Отемиш… Так называли в древности известный ныне каякентский Утамыш. Жёсткий, умный, строгий хан Султан-Махмуд оставил потомкам много назидательных уроков. Осталось только научиться пользоваться ими. Иначе придётся учиться на собственных ошибках.
В августе 1722 года стопятидесятитысячное походное войско Петра I, высадившееся у реки Инчхе, было атаковано 16-тысячным отрядом Султан-Махмуда Непокорного. Первые же потери, понесённые от «варваров», смутили русское командование. После перегруппировки войск, около восьмидесяти тысяч направляется к «городу Отемишу». И тут…
Передовые отряды русской кавалерии оказались буквально смяты и опрокинуты малочисленной кумыкской конницей из 400 всадников. Потери русского корпуса были невероятно большие! Командиры опешили. А всё объяснялось неожиданной тактикой утамышцев: шквальный огонь, подобный непрерывной стрельбе из современных пулемётов, буквально выкосил несколько сотен закалённых в боях со шведом русских воинов; тут же в сомкнутые ряды петровской кавалерии врубились всадники для сабельного боя. Ничего подобного суровые русские бойцы доселе не видели. Как могли «татарские всадники», вооружённые кто кремнёвкой, кто фитильными пистолетами, вести часами… «револьверно-пулемётный» огонь?! Такого вида оружия в мире тогда не знали, а перезарядить новейшее английское ружьё можно было лишь за 22 секунды, в лучшем случае.
Стратагема… Сперва отряд утамышского хана перед самым носом неприятеля вдруг образовал собою огромный круг. На большой скорости он начал вращаться. Те всадники, что выскакивали вперёд, разряжали в русские шеренги по 2-3 заряда и на полном скаку уходили по кругу на перезарядку стволов. Наступала очередь следующих.
Пётр и его офицеры, говорят, были шокированы. Летописцы утверждают, что царь отметил в походном журнале: «Будь у них стотысячное войско, обученное европейскому военному искусству, они захватили бы весь мир».
Сегодня несколько местных сёл – Башлыкент, Каранай, Каякент, Утамыш и другие – раззадориваются историей с «рулеткой». В политическом смысле. В гражданском. Непрерывной каруселью могут пройти акции неповиновения. Президент пока этого не чувствует. Это «анестетическая» природа Каякента. Он как шило в печени: не шевелишься – не больно, но стоит дёрнуться неловко, и…
- 2 просмотра