В своём последнем Послании Президент России озвучил посыл о том, что эффективность деятельности региональных органов власти будет оцениваться в том числе и в зависимости от успехов в создании условий для привлечения инвесторов. Таким образом, субъекты России поставлены в условия открытой конкуренции между собой за ресурсы своего развития.
Салихов Шамиль Магомедович, к. э. н., ведущий консультант аппарата Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике
Однако переход к рыночной экономике вкупе с децентрализацией системы государственного управления территориальным развитием поставили российские регионы перед необходимостью выживать в условиях ограниченных людских, финансовых, материальных и иных ресурсов.
В Дагестане на протяжении последних лет наблюдается рост инвестиций в основной капитал, но этот рост во многом объясняется эффектом «низкой базы» (стремительный рост обусловлен тем, что стартовая позиция была чрезвычайно низка). В абсолютном выражении доля этих инвестиций по отношению к общероссийским ничтожно мала. Ситуация во многом усугубляется констатацией органами власти и СМИ сложной криминогенной обстановки на Кавказе, высокой степени коррупции и клановости, а также навязыванием общественности мнения о чрезмерной склонности кавказцев оценивать явления окружающего мира сквозь призму своих норм и традиций.
Всё это требует принятия адекватных решений как на федеральном, так и региональном уровне, с тем чтобы обеспечить благоприятный имидж Республики Дагестан перед потенциальными инвесторами, и не только перед ними. Апологеты рыночной экономики называют такие решения «брендингом территорий». Речь идёт о действиях по изменению образа региона с точки зрения его внешнего восприятия и повышению его репутации в политической, экономической и социокультурной сфере. Силиконовая долина, Париж, Шанхай, Каталония — вот лишь несколько примеров брендов, придающих яркий, положительный образ для регионов. В России в качестве примеров можно привести: Санкт-Петербург — северная (или культурная) столица России, Казань — третья столица России, Великий Устюг — родина Деда Мороза и т.д.
Без объективно позитивной информации не будет доверия. Без доверия не будет инвестиций и развития производства. Не будет экономического роста.
Необходимость выявления и продвижения интересов территорий не отрицается и сторонниками плановой экономики. Примерами регионального брендинга во времена Советского Союза могут служить: Золотое кольцо России, житница России (Краснодарский край), Всесоюзная здравница (Кавказ) и др. При этом выделение территорий производилось с позиции единой системы стратегического планирования развития всего народно-хозяйственного комплекса страны («симфония брендов»).
Сегодня в России фактически отсутствует полноценная единая система стратегического планирования. Стратегия-2020 нуждается в существенной корректировке с поправкой на кризис, а поспешно принятая Комплексная стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года может и вовсе остаться декларативным документом. В этих условиях сложно рассуждать о стратегировании на региональном уровне, а уж тем более о принятии в развитие данных стратегических документов программ и финансовых планов.
Очевидно, что регионам необходимо брать инициативу в свои руки. И повышение имиджа Дагестана является одной из основных задач республиканских органов власти, бизнеса и гражданского общества. Успех стратегии развития во многом зависит от имиджевой политики органов власти, выстраивающей эффективную обратную связь с общественностью как за пределами региона, так и внутри территории. Это позволит нам занять собственную нишу в условиях растущей конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов, а также талантливых людей, креативных профессионалов и менеджеров — главного ресурса современного развития.
В свою очередь, федеральным властям, стимулирующим конкуренцию между регионами, следует помнить о законах кибернетики, согласно которым чем больше конкуренции внутри системы, тем менее конкурентоспособна система в целом.
- 19 просмотров