Уважаемый Магомедсалам Магомедалиевич!
Недавно в Дагестане произошло заметное событие — открытие нового корпуса Республиканского ортопедо-травматологического центра имени Н. Ц. Цахаева. Как известно, это сделали вы с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой.
Жизнь любого человека сопряжена с рисками получения травм, и появление возможности предоставления пострадавшим медицинской помощи на высоком современном уровне должно только радовать всех.
Событие, по понятным причинам, должно было стать радостным вдвойне для родных и друзей Наби Цахаевича Цахаева. К сожалению, этого не произошло.
Во-первых, организаторы мероприятия не посчитали необходимым пригласить на церемонию открытия хотя бы вдову (не говоря уже о детях) того, чьим именем назван центр.
На этот факт, хотя он и показателен, можно было бы не реагировать, но дело в том, что в ходе выступлений на церемонии открытия фамилия того, чьим именем назван центр, так и не прозвучала, как не прозвучала она и в сообщениях СМИ об этом событии. Мы не считаем, что президент республики или министр РФ обязаны знать всё, но ведь кто-то готовил для вас информацию, кто-то составлял список остальных выступающих, ориентировал их на что-то?
Факт опять же достаточно показательный, но пустяк в сравнении с тем, что на фасаде здания «красовалась» большая надпись — «Республиканский ортопедо-травматологический центр», содержание которой сразу же привлекло внимание тех, кто в курсе. Например, на фасаде главного корпуса МГУ имеется видимая издалека надпись «Московский государственный университет имени Ломоносова М. В.», на фронтоне Республиканской стоматологической поликлиники красуется надпись, что она имени Максудова М. М., то есть полное наименование, как и должно быть. У ортопедо-травматологического же центра почему-то получается совсем не как у людей. Спрашивается, для чего нужно принимать решение о присвоении имени, если оно всё равно исключено из наименования организации? Странная какая-то получается форма увековечения памяти. Но ведь, наверное, не случайно было решено назвать центр именем Цахаева Наби Цахаевича, и указ об этом подписал председатель Госсовета Магомедов М. М.? Доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РД, профессор Цахаев Н. Ц. считался ведущим травматологом не только в республике и на Северном Кавказе. Профессионализм Наби Цахаевича признавался далеко за пределами региона. Нам известно немало случаев, когда у пациентов, обратившихся за помощью в центральные медицинские учреждения, его московские коллеги спрашивали: «Зачем вы так далеко ехали, когда у вас имеется профессор Цахаев?»
О многом, наверное, свидетельствует и тот факт, что портрет профессора по настоящее время висит в кабинете директора Санкт-Петербургского НИИ травматологии и ортопедии. Разве много у нас врачей с таким именем?
Наби Цахаевича, невзирая на время суток и выходные дни, буквально выдёргивали из дома вовсе не из-за пореза или ссадины, а когда вопрос стоял о жизни и смерти человека, когда людей нужно было собирать буквально по частям, и он, не медля, выезжал иногда за сотни километров от Махачкалы. Кроме того, были ещё и дневные плановые операции в Центральной клинической больнице, где для больных он являлся последней надеждой.
Профессор был организатором и первым заведующим кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии Дагестанского медицинского института — ныне академии.
Он же явился инициатором создания в Махачкале медицинского учреждения, специализирующегося на травматологии, из которого вырос Республиканский центр.
Помимо этого, Наби Цахаевич зарекомендовал себя как прекрасный педагог.
Не будет преувеличением сказать, что студенты его обожали.
Присвоение центру имени Цахаева Наби Цахаевича явилось свидетельством признания его высокого профессионализма, человеческих качеств и вклада в развитие здравоохранения и медицинского образования республики.
Наби всегда окружали друзья. Он являлся душой любой компании, в которой могли быть и высокопоставленный чиновник, и маститый академик, и простой чабан. Именно друзья инициировали в своё время вопрос о присвоении центру его имени. Особая роль здесь принадлежит покойному Магомеду Мамаевичу Джамбулатову — ректору, а впоследствии президенту Дагсельхозакадемии.
Именно друзья посчитали нужным написать свои воспоминания о Наби Цахаевиче, составившие книгу о нём.
Но уже тогда инициативной группе, занимавшейся представлением в Госсовет документов, необходимых для присвоения центру имени Наби Цахаевича, пришлось столкнуться с активным противодействием этому, направленным на то, чтобы предложение группы не достигло адресата.
Мало того, уже после подписания указа потребовались неоднократные обращения в республиканские органы власти его друзей, прежде чем где-то сбоку на фасаде старого здания центра появилась небольшая памятная доска, сообщающая, что он всё-таки носит имя Цахаева Н. Ц.
Как видите, событие, связанное с открытием нового корпуса, имеет свою и тоже довольно неприглядную предысторию, которая до этого не предавалась нами огласке.
Через руки Наби прошли тысячи страждущих, но уже более четверти века как он безвременно ушёл от нас и поэтому не только не может оказать кому-либо помощь, но и дать ответ тому, кто уже который год ведёт в центре мышиную возню вокруг его имени, причину которой с точки зрения приличий понять невозможно.
Центру присвоено имя Цахаева Наби Цахаевича. Если кто-то считает, что память о нём не заслуживает этого, надо открыто заявить и столь же открыто инициировать отмену присвоения имени. Если же сложившаяся ситуация есть следствие зависти или каких-то иных комплексов, а это скорее всего так, то она демонстрирует не только ущербность души глумящегося над памятью того, кто не может ответить, но и недалёкость ума.
Рано или поздно, но он уйдёт, и спустя некоторое время никто никогда уже не будет о нём даже вспоминать, а присвоенное звание останется за центром навсегда.
Наверное, со временем найдётся и тот, кто догадается, что раз имеется «Республиканский ортопедо-травматологический центр имени Цахаева Н. Ц.», то на фасаде здания центра именно такая надпись и должна быть. Да и в самом центре, наверное, должен быть уголок или хотя бы стенд, посвящённый человеку, имя которого он носит, не говоря уже о том, что его имя, как того требует закон, должно присутствовать на всех официальных бланках, печатях и прочих атрибутах, где присутствует название центра.
Всё это так.
Но мы, родственники и друзья Наби, чувствуя свой долг перед ним, не можем пассивно, ждать, пока справедливость восторжествует сама по себе.
Поскольку эти игры недостойны светлой памяти Наби Цахаевича, мы просим либо отменить указ о присвоении центру имени профессора Цахаева Н. Ц., исполнение которого невозможно не считать издевательством над его именем, либо принять меры, обеспечивающие исполнение указа так, как принято в цивилизованном обществе.
От имени родственников и друзей Наби
Асият Цахаева
- 1 просмотр