Насчёт первого, конечно, можно ещё поспорить. Особенно в российских реалиях. Но футбольную аксиому в угоду реалиям не изменишь. Никуда не деться и от того факта, что махачкалинский клуб «Анжи» к перерыву сбавил обороты. Результаты последних матчей тому подтверждение. Неигровых причин такого спада может быть много. Начиная с многократно упоминаемых проблем с авиаперелётами, заканчивая затянувшейся адаптацией некоторых футболистов. Игровых – тоже. Но вот одна причина видится важнейшей.
Тактическая гибкость. Вернее, отсутствие оной. Ситуация, в которой на сегодняшний день находится «Анжи», достаточно сложна, учитывая определённую разницу в классе между игроками стартового состава и теми, кто потенциально должен усиливать игру, выходя на замену. Использование лишь одного набора игроков на протяжении всего первого круга (исключение – если кто-то травмировался) несёт в себе как очевидные плюсы, так и серьёзные минусы. К плюсам можно отнести то, что называется «обкаткой» состава: «притирка» футболистов друг к другу, повышение уровня взаимопонимания на поле, работа в «связках». Всё это помогает создать «контур» команды, рисунок её игры и облегчить футболистам понимание стоящих перед ними задач, а также их реализацию.
В то же время отсутствие внятной системы ротации состава вокруг условного центрального «стержня» команды (Ревишвили – Тагирбеков – Карлос – Буссуфа – Голенда) и использование одной и той же тактической схемы (4-3-3 в разных вариациях), без учёта уровня и возможного плана на игру соперника, делает команду слишком предсказуемой. Несмотря на частую фразу большинства тренеров о том, что «ЦСКА («Зенит», «Локо»…) не оглядывается на соперника, а играет в свой футбол» – доскональное изучение всех сильных и слабых мест противника является важнейшей составляющей подготовки любой команды. Это известная руководству «Анжи» аксиома.
Оценка
В такой ситуации любой тренерский штаб должен иметь на игру «план Б».
Оценивая выступление «Анжи» в первом круге, стоит отметить, что даже в тех случаях, когда план на игру у махачкалинцев срабатывал, происходило это в большей степени за счёт «засушивания» игры. В стилеитальянского «катенначо» с запиранием самих себя в собственной штрафной и беспорядочными выносами мяча подальше от ворот. Такая манера, безусловно, имеет свои плюсы (иначе результата бы не приносила). Но является слишком рискованной и даёт сопернику неоспоримые преимущества: он беспрепятственно выигрывает все подборы и может спокойно продолжать атаки. В большинстве случаев любая попытка контратакующих действий, в силу недостаточного умения футболистов сыграть низом в касание, превращалась из потенциально опасного минутного штурма в долгую позиционно-перепасовочную осаду. Что является менее опасным вариантом развития атаки, из-за потери эффекта неожиданности и предоставляемой сопернику возможности вернуться на свою половину поля и организовать оборонительные действия. В конце такой осады следовали либо длинная навесная передача (чаще – неточная), либо падение в какой-нибудь зоне поближе к штрафной в надежде на исполнительское мастерство Карлоса или «пушку» Тагирбекова при реализации штрафных ударов. Таким образом, количество голевых моментов, создаваемых при наших атаках было минимальным, так как мастерства, для того чтобы обыграться друг с другом вблизи штрафной соперника, команда не имела. Меньше моментов – меньше голов.
Подобная «опасливость» в тактике команды, заточенной на удержание результата, привела к потере солидного количества очков потому, что при высоком уровне давления со стороны соперника выше классом (ЦСКА, «Зенит»), оборона пробивалась всё равно. На перестроение игры не хватало тренерской мысли и класса исполнителей. В ситуации же, когда футболисты «Анжи» сами сталкивались с крепко обороняющимися «дружинами», уступающими махачкалинцам в классе («Томь», «Амкар», «Краснодар»), приверженность оборонительному стилю игры превращала матчи в тягомотину. Они «успешно» завершались ничьими там, где должны были быть гарантированные три очка. Приходится констатировать, что «плана Б» ни в одном матче у махачкалинцев не было. Никто не разработал. А если и разработал – то реализовать не смог.
Перспектива
При отсутствии изменения в стиле игры и разности между заявленной тактической схемой 4-3-3, и реализуемой условной 6-1-3 (без Ахмедова в составе и вовсе 7-0-3) во втором круге у команды могут начаться серьёзные проблемы. Нивелированная неожиданным успехом в матчах с «Рубином» и «Спартаком» консервативность тренерской мысли вкупе с возможным спадом в игре, и гарантированными потерями очков во втором круге может стоить нам места в восьмёрке. Группа лидеров чемпионата в лице «Динамо», «Рубина», «Зенита», ЦСКА, «Спартака» обязательно усилится в перерыве на трансферном рынке. А уровень гибкости их игровой модели, как и общий уровень большинства игроков и так заметно превосходит аналогичный у «Анжи».
