[ Дави на газ! ]

Слухи о передаче функций по сбору платежей за газ от махачкалинской абонентской службы ООО «Дагестангазсервис» (дочерняя структура ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск») к ООО «Энергосбыт-1» вывели более шестисот сотрудников газовой службы и их сторонников на улицы столицы, где 28 и 29 марта они провели акции протеста.

Утром 28 марта около ста сотрудников, непосредственно находившихся на рабочих местах, закрыли свои кабинеты, кассы и вышли на улицу. Как нам рассказал один из собеседников, на такой шаг они пошли после того, как из Пятигорска, где базируется головной офис – ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск», – поступил телефонный звонок о якобы подписанном главой данной структуры Раулем Арашуковым приказе о назначении руководителем абонентской службы по Махачкале Ислама Гусейханова – новоизбранного депутата НС РД и гендиректора ООО «Энергосбыт-1». Гусейханов приходится племянником мэру Махачкалы Саиду Амирову. Этот факт и стал основным раздражителем митингующих. «Весь город уже прибрал к рукам, теперь и на газ хочет лапу свою наложить?!» – доносились возмущения, адресованные Амирову.

«Если не останется другого выхода, мы умрём здесь, но не позволим отобрать нашу работу и выбросить нас на улицу», – жёстко отреагировал один из толпы. По словам людей, Гусейханов якобы сказал им, что у него уже есть своя команда, которая будет заниматься сборами платежей за потреблённый газ.

Не обошлось и без национального подтекста. «Почему он(Саид Амиров. – Прим. ред.) не лезет в другие структуры, в Дагнефть например? Почему лезет именно на единственную кумыкскую структуру?!» – возмущались люди.

 

Поход к верхам

 

Между тем людей прибывало всё больше и больше. Простояв около часа у своей конторы, толпа (около 250 человек) двинулась к офису дагестанского филиала ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск».

Директор филиала Мурад Гаджиев (депутат НС РД пятого созыва от партии «Справедливая Россия») был немного обескуражен видом нескольких десятков крепко сложенных ребят в своей приёмной, но тем не менее пригласил их представителей пройти в кабинет и обсудить создавшуюся ситуацию. Однако в кабинет зашло ровно столько людей, сколько смогло вместить помещение. Около пятидесяти молодых людей начали осторожно вести диалог, но, раздражённые спокойствием Гаджиева, стали словесно атаковать его. «Мурад, мы же все поддержали, когда тебя назначили на эту должность. Неужели ты не в состоянии повлиять на кадровую политику в своей же структуре?» – потребовал ответа один из ребят. Слова Гаджиева о том, что никто никого не назначал и никакого официального приказа нет, вывели присутствовавших из себя. «Мы слово даём, не назначат на эту должность Ислама. Если нас не послушаются, мы прибегнем к другим методам», – ударив кулаком по столу, пригрозил один из сотрудников абонентской службы (речь, конечно же, идёт не о назначении Гусейханова в отделение федеральной газовой компании, а именно о передаче функций по сбору платежей Энергосбыту­-1. – Прим. ред.).

Тем не менее он сказал, что в тот же день встретится с президентом Магомедсаламом Магомедовым. Не доверяя его словам, люди пообещали собраться на следующий день. Отметим, что и в первый, и во второй день протеста на рабочем месте отсутствовал начальник абонентской службы столицы Рашит Темуркаев. С его именем уже бывшие подчинённые и связывают последние процессы в организации. В частности, до Темуркаева столичную абонентскую службу возглавлял Магомед Шахманаев. При нём в Махачкале функционировали 30 касс Дагестангазсервиса, где потребители могли произвести оплату. При Темуркаеве же эти кассы и закрылись, а населению оставили три варианта оплаты – через почту, банки и терминалы. О последствиях таких изменений читайте ниже.

 

Поход к Белому дому

 

На следующий день, 29 марта, около 600 человек собрались у автостоянки столичной администрации, а потом двинулись в сторону, противоположную Центральной площади, – к ограде Белого дома. Просьбы и требования постовых полицейских отойти подальше митингующие проигнорировали, и вскоре защищать заборы Белого дома принялись начальник столичного УВД Али Ахмедов и начальник УСБ МВД Дагестана Магомед Хизриев. Но самое большее, чего им удалось достичь, – это уговорить напирающую молодёжь сделать два шага назад, пока группа представителей будет переговаривать с представителями власти.

Предложение, вроде бы поступившее от спикера парламента Магомедсултана Магомедова, пройти в Белый дом и поговорить с ним, собравшиеся встретили в штыки: «Пусть выходит сам к нам, или мы не желаем с ним говорить».

Как нам сообщил один из делегатов, прошедших в Белый дом, Магомедсалам Магомедов ввиду занятости не смог их принять, но руководитель президентской администрации Гасан Идрисов заверил людей, что никаких кадровых перестановок не будет. «Это решение, по словам Идрисова, было согласовано и с Раулем Арашуковым», – сообщает собеседник газеты.

30 марта представитель ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» опроверг слухи о передаче абонентской службы в ведение Махачкалы. Однако тут же призвал жителей столицы не платить деньги за газ тем (контролёрам), кто приходит за ними домой, а оплачивать только через почту, банк или терминал. Тем самым ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» ещё больнее уколол рану тех, кто митинговал, потому что одним из главных их условий было сохранение за собой возможности сбора денег у потребителей. Происходило это либо у дверей квартиры, куда приходил контролёр, либо непосредственно в кассах абонслужбы города.

Несомненно, газовая структура – это изобилие живых наличных денег, которые ежемесячно можно собирать с потребителей. Но если же слухи о смене команды в абонентской службе столицы, с последующим внедрением туда персонала из Энергосбыта­1, станут реальностью, то несложно понять, с какой прытью будут выбиваться долги, зачастую дутые, с населения. Не секрет, как искусно выбивается с должников плата за электроэнергию. А долги населения столицы за газ, по словам нашего источника в Дагестангазсервисе, сегодня составляют 1,6 млрд рублей (для сравнения: 1,2 млрд руб. – долг Махачкалы за потреблённую электроэнергию). И это при том, что долг физических лиц РД за потреблённый газ составляет 9 млрд из 10,5 общего дога республики.

Разумеется, происходящие события – это не простая борьба контролёров за сохранение своего куска хлеба. Возможно, тут задействованы силы покрупнее и посолиднее. Поговаривают о новоизбранном от Махачкалы депутате НС РД Эсенбулате Магомедове как о человеке, сыгравшем важную роль в деле наметившегося перевода платежей в абонслужбу ООО «Энергосбыт-1».

Поставка газа и сбор денег в Махачкале, впрочем как и в других районах республики, всегда были предметом споров для кланово-групповой элиты Дагестана. И количество организаций газового комплекса у нас ничуть не меньше самих кланов. Впрочем, попытки объединить поставщика газа ООО «Регионгазсервис» с абонентской службой ООО «Дагестангазсервис» в единую структуру были предприняты ещё в 2009 году, когда последнюю возглавлял нынешний министр промышленности и энергетики РД Магомедгусен Насрутдинов. Тогда же ему прочили руководство ООО «Регионгазсервис», который он возглавлял ранее, до 2002 года. Не позволила ему этого достичь администрация прежнего президента Муху Алиева. Вместо этого он перешёл на должность заместителя руководителя ООО «Кавказрегионгаз» в Ставрополь.

Номер газеты