[ Дети вырастут… и забудут, как это делается ]

Молодёжный состав «Анжи», основу которого составляют воспитанники дагестанской школы футбола, занял последнее место в турнире молодёжных команд российской Премьер-лиги. А ведь для успеха в большом футболе необходимы не только многомиллионные евродолларовые вливания на покупку Криштианов с Рональдами, но и бесперебойный процесс по взращиванию собственных воспитанников. Яркий пример – «Барселона» – команда, выигравшая всё, что можно выиграть на клубном уровне, и ставшая костяком сборной Испании – действующего чемпиона мира. В Дагестане, судя по факту принятия программы «Развитие футбола в Республике Дагестан на 2011 – 2013 годы», начинают осознавать значимость футбольного воспитания.

Программа развития дагестанского футбола, на реализацию которой будет выделено 408 млн рублей, формально охватывает практически все аспекты развития этой игры. Нольвиная доля проекта в размере 362 млн будет потрачена на статью «Финансирование части расходов на организацию и проведение матчей футбольных и мини-­­футбольных команд». Возникает вопрос: а что дальше? Ну, профинансирует наше правительство часть расходов дагестанских команд в ближайшие три года, а затем? Ожидание новой программы? Гораздо дальновиднее было бы пустить эти деньги на развитие именно дагестанского футбола. С дагестанскими футболистами. Которые не сразу, но со временем дадут результат, в первую очередь, для главной команды – «Анжи». Но на строительство новых футбольных объектов, которые потенциально могут стать футбольными секциями для сотен ребятишек, предусматривается 35 млн. При средней стоимости строительства футбольного поля с искусственным покрытием в 2 млн выходит, что в республике появится около 17 – 18 площадок.
«ЧК» предлагает свою программу по развитию дагестанского футбола…
 
У нас…
 
Дагестан, как это неоднократно заявляли различные ораторы, – край, в котором футбол можно играть круглый год. Особенно если это касается детско-­юношеского футбола. Судя по отчёту Минспорта Дагестана, так оно и есть: в спортивных секциях футболом занимается 11621(!) человек, на которых приходится 406 (!) тренеров. Из них лишь 245 наставников имеют категории первой, второй и третей степени. А 161 единица футбольного тренерского цеха Дагестана ведёт тренировки с детьми без каких-либо категорий, не говоря уже о лицензиях. В итоге получается, что на одного тренера приходится около 28 футболистов. Также функционируют две специализированные ДЮСШ по футболу, в которых под руководством 59 тренеров-преподавателей занимаются 960 спортсменов. 16 игроков на одного наставника!
Наиболее оптимальным вариантом для развития профессионального футбола является количество в шесть-восемь человек на одного учителя, как это принято в Европе. Говоря о РДЮСШ, нельзя не отметить, что за всю свою историю школа Александра Маркарова выпустила четырёх игроков уровня высшего эшелона российского футбола – Сирхаева, Лахиялова, Асильдарова и Тагирбекова. А остальная молодёжь, которая регулярно выигрывает чуть ли не все юношеские клубные чемпионаты мира, испаряется. Медали, грамоты международного уровня и обязательные круги почёта на стадионе «Динамо», а прописки в «Анжи» по мере взросления не появляется. А затем всплывают такие игроки, как Сердер Сердеров из ЦСКА – капитан юношеской российской сборной. Дагестанский футболист, которому создали сказочные условия в столице, пожелает ли приехать в Махачкалу?.. Или Нарвик Сирхаев: многолетнего капитана «Анжи» забрали на должность тренера молодёжного состава «Локомотива». В Махачкале работы не нашлось. С его–то опытом…
Программа развития футбола должна по своей сути решить эту проблему, и не только количеством, записывая в должность тренеров всех желающих, а, в первую очередь, качеством. Естественно, что из одиннадцати с половиной тысяч настоящими футболистами станут в лучшем случае сотни, или даже десятки. Может, тогда стоит собрать талантливых игроков в каждой возрастной группе и уже из них лепить будущих Марадон? И, в первую очередь, решить проблему с детскими наставниками, направив к перспективной молодёжи самых прогрессивных, обученных по всем западным меркам преподавателей. Найдя действительно хороших футбольных специалистов, способных разглядеть и повысить, а не напротив – загубить талант в воспитанниках, их непременно стоит отправлять на тренерские курсы в Европу, в первую очередь в Голландию. Но посылать большое количество тренеров на стажировку в заграницу – штука не совсем рентабельная. Идеальный выход – привозить несколько раз в год в Дагестан ведущих специалистов в области детского футбола из Страны тюльпанов, как это делают регулярно, к примеру, в Москве и Питере. В ближайшие три года дагестанские футбольные детишки вряд ли на деле ознакомятся с амстердамской системой. На разработку и внедрение системы целевой подготовки тренеров по футболу и мини­­футболу выделяется всего два с небольшим миллиона рублей… Около 0,3 % от стоимости всей программы.
 