Решение
Прогнозируемый спад легко объяснить моральной и физической усталостью, возникающей у большинства футболистов стартового состава при тяжёлом игровом графике (спаренность матчей, перелёты, разность в погодных условиях). Решить проблему спада можно самым эффективным во всех отношениях способом: пресловутой ротацией состава. Для уменьшения негативного влияния ротации игроков на результаты в трансферное окно необходимо приобрести футболистов не только для стартового состава. Помимо уже упомянутых нами (см. «ЧК» №23 от 17.06.2011) Сергея Рыжикова, Рината Янбаева и Дмитрия Булыкина, для глубины состава (хорошей скамейки запасных) необходимо приобрести ещё опытных футболистов. В частности, на подстраховку центральной связки обороны наиболее подходящей кандидатурой видится 35-летний капитан казанского «Рубина» Роман Шаронов.
Опыт выступлений на высоком уровне у Романа огромен и его профессионализм должен позволить вписаться в команду безо всяких проблем. Кроме того, не стоит забывать и о дублёрах. В качестве примера, можно привести лондонский «Арсенал», наставник которого Арсен Венгер задействует в трёх внутренних турнирах (Кубок Англии, Кубок Лиги, Премьер-Лига), а также в Лиге чемпионов максимальное количество футболистов. Получающие игровую практику в кубковых встречах молодые футболисты ближайшего резерва в дальнейшем без особых проблем вписываются в игровые схемы основной команды. Таким образом достигается необходимая глубина состава и уравнивание уровня футболистов всех эшелонов. Игровое время – главная составляющая прогресса резервистов. И будущего успеха команды – тоже. «Ровное поле» и «круглый мяч» нам в помощь.
Копилка
В последнем туре «Анжи» с уверенностью обыграл на выезде одну из слабейших команд Премьер-лиги, самарские «Крылья Советов». Несмотря на то что самарцы играли у себя дома, противопоставить что-то даже не самому быстрому темпу игры, заданному махачкалинцами, они не смогли. Установка на быстрый гол обычно имеет место быть в матчах против команд, заметно уступающих твоей команде в классе. Оговаривается ли при этом красота гола – неизвестно. Но тот факт, что Камиль Агаларов и Махач Гаджиев к 18-й минуте забили дальними ударами два гола, каждый из которых имеет право претендовать на звание лучшего в 15-м туре – наводит на мысль, что желание сыграть в Самаре красиво всё-таки было. Преимущество, имевшееся у «Анжи» на протяжении всего матча, в большей степени достигалось за счёт индивидуального мастерства исполнителей в сравнении с уровнем игроков «КС». В целом, рисунок игры махачкалинцев не отличался от рисунка предыдущих матчей. И лишь переход от обороны в атаку давался «Анжи» намного легче, чем в игре с ЦСКА. Как и осада ворот самарцев давалась гораздо более весело, чем осада ворот «Амкара». Однако говорить о каком-то качественном сдвиге пока рано. Несмотря на то, что деморализованные «Крылья» позволяли «Анжи» не только играть в своё удовольствие, но и кое-где попижонить (блестящий навесной пас пяткой на фланг Роберто Карлоса, или «пяточки» Буссуфа и Прудникова), подопечным Тарханова всё же удавалось перехватывать инициативу в определённые отрезки обоих таймов. И удачно прижимать «анжиевцев» к воротам. И даже создавать голевые моменты. В завершающей стадии футболистам Самары не хватало лишь исполнительского мастерства.
Игра голкипера Нукри Ревишвили оставила противоречивые чувства – не пропустил, кое-где спас, но делал всё это, по-прежнему, крайне неуверенно. Такие же эмоции вызывал после матча Камиль Агаларов –радость от забитого гола сменилась печалью из-за полученной им травмы – судя по всему, серьёзной. Голом на критику в свой адрес ответил Бенуа Ангбва – что ж, значит, место в обойме для фаворита Гаджи Муслимовича ещё есть. Что же касается брошенного в Роберто Карлоса банана на исходе встречи – итоговый счёт на табло (3:0) есть самый яркий ответ на подобные действия.
Банан, кстати, можно было бы съесть самому. И попросить запить чем-нибудь – юмор бы оценили. Можно отправить по почте комитету по этике во главе с Алу Алхановым. В контрольно-дисциплинарный комитет. Лично Фурсенко. Или в администрацию города Самары в подарочной упаковке с красной лентой. Зависит от воображения…
Вывод
Нестабильность результатов «Анжи» в последних матчах крайне усложняет возможность спрогнозировать итоговое место махачкалинского клуба в турнирной таблице. Но рискнём попробовать.
Объясняя нехваткой исполнителей высочайшего уровня, нынешний, самый что ни на есть целесообразный при имеющихся людских ресурсах и скудных резервах времени консерватизм в игровой модели главного тренера «Анжи», делаем вывод, что Гаджиев выжал из этой команды максимум. В дальнейшем только возможность варьировать состав даст нашему тренеру козырь в борьбе за место в первой пятёрке уже после регулярного чемпионата. Удачно проведённая нами трансферная кампания, туманное состояние дел в московском «Локомотиве», где тренерская чехарда может свести на нет весь потенциал команды, неопределенность в головах у руководства и тренерского штаба «Спартака» и более смелый и креативный подход с нашей стороны к каждому сопернику – и Лига Европы станет явью уже в следующем сезоне.
Наш прогноз: 5-е место по итогам чемпионата. В Лигу Чемпионов рано, но «Анжи» в еврокубке увидеть хочется.