Выборы, заброшенные народом Дагестана. Избирательные бюллетени, заброшенные воспитателями детских садов, учителями и врачами в урны для голосования. Высокий процент явки, объявленный по итогам этого фарса. Выборы в Дагестане состоялись. Народ уже давно сделал свой выбор в пользу непрепятствования государственным служащим делать то, от чего сам отказался, – выбирать себе руководство.
13 марта мы провели небольшой опрос среди жителей одного из домов Махачкалы. 25 респондентам был задан вопрос: «Знаете ли вы, что сегодня проходят выборы?»Одиннадцать человек ответили, что знают, но не пойдут голосовать.девять – что не знают и знать не хотят, потому что не верят в положительный исход голосования. Один сказал, что уже проголосовал. Четверо ответили, что о предстоящих выборах слышали, но не знали, что они проходят 13 марта.
За день до выборов, 12 марта, у руководства республики была уникальная возможность призвать народ проявить гражданскую активность и явиться на выборы. Порядка тринадцати тысяч человек, пришедшие в субботу на матч «Анжи» – «Краснодар», могли внять этому призыву руководства республики, которое присутствовало на матче. Но, похоже, подобная активность народа не была нужна. Пользователь nurlan_aliev в своём блоге так описывает выборы: «Сначала не придал значения тому, что одна и та же девушка в розовой курточке поднимается наверх дважды... Сомнения закрались, когда эта девушка начала переодеваться и меняться одеждой с другой пышнотелой девицей, а затем они снова вместе заходили в зал для голосований. Потом они выходили на улицу, шли в соседний корпус школы (другой избирательный участок) – голосовали уже в третий раз там. Через некоторое время возвращались в первый корпус, снова опускали свои бюллетени и ждали очередной команды. Наблюдатели СЛЕПЫ, ГЛУХИ и НЕМЫ!!!»
Избирательный участок № 1118 в Сепараторном посёлке Махачкалы стал наглядным пособием для изучения избирательной активности как электората, так и членов участковой избирательной комиссии. В 12 часов дня, в разгар голосования, с «ЧК» связался председатель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей РД Исалмагомед Набиев, который следил за ходом выборов в статусе наблюдателя от «ЧК». «С восьми часов утра я считал каждого избирателя, входящего в зал для голосования. К полудню их было 71, но члены комиссии во главе с председателем Галиной Кравцовой довели эту цифру до 523 человек. На моих глазах некоторым избирателям давали по 3 – 4 бюллетеня. А некоторые получали бланки, представив только водительские права», – говорит Набиев.
Но, как на героя сказки, который научился считать, на Набиева обозлились те, у кого своя математика. «Ты что тут делаешь? Где гарантия того, что ты дашь газетам правдивую информацию? Из-за таких, как ты, в Дагестане сложилась подобная ситуация», – с упрёками, по словам Исалмагомеда Набиева, к нему подошли два человека, предположительно кандидаты в депутаты НС РД от партии «Единая Россия».
Более того, они дали указание дежурившему полицейскому вывести Набиева из зала, но до этого дело не дошло. Ко времени закрытия избирательного участка, по данным комиссии, проголосовали более 1500 человек, тогда как, по подсчётам Набиева, в зал голосования фактически вошёл только 131 избиратель.
Похожая картина была и в пригороде столицы. По сообщениям официальных СМИ, в посёлке Красноармейск была очень высокая явка избирателей – 77 %. Однако противоположного мнения придерживается житель посёлка Магомед Гусейнов. «Число голосовавших тут было с гулькин нос: единицы ходили на выборы, а в посёлке была полная тишина», – сообщил Гусейнов.
Кизилюртовский район
Разнятся данные о явке избирателей в сёлах Кизилюртовского района. Относительно высокая явка голосовавших отмечена в селе Комсомольское – 1 500 человек из почти 3 тысяч обладающих правом голоса. Но это, скорее, было связано с тем, что одновременно с выборами в НС РД тут выбирали и главу местной администрации. Новым главой села стал Казбек Абдуразаков. А в селе Стальское, что в 3 км от Комсомольского, была совсем иная картина. «У многих людей собирали паспорта, и голосовали потом за них. Абсолютное большинство сельчан проигнорировали выборы», – сказал наш источник в Стальском.
Кайтагский район
За 2 дня до выборов, 11 марта, в селе Маджалис, Кайтагского района, произошёл инцидент с участием кандидата в депутаты НС РД от КПРФ Алибулата Гасанова. Поздно ночью, в тот момент, когда Гасанов вышел из избирательного штаба и собирался сесть в «мерседес», за рулём которого находился его родной брат Аликурбан, к ним подбежал неизвестный и открыл огонь из автомата. Когда первый стрелок расстрелял рожок, подбежал второй и пустил очередь по брату кандидата, который от полученных 20 ранений погиб на месте. Сам Алибулат Гасанов получил 5 проникающих ранений в область живота и находится в больнице. Его состояние врачи оценивают как средней тяжести.
