За три дня до выборов в Народное Собрание Республики Дагестан на центральную площадь Махачкалы вышли граждане, недовольные земельной политикой столичной администрации. Людей, державших в руках плакаты с требованием отставки Дмитрия Медведева и Владимира Путина, жёстко разогнали сотрудники полиции (подробнее см. 2 стр. «ЧК»). Земельный вопрос становится одним из катализаторов протестных настроений граждан. Не меньшее недовольство вызывает на местах процесс выборов.
Формирование парламента Дагестана исключительно по партийным спискам, а также включение в избирательный марафон политиков-тяжеловесов, в том числе руководителей республики и влиятельных дагестанцев из Москвы, постепенно свели на нет острую конфронтацию во время выборов в Народное Собрание. Теперь осталось понаблюдать за выборами муниципальными, события в которых будут иметь далеко идущие последствия, как положительные, так и отрицательные.
Если партийным лидерам, благодаря ощутимым ресурсам, удаётся без потерь продавливать свои интересы по пути в НС РД, то на местах всё складывается далеко не безоблачно. Уже третью неделю штормит Каякентский район, где в ближайшее воскресенье состоятся всеобщие выборы главы района. (О перипетиях борьбы за кресло главы Каякентского района читайте на 2 стр. – Прим. ред.) А мы лишь отметим: происходящее в последние недели в Каякентском районе – не что иное, как попытка местного населения расшибить твердыню инородного мнения, будь то мнения отдельных представителей руководства республики или других политиков-интриганов. Результаты стараний каякентцев мы увидим в ближайшее воскресенье. Заметим только, что Каякентский район – один из немногих, где за населением сохранилось право избрания своего руководителя.
Ещё полгода назад, до октября 2010 года, таким правом обладали и избиратели Лакского района. Впрочем, обо всём по порядку.
13 марта там состоятся дополнительные выборы в представительный орган. Жители должны будут либо одобрить, либо отвергнуть кандидатуру единственного соискателя депутатского кресла – главы района Юсупа Магомедова. Всё идёт к тому, что осуществится первый вариант, поскольку данные выборы сулят Магомедову далёкую и радужную перспективу, от которой он вряд ли так легко откажется. В октябре 2010 года свежеиспечённый депутатский корпус Лакского района спешно внёс изменения в устав района. Согласно ему, будущего главу МО определяет не народ, а его избранники-депутаты из всего числа. И обладание депутатским мандатом – это блестящий шанс для Магомедова переутвердиться на посту главы района.
А что же избиратели? А избиратели не очень-то пеклись и во время прихода Магомедова к власти в районе в 2007 году, хотя они же буквально смели предшественника Магомедова – Негматуллу Алиева.
Но для того, чтобы лакская общественность наконец проснулась, нужно было, чтобы Алиев прокололся и засветился на продаже земель отгонного животноводства на территории Бабаюртовского района. Но та же общественность, так ревностно отстаивавшая свои позиции при снятии Алиева с должности, буквально «разоружилась», когда её коснулся вопрос определения судьбы будущего главы. Поддержанный узкими, но тяжеловесными лоббистскими группами, новым главой стал Магомедов – зять семьи Хачилаевых.
Кстати, именно причастность к семье и позволила ему занять вожделенное кресло.
Справедливости ради надо сказать, что с самых первых дней он создавал образ деловитого человека. А то, что он выходец из Кулинского района, никому уже было неинтересно.
Сегодня Лакский район – это умирающий край. 70 % молодёжи либо уехало за пределы республики, либо урбанизировалось в городах Дагестана. Оставшаяся часть или выгорает от безделья, или свыкается с участью неудачников, дружащих с бутылкой. И это вполне понятно: нет земли, нет работы.
Из 29 сёл Лакского района минимум в 16 мы насчитали земельные конфликты. А те 1400 га земли, на которых прогорел Негматулла Алиев, были хоть и небольшим комом, брошенным в него, но тем не менее сразившим его наповал.
Однако его преемник Магомедов ни один из земельных конфликтов на сегодняшний день не разрешил и не поторопится разрешить. Впрочем, он не одинок в своих «благонамерениях». Ни один руководитель муниципалитета Дагестана не заинтересован в разрешении земельных конфликтов на вверенных ему территориях.
Причина более чем банальна: муниципалы сегодня сытно кормятся на многочисленных ГУПах, МУПах и СПК, учредители и хозяева которых, сфальсифицировав протоколы общих собраний колхозов, отобрали землю и имущество у трудового народа. Естественно, руководители этих «полей чудес» из кожи вон вылезут и душу дьяволу продадут, лишь бы удержать своё хозяйство. А надёжную крышу на местах им гарантируют главы МО. Только бы исправно снабжать своих глав-голов откормленным бараном или несколькими кругами сыра. Как правило, к изобильной кормушке, наряду с главой района, пристраиваются и судьи, и прокуроры, и начальники ОВД. Привязано к этой компании и Минимущество РД.
