[ Перестаньте кормить Кавказ! ]

Я не нацист. Но нацистский лозунг повторять готов из раза в раз. По большому счёту, «Черновик» вот уже 8 лет только и делает, что говорит: «Давайте жить по средствам. Иначе не выживем! Хватит топить Дагестан в бабках». В минувшие вторник и среду ведущие экономисты Дагестана были вовлечены в мероприятие, вызвавшее повсеместный восторг коллег-журналистов. Прошла Вторая всероссийская научно-практическая конференция «Региональные проблемы преобразования экономики».

Если б автор этой статьи готовился выступить на конференции, то назвал бы свой доклад «Преодоление влияния федеральных дотаций на экономическую стагнацию Республики Дагестан». И только.

Раньше думалось, что дагестанские экономисты обладают не только фундаментальными знаниями по теории экономики (что, на мой скромный неэкономический взгляд, самое важное), но и навыками реализации этих знаний в конкретных целях. Ладно, не беда – думалось – что министерство экономики баклуши бьёт. (Не совсем, конечно, ничего не делает – кое-что всё же делает. Просто чаще всего подменяет собою органы статистики и пытается докопаться, чья же статистика – правительственная, федеральных терруправлений или местного Росстата – самая точная, потому как данные разнятся в разы.) Так вот, ничего, казалось бы, страшного в околостатистических упражнениях Минэкономики РД нет. Ведь у нас есть пул учёных, способный качественно продиагностировать системные болезни, описать их и для каждого болезнетворного очага выписать индивидуальный рецепт. А оказалось, что экономику обслуживают жрецы околонаучной философии. Любят мудрость, и мудрствовать любят. Имею право так говорить. Я был тут, я это видел и два дня конференции провёл в поиске экономического конструктивизма и прагматики. Тщетно. С тремя исключениями.

 

Ощущения

 

Тут царят декадентские настроения, дух упадничества, кисло-капустного пессимизма. А если какая-нибудь свежая мысль посмеет только попытаться проклюнуться сквозь многослойные толщи мха, тут же на арену выходят защитники этого замшелого «консерватизма». Да здравствует кисло-капустная обречённость!

Что-то живое, безусловно, было в каждом докладе. Но можно ли эту живость назвать научной? Нет. Пяти-семилетней давности здравицы сменились панихидными речами и это – единственная «живость», напоминающая собою произнесение тостов и спичей. Не было той очаровательной ТАЙНЫ, которой по обыкновению слегка прикрыта наука, тщетно надеющаяся (по ёмкому выражению академика Петра Леонидовича Капицы) «отдаться по доброй воле, а её непременно хотят изнасиловать».

К счастью, науку на сей раз не изнасиловали. От насилия уберегли три доклада: советника Президента РД, зампреда экономического совета Михаила Чернышова (к.э.н.), завотделом Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергея Дохоляна (д.э.н.) и ректора Даггоспедуниверситета Джафара Маллаева (д.п.н.).

 

Исключения...

 

В кратком изложении вывод Чернышова несколько смущает. По сути, докладчик предлагает совершенно новую платформу осмысления комплексных проблем Дагестана и оценок действительных, а не мнимых, конкурентных преимуществ республики. На этой базисной платформе есть смысл выработать новые Уникальные Товарные Предложения наших производителей.

«Дагестану нужна новая политика урбанизации, которая должна предусматривать решение существующих и потенциальных земельных конфликтов и помочь использовать трудовой потенциал на новых территориях. Те, кто приходит жить в города, не должны становиться проблемой. Они – ресурс развития.

Нужно стимулировать внутреннюю мобильность населения и добиться конкуренции между муниципальными образованиями за каждого налогоплательщика, будь то хороший специалист или успешное предприятие».

В наименование доклада был вынесен акцент на более тщательное изучение влияния процессов урбанизации и формирования агломераций на экономическое развитие. Советник президента как бы советует перейти от стандартных систем оценок общего состояния экономики (в привычных для региона миграционных условиях) к совершенно новым – учитывающим гипотетическую возможность повысить в несколько раз производительность сельского хозяйства. И именно вследствие этого повышения эффективности (интенсификации, высвобождающей невостребованные трудоресурсы) изменившаяся ситуация не может не привести к массовой урбанизации населения. Учёное сообщество уже сейчас должно акцентировать свои изыскания с учётом развития новых моделей управления будущих агломераций, основываясь на двухядерных и полиядерных агломерационных системах.