По некоторым данным, за день до покушения на собрании ТИК Гасанов сделал жёсткие заявления о том, что, в случае фальсификаций на выборах, проведёт массовые акции протеста. Однако, по сведениям нашего источника из Кайтагского района, целью нападавших, скорее всего, был Аликурбан Гасанов, у которого сложились конфликтные отношения с некоторыми жителями района. Стрелявшие, возможно воспользовавшись предвыборным ажиотажем, рассчитывали увести следствие по ложному пути.
Дахадаевский район
Не было никаких проблем у «Единой России» в Дахадаевском районе. По данным ТИК, партия власти заручилась поддержкой более 70 % избирателей. По сведениям нашего источника из района, работникам бюджетных учреждений в крайне строгой форме рекомендовали голосовать за «ЕР». В случае невыполнения установок главы района, им грозили увольнением с работы. Другой наш собеседник сообщил, что 4 февраля в конференц-зале экономического факультета ДГУ прошла встреча ректора Муртазали Рабаданова (кандидат в депутаты НС РД от «Единой России» и выходец из Дахадаевского района) со студентами из того же района, которым было велено ехать в свои сёла с целью организовать работу по обеспечению голосов за партию власти и подготовить отчёты. По некоторым данным, студентам из Дахадаевского района были предоставлены недельные каникулы.
В Хасавюртовском районе также не наблюдалось штурма избирательных урн. Например, в селе Ново-Саситли, и это нам стало известно от местного жителя, проголосовали только ТРИ человека из 998, обладающих правом голоса. Двое из них, по его словам, отдали голоса за КПРФ, другой за ЛДПР. Не проголосовали даже члены местной избирательной комиссии. По официальным же сведениям явка в Ново-Саситли составила более 95 %, причём, единороссы поучили 750 голосов избирателей.
А Хасавюртовская городская ТИК выдала результаты выборов рано утром 14 марта и впоследствии не изменяла, попортив немало нервов справедливороссам.
Каякентский район
До последних минут голосования интрига сохранялась в Каякентском районе, где, наряду с выборами в парламент, состоялись и выборы главы района. Как и ожидалось, борьба за кресло главы развернулась между двумя кандидатами – Ильмиямином Магомедовым и Ильмутдином Гамзаевым. Подогревали страсти и массовые протесты жителей района, прошедшие накануне, против вмешательства в ход выборов со стороны республиканских чиновников. По показателям Каякентского ТИК, всего в районе проголосовали 23 146 человек из 31723, обладающих правом голоса. Явка составила 72,1 % из общего количества избирателей. По последним данным, на выборах главы МО «Каякентский район» победу одержал Ильмутдин Гамзаев, набравший 50,48 % голосов, а Ильмиямина Магомедова поддержали 43,99 % избирателей.
Примечательно, что реальная высокая явка избирателей на участки, по данным наших собеседников, отмечена в тех районах и сёлах, где выборам в Народное Собрание сопутствовали и местные выборы. явное тому подтверждение – Каякентский район, село Комсомольское, сёла Гергебиль, Тотурбийкала и Эндирей, в которых также выбирали глав администраций.
А, например, в селе Балахани, Унцукульского района, по словам одного из местных жителей, избирательный участок посетили от силы человек сорок. «Ничуть не выше явка и в соседних сёлах», – сообщил он.
Каспийск
В 19:30 корреспондент «ЧК», расписывавшийся в получении избирательного бюллетеня, обнаружил на странице, что, помимо него, в списках имеется только одна подпись. Напротив всех остальных фамилий было пусто.
Каспийск всё же попал в хронику нарушений.
Так, обращения о нарушениях на избирательном участке № 0648 (ПТУ № 6) поступали на «горячую линию» ассоциации «ГОЛОС». «Список избирателей по состоянию на 16:00 уже заполнен паспортными данными, а протокол подписан членами участковой комиссии». Судя по этой информации, там произошли массовые вбросы бюллетеней. Ещё в одном сообщении говорится о массовой драке: неизвестные забрали у председателя участковой комиссии № 0643 ключи от сейфа с бюллетенями, открыли его, совершили выброс и сломали урну.
По словам председателя ТИК Каспийска Лины Перцевой, на 18:00 13 марта комиссия насчитала 28 387 заполненных бюллетеней. То есть на выборы пришли не менее 58,4 % избирателей.
