения влиятельных кланов и не справляются со своими задачами, действуя в интересах своих патронов. У всех на памяти борьба за кресло главного налоговика в 2009 году. Назначенный на этот пост Владимир Радченко был вынужден ретироваться под давлением местных группировок, считавших, что назначенец из Москвы может помешать им в масштабных злоупотреблениях.

Сейчас в республике статус-кво как будто восстановлен. УФНС с февраля этого года возглавляет Умахан Джабраилов, человек близкий к президенту Магомедсаламу Магомедову, и вплоть до последнего времени ситуация, включая криминальную, в налоговой сфере республики оставалась довольно спокойной. Однако наметившийся передел сфер влияния спровоцировал протестные акции и убийства.

Реорганизация системы налоговых органов, намечаемая УФНС, приведёт к утрате позиций определённых сил в налоговой системе, и противодействие ей ожидается серьёзное. О чём говорит акция протеста, проведённая 29 августа противниками объединения МРИ ФНС по Каякентскому и Карабудахкентскому районам с ИФНС г. Избербаша и г. Каспийска (см.«ЧК» № 34 от 2.09.2011 г. – Прим. ред.).

 

Реструктурирование УФНС

 

В настоящее время структура УФНС составляет 20 налоговых образований, включающих в себя 16 межрайонных инспекций, три городские и инспекцию по работе с крупнейшими налогоплательщиками республики. Практически каждое из этих учреждений контролируется влиятельными персонами республики. В большинстве своём это главы муниципальных образований. Видимо, цель намечаемой реорганизации налоговых органов республики как раз состоит в том, чтобы вывести их из-под такого контроля. Иной возможности переломить создавшуюся неблагоприятную обстановку у республиканских властей нет.

Раньше реорганизации проводились в узких интересах тех или иных vip-персон.

Так, инициированное Саидом Амировым в апреле 2010 года объединениетрёх районных ИНС Махачкалы имело своей целью исключить приход в руководство случайной фигуры, которая могла бы выявить массовое укрывательство.

Мэрия получает при этом вполне ощутимые дивиденды от сохранения «хороших» отношений с налоговиками. По данным той же Счётной Палаты РФ, в 2010 году органы казначейства на основании платёжных поручений двух организаций зачислили в республиканский бюджет, платежи по налогу на имущество (региональный налог) в сумме более 62 млн рублей. А затем налоговыми органами были направлены в казначейство, «уведомления об уточнении платежа» и эти платежи были зачтены в качестве земельного налога (местный налог) в бюджет Махачкалы. Свистопляска вокруг махачкалинских ИФНС была во многом связана с заметанием следов фискальных злоупотреблений. Первоначальная их интеграция произошла в 2006 г. Были сформированы единые базы данных. Сразу после реорганизации произошёл обвал сборов. Что уже наводит на размышления. Потом, через год, единая МРИ была вновь разъединена. Намечаемое вновь объединение инспекций было приостановлено Амировым, когда пошли слухи о назначении руководителем УФНС Сайгида Муртазалиева. Но как только УФНС возглавил другой, объединение вновь было актуализировано.

 

Политика «большой

дубинки» 

 

«Своя» налоговая служба – это и хорошая дубинка против оппонентов. Что показала история противостояния главы Кизилюртовского района Абдурахмана Гаджиева и главы Гергебильского района Магомеда Магомедова в 2006 году. МРИ №8, которой длительное время руководил сам Магомедов, а впоследствии и его супруга, сыграла немаловажную роль в этом противоборстве. По имеющейся информации, Магомедов имеет влияние и на МРИ №10, находящуюся в Унцукульском районе. С этим связана и немалая доля его политического веса в горных аварских районах. 

Налоговая служба превратилась в аналог силовых ведомств и часто используется в конкурентной борьбе. И, как видите, порой просто для сведения счётов. Почти все МРИ находятся в сфере влияния тех или иных глав администраций. Исключения редки. К примеру, таким исключением являлась ИФНС г. Хасавюрта, где руководитель налоговой службы не был креатурой главы муниципалитета. Или МРИ № 3, с которой нахлебался мэр Дербента Имам Яралиев (см. «ЧК» № 39 от 07.10.2011 – Прим. ред.). За что он мстит мытарям по полной...

Плотная опека налоговых служб позволяет чиновникам вести активную предпринимательскую деятельность, но ещё и минимизировать свои расходы по платежам в бюджет. Наиболее доходные из которых: рынки, развлекательные заведения, строительство и производство алкоголя. Помимо этого извлекаются и серьёзные доходы от различных налоговых афер. Крупные хозяйствующие субъекты республики также предпочитают вставать на учёт именно в тех фискальных учреждениях, где имеются особые отношения с налоговиками. Ведь это позволяет им максимально снизить налоговую нагрузку.

 

Курортный рай

 

Ожидаемые налоговые поступления от реализации инвестиционных программ на территории республики могут оказаться преувеличенными. В октябре в Госдуме будут рассматриваться предложения Минэкономразвития РФ о предоставлении широких налоговых льгот участникам строительства объектов туристско-рекреационного типа на территории СКФО. Эти льготы предусматривают практически обнуление всех налогов, исключая НДФЛ, и понижение ставки страховых взносов (14%) сроком на 10 лет.

Кроме того, в стране намечается децентрализация власти. Дмитрий Медведев 27 июня создал две рабочие группы по подготовке процессов перераспределения полномочий между федеральными, региональными и местными властными институтами во главе с Дмитрием Козаком и Александром Хлопониным. Полпред будет отвечать за финансовые аспекты и межбюджетные отношения. Субсидии регионам будут сокращаться центром. В этом не стоит сомневаться. «Тучные» годы уже позади.

Концепция Минфина РД, изложенная в «Основных направлениях бюджетной политики на 2012–2014 гг», также является свидетельством этому. Без изменения налоговой политики властям республики придётся очень трудно. Одним привлечением инвесторов, к тому же на условиях чрезвычайных налоговых преференций, проблему увеличения доходной части бюджета республике не решить. И в казне будет так же пусто, как и прежде. 5 млрд собственных доходов при реальной налогооблагаемой базе почти в 300 млрд рублей будут выглядеть не совсем прилично. Центральная пресса уже вовсю трубит о превращении инвестиционных программ на Кавказе в оффшорные зоны и необходимости «отделения» Кавказа от бюджета. На фоне информационной войны, развязанной СМИ против Северного Кавказа, власть будет адекватно реагировать на негативные процессы, происходящие в регионе. И наказывать будет в первую очередь рублём. Как это и произошло с урезанием целевых программ Алексеем Кудриным.

Совершенствуются и законодательные механизмы, направленные на воспрепятствование нарушениям при исчислении и уплате налогов. Это и введённые изменения в деятельности фирм-однодневок. На очереди принятие закона о привлечении к уголовной ответственности юридических лиц за различные правонарушения в их деятельности.

В этой связи руководству республики стоит уповать лишь на собственные силы в деле наполнения бюджета и необходимо кардинально решить проблему собираемости налогов.

Номер газеты