Всё, что связано с ЖКХ и коммунальными услугами, стало в последнее время информационным трендом в многочисленных СМИ. Нескончаемые обсуждения и дискуссии на телеканалах, в Интернете и печатных изданиях оставляют впечатление, что нас вновь готовят к каким-то экстремальным для нашего быта и кошельков потрясениям в жилищно-коммунальной сфере.
Пока же аппетиты монополистов – энергопоставщиков и предприятий ЖКХ – решено поумерить. Тарифы на 2011 г. повысились не более чем 15 %, вместо запланированных 30 – 40 %. Год-то предвыборный. Общественная палата РФ даже установила бесплатную «горячую линию» для жителей страны по жалобам на злоупотребления в жилищно-коммунальной сфере (тел.: 8 800 700 8 800). Стремление властей выпустить пар народного недовольства наталкивается на нежелание монополий урезать свои доходы.
Рост коммунальных платежей в России не снижался даже в кризисный 2009 г. и повысился по стране за январь-февраль 2009 г. в среднем на 20 %, а за последние 10 лет тарифы увеличились в 14 раз! Похоже, государство решило за счёт населения поддерживать экономику страны на плаву. Заодно нуждается в подкормке и чиновничье сословие. ЖКХ не зря называют «второй нефтью»: финансовые потоки здесь соразмерны потокам в нефтяной отрасли. «Навариваются» на ЖКХ не только чиновники, но и банки. По данным Общественной палаты РФ, только Сбербанк РФ, пропуская через себя коммунальные платежи объёмом в 750 млрд рублей в месяц, лишь в виде комиссионных получает доходы от населения страны за эти операции 180 млрд рублей в год.
Стихия цен, монополия беспредела
Разгул цен ожидается к 2014 г., когда прекратится госрегулирование ценообразования услуг ЖКХ и энергоносителей, но не исчезнут проблемы в этой отрасли. До настоящего времени не могут разобраться с транспарентностью тарифов. В ту же стоимость кВт/часа загоняют все мыслимые и немыслимые издержки энергетических компаний. Так называемые прочие затраты (издержки, не связанные с производством), например у ОАО «ДЭСК», составляют около 6 млрд рублей и прямиком идут в стоимость кВт/ч, который мы оплачиваем из своего кармана. Республиканская служба тарифов некритически относится к расчётам, предоставляемым компаниями в обоснование своих предложений по тарифам.
В тарифы жилищно-коммунальных предприятий разрешено закладывать убытки. Ведь у нас в стране воруют, по меткому выражению Михаила Жванецкого, не с прибылей, а с убытков. И в будущем из-за либерализации цен ожидается, что цены будут меняться чуть ли не ежемесячно. Принцип «С миру по нитке – рубашка для монополий» будет реализован тогда полностью. Эти мрачные прогнозы имеют под собой основание: вряд ли к этому времени исчезнут проблемы с монополизмом и клановостью в экономике. Монополисты умеют защищать свои интересы. Чего только стоят усилия ОАО «МРСК Северный Кавказ» вкупе с ОАО «ДЭСК» по недопуску на оптовый рынок энергии и мощности махачкалинской «Энергосбыт-1», несмотря на решения судов и предписания антимонопольщиков! Сами же муниципалитеты опутали своих жителей щупальцами подведомственных им организаций жилищно-коммунального сектора, также являющихся монополистами. Даже оплата этих услуг превратилась для населения в хождение по мукам. Всем памятны ещё многочасовые стояния в махачкалинском МУП «ГЕРЦ», когда пожилых людей, не выдерживавших длительных ожиданий в очередях к кассам, увозили «скорые» с различными обострениями хронических заболеваний.
Монопольное положение муниципальных предприятий ЖКХ поддерживается и административными мерами. Особенно в Махачкале активно проводится политика удушения товариществ собственников жилья, неподконтрольных муниципалитетам. Так, ТСЖ «Ленина, 18» в Махачкале не вылезает из судов, отбиваясь от претензий муниципальных компаний – поставщиков электроэнергии, тепла и других услуг, постоянно пересчитывающих уже оплаченные ТСЖ – услуги.
Сфера ЖКХ стала одной из клановообразующих на Северном Кавказе. С этим связано и решение федеральных властей свести все платежи ЖКХ в единый расчётный центр, скорее всего расположенный на территории Ставропольского края.