Казбековский район
Интересная ситуация складывается в Казбековском районе. Здесь борьбу вели три сильных кандидата: глава ОАО «Сулакский гидрокаскад» действующий депутат Нурмагомед Алиев («Единая Россия»), ещё один действующий депутат Айтемир Сатираев («Справедливая Россия») и бывший глава района Амир Азаев («Патриоты России»). Не разобравшиеся в новом подсчёте голосов по системе Империали, Сатираев и Азаев продавливали в районе свои кандидатуры, не очень-то волнуясь о судьбе единоросса. Правда, потом итоги выборов в районе были скорректированы под нужды партии и в данный момент, как сообщают местные источники, район остаётся без депутата. Вероятно ситуация будет разрешена усилиями РИКа, не оставаться же казбековцам без избранника.
В Юждаге всё спокойно
Нарушения были зафиксированы лишь в двух муниципалитетах Юждага – Табасаранском районе и городе Дагестанские Огни. Один из лидеров оппозиции – Мигдат Гаджиев – обратился в «ЧК» по поводу того, что большинство руководителей местных отделений партий являются родственниками и односельчанами главы района Нурмагомеда Шихмагомедова, однако сам Шихмагомедов отверг обвинения в свой адрес.
Он добавил, что нарушений не было. На вопрос, почему незадолго до выборов оппозиционные кандидаты отказались от участия в них, Шихмагомедов заверил, что он не оказывал на кандидатов никакого давления, и добавил, что снялись не только кандидаты от КПРФ, но и от партии «Патриоты России». По поводу нарушения принципа представительства и клановости в партийной системе Нурмагомед Шихмагомедов отметил, что в партиях представлены жители многих других сёл района.
В селе Аркит 76 бюллетеней, поданных за КПРФ, были забракованы путём проставления в них ещё одной галочки. Казихан Курбанов – лидер местной оппозиции – убеждён в том, что это стало результатом влияния министра земельных и имущественных отношений Дагестана Сефера Алиева, который является уроженцем этого села. Алиев якобы говорил своим сельчанам, что давал слово президенту Магомедсаламу Магомедову, что в своём родном селе обеспечит для ««Единой России» 95 % голосов»». Затем оппозиционер рассказал, что на 14 марта, по их подсчётам, на основании имеющихся у них копий протоколов, за КПРФ проголосовали не менее 18 % избирателей. Он также сообщил, что примерно 40 протоколов исчезли. «Ни мы, ни представители ТИК не знают, где они», – добавил Курбанов.
В избирательном участке № 0374 в Дагестанских Огнях 13 марта произошла потасовка из-за того, что группа молодых людей произвела вброс бюллетеней. Об этом поведал бывший кандидат в депутаты от партии «Патриоты России» Али Ханмагомедов.
Примерно в 8:40 утра с этого участка сообщили о нападении группы молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет. По приблизительным данным, молодчиков было 120 человек. По рассказам очевидцев, они подъехали на «газелях» жёлтого цвета, вошли на участок и начали забрасывать в урну пачки бюллетеней. Бюллетени были с печатями. «Когда я вошёл в помещение избирательного участка, там была сумятица и потасовка. Одного из злоумышленников удалось задержать. Когда он убегал, то пытался избавиться от бюллетеней. Три бюллетеня, которые он закинул на дерево, были изъяты наблюдателями», – рассказал Ханмагомедов.
По его словам, во время потасовки урна для голосования была сломана. По приглашению членов УИК на место прибыл начальник городской полиции. Его просили открыть новую урну. Но он развёл руками и ничего не предпринял. Голосование продолжилось несмотря на то, что печать на урне была повреждена. По итогам голосования выборы на этом участке, как впрочем и на других, были признаны состоявшимися. Представители ТИК не сообщили о каких либо нарушениях.
Как нам сообщил председатель ТИК Дагестанских Огней Тажутдин Эседов, он сейчас из-за переутомления находится дома, поэтому не владеет полной информацией о предварительных итогах голосования. По его данным, партия «Единая Россия» в Дагогнях получила 80,2 % голосов избирателей. Он подчеркнул, что лично объезжал все участки города, но не стал свидетелем каких-либо нарушений. Эседов подтвердил информацию о том, что был инцидент, о котором слышал через третьих лиц: «Группа молодёжи хотела быстро проголосовать и торопила членов УИК. Они повысили голос на председателя УИК. По поводу того что представители местного отделения партии «Патриоты России» отказались от участия в выборах, собеседник отметил, что это их право. Но это не значит, что выборы на каком-то участке были прекращены», – добавил Эседов.
Неожиданными стали результаты выборов в Дербенте.