Подобный замкнутый и жизнеспособный круг означает только то, что земельные конфликты буквально бетонируются и становятся неразрешимыми.
А это, в свою очередь, означает то, что рушится село, деградируем мы с вами, теряя самобытность. Однозначно, что это путь только к накапливанию проблем и нарастанию конфликтов.
Каждому по вице-премьеру?
Величайший талант наших республиканских руководителей – это способность накинуть на вспыхнувшее пламя одеяло, предварительно не погасив огонь.
Например, конфликт, разгоревшийся после муниципальных выборов в октябре прошлого года в Тляратинском районе. Напомним, 26 октября там произошла массовая драка с применением огнестрельного оружия, в результате которой тяжёлые ранения получил начальник предвыборного штаба претендента на пост главы района Султана Ибрагимова – Курбан Дибиров. Массовое кровопролитие в районе тогда предотвратил первый вице-премьер Ризван Курбанов, который в течение двух дней курсировал на вертолёте между Махачкалой и Тляратой. Однако можно предполагать, что конфликт всё ещё тлеет, хотя бы потому, что не установлены и не наказаны виновные в стрельбе. Впрочем, на каждое село или район республики по курбанову всё равно не хватит. Тем более что накалённые, невидимые до поры до времени конфликты вспыхивают неожиданно и в самых разных уголках республики.
Ботлих, Гергебиль, Хаджалмахи – это лишь некоторые крупные сёла республики, в которых тлеют конфликты. Но если взрывоопасная ситуация в Хаджалмахи, обострившаяся после убийства 10 октября 2010 г. главы села Абулмуслима Нурмагомедова, пока ещё не выплёскивается за пределы села, то ситуация в Ботлихе и Гергебиле может обострить взаимоотношения в целом по районам. Бомбу там может подложить негибкая кадровая политика на местах. Не секрет, что в Ботлихском районе более десятка лет большинство ключевых постов занимают представители относительно малочисленной народности – андийцев, что задевает ботлихцев. Публичное признание в любви Владимира Путина в 1999 году и последовавшее вскоре строительство военного городка в Ботлихе с многочисленными строительными подрядами и миллиардами денежных вливаний подлили масло в огонь. Многие местные чиновники завязли в этих подрядах, отхватывая всё большие куски из нескудеющего бюджетного пирога Минобороны страны. Управлять районом становилось всё труднее и труднее, что и вынудило Джавпара Рамазанова добровольно сложить с себя полномочия главы района в 2010 году.
Апогеем ситуации в Гергебильском районе стал день 30 июля 2010 года, когда произошла массовая драка между более чем четырьмястами жителями Гергебиля и Кикуни с применением огнестрельного оружия. В результате 3 человека погибли, 5 получили ранения. Глава района Магомед Магомедов, уроженец Кикуни, держит бразды правления с 2004 года.
Кстати, в 1990 году волна массовых акций протеста жителей села Унцукуль выбросила из района почти всё местное руководство, которое состояло из представителей других сёл и районов.
Ротация несменяемых
Всё, что происходило и может произойти в этих районах, конечно, нельзя сравнить с тем, как один за одним рушатся североафриканские режимы, но в других масштабах республика может всё же серьёзно пострадать. Не нужно быть великим стратегом, чтобы понять, что действия дерущихся насмерть 400 человек – это не шутки.
Несомненно, руководству Дагестана сегодня мало только бескровно провести день выборов. Кроме рамок металлоискателей и камер видеонаблюдения, а также многотысячной армии полицейских на избирательных участках, необходим другой, но не менее важный механизм – взвешенная кадровая политика в муниципалитетах. Разумеется, новое распоряжение президента Магомедсалама Магомедова, запрещающее главам МО покидать пределы республики без его ведома, – хороший шаг, кстати перенятый из советского прошлого нашей страны.
Главы муниципалитетов должны нести ответственность за накаливание протестных настроений на местах. Необходима взвешенная и своевременная ротация руководящих кадров. А первый датчик, на который должен смотреть и делать выводы президент, – это настроения народа в районах.
Но повторимся: никакие ротации не помогут, пока Магомедсалам Магомедов и его правительство не решит одну из главных проблем – не ликвидирует ГУПизированные и МУПизированные начинки районов как подпитывающую среду для закостеневших и зажравшихся глав муниципальных образований.
- 1 просмотр