Тайны за семью печатями
Государство находится в поиске оптимальных решений выхода из тупика в жилищно-коммунальном хозяйстве. Реформы ЖКХ, постоянные изменения в тарифообразовании, структурные изменения в управлении отраслью не дают положительного результата. Все проблемы надеются решить «невидимой рукой рынка» и привлечением частного бизнеса. В то же время практически ничего не предпринимается в самих основах всепожирающего монстра ЖКХ, в которых тариф – это способ отъёма личных средств граждан. Не поднимается вопрос о прозрачности тарифов и реальных мерах по снижению монополизации отрасли. Нет ответа ни от УФАС по Дагестану, ни тем более от Республиканской службы по тарифам вроде бы на простые вопросы. К примеру, почему кВт/ч в Дагестане стоит 1 руб. 68 коп., а в Иркутской области – 68 коп? В качестве подтверждения очевидной завышенности тарифа на электроэнергию можно привести и экспертное заключение по арбитражному спору ОАО «ДЭСК» с Махачкалинскими горэлектросетями, где стоимость кВт/ч определена в 68,41 коп. по состоянию на 2009 г. Почему норматив потребления тепла в Махачкале составляет столько же, сколько и в Подмосковье – 0,015 Гкал в месяц на квадратный метр при средней температуре в отопительный сезон +1 и – 6 градусов соответственно? При этом в Подмосковье и Москве производится перерасчёт платы за отопление в зависимости от изменений климата: так, в 2009 г. жителям Москвы были засчитаны в счёт будущих платежей 3 млрд руб. в связи с изменениями температурного режима. В Махачкале же по распоряжению администрации города, чтобы как-то сгладить ситуацию с непомерной платой за отопление, её начисление было разнесено на весь год. Однако подобная мимикрия властей мало утешает горожан.
Дутые нормативы широко используются и газоснабжающими компаниями. Из 10 млрд официального долга республики 9 млрд рублей должно население. Газовые контролёры под разными предлогами игнорируют показания счётчиков и требуют оплаты газа исходя из нормы потребления на жилплощадь. При этом сами нормативы, утверждённые постановлением правительства Дагестана от 29 декабря 2007 г. и пролоббированные газовиками, в разы превышают реальный расход газа на обогрев пищи или отопление жилплощади при объективно существующем температурно-климатическом режиме. Таким образом, постановление правительства Дагестана подменяет собой объективные законы физики, лежащие в основе теплообменных процессов.
Инфернальные платежи
Недовольство и протесты махачкалинцев, наиболее сильно проявившиеся в связи со злоупотреблениями по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги и энергию, нарастают с каждым днём. Ситуация предгрозовая. Ведь в городе уже сложились традиции «революционных» выступлений. Зима 2008 – 2009 гг. у всех на памяти. «Энергосбыт-1», знаменитый произволом контролёров и наездами даже на госучреждения, теперь концентрирует у себя сбор платежей по воде, теплу и электроэнергии; в планах также газ, техобслуживание и другие услуги. Компания пытается, по словам её первого замгендиректора Магомеда Гитинова, «упорядочить» начисление платежей. Это «упорядочение» настолько обозлило махачкалинцев, что руководство компании извинилось перед горожанами и объяснило произошедшие за последнее время по адресам абонентов приписки дополнительных жильцов сбоем в автоматизированной системе абонентской службы. Контролёры компании заняты теперь, помимо взимания абонентской платы, установлением реально проживающих в домах и квартирах граждан. «Расхождения», конечно же, выявляются в пользу компании. Есть случаи, когда приписывают дополнительно до 7 человек проживающих, по мнению контролёров, без регистрации в домовладении. Платёжки по услугам, естественно, приходят уже завышенными и вызывают возмущение горожан.
«Этот город проглотили бы, если бы смогли. Наверное, в рот не лезет. Не могут разобраться с этими джехеннем-платежами», – возмущается женщина по поводу чрезмерно завышенной платы за коммунальные услуги, выходя из маршрутки возле офиса «Энергосбыта-1». Многочисленные приписки и другие злоупотребления стали головной болью многих горожан и коммерческих структур в городе. Отстаивать свои права успешнее всего удаётся коммерческим структурам. Так, Махачкалинский мясокомбинат сумел через Арбитражный суд РД снизить неправомерно начисленную «Энергосбытом-1» плату за электроэнергию на сумму более 5 млн рублей. Минстрой РД также инициировал судебное разбирательство по поводу «доначисленной» абонплаты на сумму два с лишним миллиона рублей.
Простых горожан изнурительные судебные ристалища мало привлекают, и поэтому им приходится наиболее тяжко. На это, видимо, рассчитаны и последние «новации» по выявлению зайцев. Завышенные нормативы на потребление воды, тепла и других коммунальных услуг прокрутки счётчиков не дают, видимо, для муниципальных компаний, подвизающихся в жилищно-коммунальной сфере, необходимой «маржи», удовлетворяющей их неуёмные аппетиты. Да и ситуация с долгами Махачкалинских горэлектросетей, перевалившими за миллиард рублей, в связи с его последним проигрышем в арбитражном суде ОАО «ДЭСК», может снова стать зубной болью для муниципальных властей и привлечь внимание федерального центра. Что чревато негативными последствиями для администрации города в свете последних высказываний президента РФ Дмитрия Медведева на встрече с начальником контрольного управления президента Константином Чуйченко о том, что, в случае выявления злоупотреблений муниципальных властей в ЖКХ, главам субъектов федерации необходимо ставить вопрос о соответствии главы муниципального образования занимаемой должности.
Затягивание коммунальной удавки на шее россиян не может продолжаться бесконечно. Это понимают все. Единственное – осталось найти выход из этого лабиринта жилищно-коммунальных проблем.
- 2 просмотра