 Однако по существу изложенного можно построить гораздо более ёмкое представление об убогости наличествующего состояния сельского хозяйства, объективной конфликтогенности (вокруг земельных споров) муниципального уровня управления.

(Презентационный блок (Microsoft PowerPoint) доклада М.Чернышова можно посмотреть на www.chernovik.net.)

Доктор Дохолян (доклад «Концепция территориальной конкурентоспособности») даёт классификацию ключевых составляющих конкурентоспособности региона. Схематически установлена тесная корреляционная (почти функциональная) связь между квалификацией человеческих ресурсов, рынком капитала и качеством финансовых услуг, степенью вмешательства в экономику правительства и качеством работы учреждений власти, степенью «включённости» в мировую экономику, конкурентными стратегиями. Для наглядной оценки интегрированной конкурентоспособности Дагестана Сергей Владимирович использует семиосную (по семи параметрам) систему координат, фиксирующую состояние социальной сферы и рыночной инфраструктуры, природных и трудо- ресурсов, производственного и инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности. Полное же представление о конкурентных преимуществах должно строить на трёх комплексных показателях, включающих в себя 22 критерия по фактическим (физическим, измеряемым) измерителям.

 

… подтверждают правило

 

В остальном конференция оставила горькие ощущения. Парад пропагандизмов. «Нам очень нужна революция, и мы должны приложить все усилия, мы просто обязаны сделать всё, чтобы… чтобы заставить президента её совершить!» – это первооснова большей части докладов. Немудрено, что доклад Маллаева о неэкономических факторах развития экономики (прежде всего, психологических) оказался более привлекательным, чем собственно экономические… экономические… нет, не идеи, а… суждения.

На научной конференции принято отрабатывать смертельный номер. Особенно на научно-ПРАКТИЧЕСКИХ. Здесь, по-хорошему, должны бы грызть горло, терзать и растирать в порошок, не глядя ни на какие научные регалии. Это и есть наука. Живая и не затёртая догмами. А так ли было? «Дагестанская правда» от 28 октября пишет, что за два дня работы было «выслушано более 200 докладов, из которых более 40 сделаны докторами наук». «Мистификасьён!», – закричал бы экономист-физиократ1 Франсуа Кене. Потому как ничего подобного здесь не было.

В первый день конференции заслушали лишь один виртуальный доклад (так и не завершившийся из-за отвратительной озвучки видеоролика) и ещё семь действительно зачитанных. Причём два доклада (в особенности министра экономики) следовало бы назвать выступлениями. В большей части доминировало мнение, что проблемы Дагестана и горных территорий, в особенности, в отставании развития из-за отсутствия инфраструктуры. Вот если б там кто-нибудь взял да и построил дороги, провёл газ и электричество, разве б люди уходили? Разве б стали они иждивенцами, повально регистрируясь в органах социальной защиты и опеки?! Надо развивать сёла и улучшать культурный климат, тогда люди начнут обживать горы и усердно работать. К чести министра экономики Марата Ильясова (к.э.н.) и председателя экономсовета при президенте Абдулхалика Гиндиева (д.э.н.), они досидели на пленарном заседании до самого конца. Но треть присутствующих в зале… растворилась на втором часу работы.

Второй день конференции был фактически спасён заведующим кафедрой «Национальная экономика» Мадиной Магомедовой (д.э.н.) и Министерством экономики РД в лице заместителя министра Патимат Абдулаевой. Из трёх запланированных секций провели одну, объединённую. И не приведи Минэкономики состязательных, амбициозных молодых специалистов (6 чиновников, в хорошем смысле слова), а завкафедрой – две группы студентов, второй день просто б провалился.

 

Чего ждёт Родина?