По второму участку кандидаты от «Единой России» не получили проходного количества голосов. В Дербенте от партии власти разными блоками выступали кандидатуры в двух округах. На одном из них первым шёл Назим Апаев – бывший глава УФНС республики. А на втором должен был пойти Мавсум Рагимов. Они являются сторонниками мэра Дербента Имама Яралиева. Однака в Махачкале на политсовете ДРО партии «Единая Россия» Николай Алчиев включил первым номером Ханлара Пашабекова, сместив Рагимова на третью позицию. В городе пошли разговоры, что это был сигнал Яралиеву, что в НС РД будут представлены люди, подконтрольные не ему, а Махачкале. После этой рокировки Яралиеву пришлось выставлять другую креатуру – Эльхана Казимова – через партию «Патриоты России». По предварительным показателям, победу одержали оба сторонника Яралиева. Креатура Алчиева – Пашабеков – не прошёл. В соседнем Магарамкентском районе выборы контролировали хорошо организованные силы, управляемые некоего Садули. Эта группа всё более распространяет своё влияние и на Дербент.
Что получаем?
С реальностью, которую видит каждый дагестанец, не совпадают официальные данные. Согласно результатам Центризбиркома, Дагестан стал лидером избирательной активности граждан. Статистика говорит о том, что на выборы пришли порядка 85 % избирателей. В других субъектах федерации, где в воскресенье также проходили выборы, цифры по явке более реальные. В Оренбургской области, например, к избирательным урнам пришли 38,6 % избирателей, в Тверской – 32,9 %, а в Калининградской – 36 %. Причём в этих регионах партия «Единая Россия» потеряла от 15 до 20 процентов голосов избирателей в сравнении с думскими выборами 2007 года.
В Дагестане, согласно официальным цифрам, самую большую лояльность партии и президенту продемонстрировал родной для Магомедсалама Магомедова Левашинский район, где «Единая Россия» набрала рекордные 94,34 %. Меньше всего партию власти любят жители Ногайского района: там «ЕдРо» набрала всего 26,65 %, уступив пальму первенства коммунистам во главе с действующим председателем комитета НС РД по здравоохранению Мурзадином Авезовым.
Самый «тяжёлый» из единороссовских мандатов у депутата от Каспийска – главы дагестанского отделения «Рус-Гидро» Тимура Гамзатова: за него в урну было брошено 32 808 бюллетеней. А самый «лёгкий» мандат у прошедшего от Южно-Сухокумска 24-летнего сына Гаджи Махачева – Далгата: чтобы попасть в парламент, ему хватило 1 620 бюллетеней с проставленной напротив его фамилии галочкой.
Тем не менее один Далгат Махачев набрал больше голосов, чем партия ЛДПР по Дагестану в целом: за неё проголосовали 639 человек. Больше всего сторонников у Владимира Жириновского нашлось в Ботлихском районе – 337 человек.
Другим неудачником выборов стало ДРО партии «Правое дело»: ей не хватило совсем немного – до 5 % голосов, чтобы завоевать хотя бы один мандат для главного дагестанского праводела – председателя Комитета по развитию предпринимательства и малого бизнеса Магомеда Шахбанова. Руководство республики, видимо, посчитало, что деятельность комитета не станет лучше, если его председатель станет ещё и депутатом. Голоса, поданные за эту партию, согласно новой системе подсчёта, пошли в пользу «Единой России».
«Правое дело» провалилось даже несмотря на то, что незадолго до выборов в республику приезжал и встречался с Магомедсаламом Магомедовым лидер партии Леонид Гозман. Он, кстати, выступал оппонентом Владимира Жириновского в той самой передаче «Поединок», после которой на лидера ЛДПР взъелся весь Кавказ. За ЛДПР в Дагестане не голосовали, но и Гозмана за то памятное противостояние Жириновскому благодарить не стали.
Вместо P. S.
Выборы закончились, а после них началась выборная политика. Ответственные за выборы люди президента с самого начала не смогли просчитать сколько какой партии и какому кандидату нужно голосов и процентов для прохода в парламент. Главы администраций рисовали голоса «чисто от себя». Теперь приходиться урезать голоса у одних и прибавлять другим. Продолжиться это вероятно до 24 марта, когда Избирком РД должен будет объявить окончательные результаты выборов.
Перед Магомедсаламом Магомедовым, впрочем как и перед его предшественником, стояли две задачи: показать контроль над ситуацией в Дагестане, сформировав парламент таким образом, чтобы он был управляемым, сохраняя при этом видимость демократии и многопартийности, а также не допустить конфликтных ситуаций во время избирательной кампании. С этой задачей Магомедов справился лучше Муху Алиева.
- 2 просмотра