17 июня в Общественной палате РФ прошли слушания по проблеме религиозно-политических конфликтов и поиску путей национального примирения в Республике Дагестан.
В числе дагестанских делегатов – министр по делам национальностей РД Бекмурза Бекмурзаев, мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, руководитель ДРОО «Территория мира и согласия» Сулайман Уладиев, заммуфтия РД Магомед Магомедов, имам мечети г. Избербаш Магомед-хаджи Арсланалиев,а также депутаты Госдумы, кавказоведы и журналисты.
«В идеале, в будущем, межнациональным и межконфессиональным примирением на Кавказе должны заниматься не силовые структуры, а общественные объединения. Только принимая участие в этом процессе, общество способно прийти к миру и согласию», – обозначил задачу мероприятия Максим Шевченко.
Участники активно обсуждали стремление наладить диалогмежду представителями салафитской и суфийской общин. Бекмурзаев сетовал: «Борьба за мир на Кавказе оказалась намного тяжелее, чем мы предполагали, и на этом пути мы несём невосполнимые потери. Мы сами себя убиваем. Надо это остановить. На начавшийся диалог нам ответили серией терактов. Не знаю, что это за силы, но, очевидно, есть силы, которые не заинтересованы в диалоге».
Научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев назвал ошибочным принятие дагестанского Закона о запрете ваххабитской деятельности от 1999 года.
Эксперт из Института экономической политики им. Гайдара, Денис Соколов резюмировал: «Террор – тоже своего рода институт регулирования отношений. Распространение терроризма зависит от количества трудоспособного населения с плохим образованием и плохими перспективами на рынке труда, а также от количества денег, поступающих на Северный Кавказ. (…) Федеральные деньги во многом финансируют круг насилия, поэтому с их распределением необходимо быть осторожным».
По окончании участники приняли декларацию, поддерживающую миротворческий процесс в Дагестане. А председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев заверил, что подготовленные в ходе общественного диалога конкретные предложения будут использованы федеральным центром при принятии решений по урегулированию ситуации в республике.
Троица на «единстве»
Напомним, рабочая группа ОП РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе во главе с Максимом Шевченко гостила в Дагестане минувшей зимой, 25 – 28 февраля.
Если раньше, судя по риторике Шевченко, в ходе рабочих визитов в Дагестан, его можно было причислить скорее к «блоку Медведева», то сегодня можно говорить о самостоятельной – третьей – не медведевской (обращённой к политическим элитам и зарубежным инвесторам) и не путинской (нацеленной на национал-патриотические амбиции электората) позиции. То есть сегодня риторика Шевченко – переставшая быть индикатором позиции Кремля – скорее сблизилась с теократическими идеями укрепления цельного восточнославянского государства. В такой клерикальной интерпретации – проблемы решения религиозно-политических конфликтов и развития общественного диалога между православным и исламским электоратом – стратегически важны для реализации теократической парадигмы госустройства. Вместе с Шевченко, этой необходимости внемлет и Владислав Сурков, который встречался с представителями дагестанского духовенства во время своего визита в республику 19 мая, и возглавил мобильную приёмную президента РФ в Дагестане. Для сравнения напомним о попытке РЦП усилить своё влияние на Северном Кавказе: решением Священного Синода РПЦ от 22 марта 2011 года из Ставропольской и Владикавказской образовалось шесть отдельных епархий (включая Махачкалинскую). Таким образом, патриарх Кирилл правил отделения РЦП по образу государственного территориального администрирования.
- 1 просмотр