 

Обыватель хочет вырастить ребёнка и привить ему иммунитет к жизни. Для того и другого ему приходится работать. И, ей-богу, работал бы обыватель, если б имел доступ к земле и коммуникациям. Не надо никаких заводов и фабрик, построенных в прошлом веке только для того, чтобы прицепить национальные окраины к Великой Советской Родине. Хороший был способ интеграции, учитывая, что в едином государстве хозяйственный результат тоже был единым, и вполне было допустимо убытки одних регионов погашать прибылями других. И планировать можно было: вы, в регионах, конечно, все можете выращивать бульбу и пшеницу, добывать руду и выплавлять сталь, но давайте в эту пятилетку выращивать будет та республика, а в следующую – эта; а сталь в текущем году заменим выплавкой чугуна. Так делалось во всём, и делалось в тех хозяйственных и правовых условиях единственно-правильным способом. Иначе тот строй не назывался бы социализмом. Но сейчас-то, судя по законодательству, в России прописан капитализм. А учёные и чиновники тяготеют к реставрации общественно-экономической формации, что едва ли теперь вернётся.

Дайте людям доступ к средствам производства (землю), не стройте перед ними искусственные барьеры, и все начнут работать. Правда, есть одно «но».

 

НО!

 

Если б даже главы муниципалитетов не создавали искусственный дефицит земли, чтобы торговать ею из-под прилавка, как делали заготовители 70–80-х годов, люди всё равно теперь уже не стали бы работать по доброй воле. Нет стимула. Кто пойдёт в коровник (в свой СОБСТВЕННЫЙ коровник!), если рентабельность в этом хозяйстве равна, скажем, всего 30%. А вот если купить баллы по ЕГЭ, затем платить за оценки на сессиях, приобрести диплом и купить должность в управлении муниципального имущества или в налоговой инспекции (или любой иной инспекции), можно, ничего не делая, извлекать 1000% – на взятках. Не тратишь практически ничего (только сфальсифицированные отчёты о расходах), а получаешь десятки тысяч в месяц. Большому чиновнику или директору ГУПа/МУПа большие взятки, маленькому – маленькие.

На всех должностей не хватает. И те, кому ничего, кроме купленного на свои кровные диплома, не досталось, могут регистрироваться в службах занятости. Или становиться инвалидами. Или пенсионерами. Можно заняться личным хозяйством на колхозной земле, не платя за неё ни копейки, а попутно сажать мак или коноплю. А можно флешки рассылать, напялив на лица маски.

Так что, доступ к земле и инженерно-технической инфраструктуре ничего теперь уже не даст. Люди демотивированы: халява государственной или муниципальной гражданской службы, где ничегошеньки не надо делать, где можно рабочий день начинать с пасьянсов и интернета, а завершать ровно в 17:00, кормит в десятки раз лучше при меньших в сотни раз затраченных усилиях.

 

Задание на дом

 

Кто-нибудь пытался как-то спланировать оптимальную для республики занятость трудоспособного населения? Гипотетически: какие соотношения работающих в разных отраслях были бы самыми оптимальными, малозатратными, минимально-ресурсоёмкими и максимально производительными?

На практике это означает составить теоретическую стратификацию2всего населения не только по половозрастной шкале, но и по специализации, по качеству трудоресурсов, по социальной нагрузке на здравоохранение, образование, пенсионное обслуживание, экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность. Затем, исходя из этой стратификации, понять, сколько нужно в оптимуме муниципальных и государственных учреждений, МУПов и ГУПов, казённых предприятий. Нарисовать эдакую идеальную картину занятости, когда возможны воспроизводство и последовательный рост физических объёмов, которые способна дать дагестанская территория.

Что такого сложного для огромного числа учёных сделать такую вот форматную карту? Больше чем 2–3 человеко-лет не понадобится. А что это означает? Что над построением этой стратификации могут работать 2–3 человека в течение года, а может отработать хорошо интегрированная группа исследователей-практиков из 10 человек в течение 2,5–3,5 месяцев. Денежных затрат на этот труд понадобится всего-то ничего:

10чел х 3,5мес х 25 тыс.руб./мес х1,345 + 500 тыс.руб. ≈ 3 млн руб. (максимум).

 

Модельеры экономики

 

Это же несоизмеримо с затратами на разработку Стратегии-2025, которая была наспех скроена и теперь просто обречена на неуспех. В Дагестане была уже принята подобная стратегия – «Программа экономического и социального развития РД на период до 2010 года». Народное Собрание утвердило её 3 декабря 2004 года. Не такая, конечно, красочная, как нынешняя, и без многочисленных англиканизмов типа «hub» и «cluster». Но природа её спешного рождения была точно такой же. Из всех 117,8 млрд руб. в той стратегической программе на федеральный бюджет возлагалась нагрузка в 22,8 миллиардов. На республиканский (опять же пополняемый из федерального на 85%) приходилось 17,95 млрд, а эфемерными «негосударственными средствами» планировалось освоить аж 75 млрд руб.!

И кто же дал те деньги? Кроме федерального бюджета – никто! Федеральные деньги съели, ни одного показателя, кроме развития телефонной связи, не реализовали и не улучшили. И то, связь развили не благодаря, а вопреки программе: частный капитал постарался – Мегафон, Beeline и МТС на живом конкурентном рынке всё наладили. Тут же готовим следующую программу потребления. А это действительно не программа РАЗВИТИЯ, а программа ПОТРЕБЛЕНИЯ.

И за ту стратегию отечественные разработчики из Минэкономики РД не только глотку драли, доказывая, что она реальная, но затем ещё и демонстрировали, что сразу после принятия она стала тут же активно реализовываться. Посмотрите подшивку «Дагестанской правды» за те годы, которая стабильно давала отчёты о количестве произведённых в соответствии с принятой стратегией стёганых одеял и подушек, шерсти и мяса, молока и яблок. Но… сменился руководитель республики, и тут «Дагправда» словно воды в рот набрала. И куда вдруг сразу делись стёганые одеяла и темпы прироста ВРП?

Муху Алиев начал было работу над разработкой собственной, более выверенной, стратегии, попутно дозволив аппарату прозрачно намекать на несостоятельность и абсолютную нежизнеспособность прежней. Начал, но не успел. А с назначением Магомедсалама Магомедова специалисты Минэкономики включились в работу над третьей за последние 8 лет стратегией и успешно разработали её, правда, с помощью Ставропольского ООО «Инвестиционно-консалтинговая кампания AV».

(Об отдельных положениях стратегии «Двадцать-Двадцать пять» и научно-практических конференциях-предшественницах подобных разработок читайте в следующем номере.)

 

Чудо голодания

 

Мы добились того, чего хотели для нас наши чиновники. И не всегда родные дагестанские. Теперь постепенно приходит трезвость. И чем быстрее мы отрезвеем, тем легче будет похмелье.

Для республик Северного Кавказа губительна федеральная политика безумного финансирования национальных окраин по принципу «им же тоже кушать надо». Федерализма на таком извращённом понимании «братских народов союза векового» не построишь. По этим принципам можно только местную знать заставлять выплясывать

танец сытых цирковых медведей, как это делала Римская метрополия с муниципиями и провинциями в своих колониях. И заставить эту местную «политическую элиту» приносить человеческие жертвы – своих земляков. И где теперь Великий Рим?

Хотите живого представления о том, что даёт, к примеру, Чечне и Дагестану это дотационное безумие? Давайте начнём... Начнём принимать в ударных дозах тестостерона пропионат – всего 5–10 мощных инъекций. Нам же понятно, что произойдёт? Мужской организм перестанет воспроизводить собственный тестостерон. В самом репродуктивном возрасте, в полном расцвете сил (извините за сарказм)… мошонку положи на полку. И НИКОГДА больше не смей говорить, что ты мужчина. Об этом, если повезёт, будет говорить новая генерация, следующее поколение, если мы успели его воспроизвести без последствий в виде генных изменений. А если к тестостерону колоть ещё наркотики, то после 2–3-й дозы ты на любое преступление пойдёшь, чтобы получить дозу. Чтобы не испытать ужас абстиненции («ломки»). Это-то всем известно? А федеральные дотации играют для нас роль сразу двух «эликсиров» в одном флаконе.

Пора подтянуть пояса.

 


1Физиократы (греч. – «власть природы»). Экономисты-физиократы прочно внедрили в экономическую теорию методы, применявшиеся в естественных науках. Они рассматривали экономическую жизнь как естественный процесс, понимаемый как порядок, построенный на личной заинтересованности и свободной конкуренции и который протекает по неизменным естественным законам хозяйствования.

2Стратификация (от лат. stratum – слой, facio – делаю) – геологический термин, успешно применённый в экономической социологии. Форма систематизации признаков и критериев социальной структуры общества. Шкала, на которой отложена численность разных групп людей со сходными признаками, ранжированных от меньшего к большему или наоборот.

 

Номер газеты