Система…
 
Кроме проблем, существуют и пути их решения. Естественно, как это было написано выше, необходимы поля хотя бы с элементарными условиями для детей. В Дагестане следовало бы открыть не менее двадцати специализированных футбольных школ. По нашему мнению, они должны появиться в Махачкале, Хасавюртовском, Буйнакском районах, Дербенте, Избербаше. В сентябре будущего года футбольный интернат появится и в Каспийске, правда, пока только на 40 мест.
Отбор игроков в них должен вестись по способностям, а не по знакомству. Если к 5 – 6 годам можно принимать всех желающих, то к 8 – 10 должна происходить целенаправленная селекция в профессиональные команды своего возраста. А тех, кто её не прошёл, направлять в секции футбола, где играют «для себя». К 17 – 18 годам талантливого футболиста, прошедшего все уровни подготовки, можно отправлять на стажировку в большие клубы. В нашем случае – в «Анжи». В каждой возрастной группе должно быть примерно 6 команд, в каждой из которых собрались бы равные по силе спортсмены. Наиболее перспективные должны быть в первой команде своего возраста.
Но перспективность юного футболиста должна определяться не его физическими возможностями, а в первую очередь, техникой владения мячом. Именно игре с мячом должны учить тренеры, а не делать из футболистов легкоатлетов. Упражнения на «физику» можно добавлять к 16 – 17 годам. В 14 лет футболистов можно переводить на тактическое обучение, укрепляя при этом умственно-психологическое состояние занимающихся. У талантливых ребят лет с 12­летнего возраста после общей тренировки необходимо развивать наиболее сильные индивидуальные качества. Это могут быть скоростной дриблинг, силовая борьба, функциональные показатели кардио-системы. На основе этих показателей юных спортсменов уже нужно готовить к определённым позициям на поле и потихоньку подтягивать в старшую группу, а не тупо после каждой тренировки выстраивать всю команду, и поставив мячи в линию, заставлять их бить по воротам из точки в точку.
 
Цель…
 
Надеемся, что конечной целью программы развития футбола в Дагестане в ближайшие три года является не просто увеличение количества занимающихся этой игрой. А всё-­таки профессиональный, спортивно­ соревновательный аспект. А это взаимосвязанные области. Чем больше будет успехов у махачкалинской команды, тем больше станет желающих заниматься футболом. Как среди парнишек, так и среди взрослых. А для этого необходима более чёткая, расписанная по всем пунктам программа, направленная, прежде всего, на развитие тренерского цеха.
Можно тратить миллиарды рублей на строительство стадионов, площадок, спортивных комплексов, но если некому обучать потенциальных футболистов, есть ли в них смысл? Взгляните на крупнейшее дагестанское сооружение – каспийский стадион «Хазар». Двадцатитысячный стадион, ставший частной собственностью, превратился в гниющий огород, где не только играть, но и тренироваться невозможно. А ведь без одарённых и подготовленных европейскими семинарами наставников побед не будет. Но вот для массового футбола тренеры и не нужны. Были бы только свободные от застроек и парковок дворы.
 
Итог…
 
Когда весь федеральный бюджет строится в программно-­целевой форме, мы вновь возвращаемся к расходно-­сметному, повторяя ошибки наших предшественников, стремившихся развить республиканский футбол. И тогда, и сейчас мы сосредотачиваем свои резервы вокруг профессиональных команд, этим обрекая саму программу на некий риск. Допустим, будут выступать дагестанские команды так же, как и в нынешнем сезоне, ведя борьбу за выживание: будут озлобленные болельщики, требования сменить тренерский штаб и, как следствие, – отсутствие мотивации у мальчишек играть в футбол. И что тогда следует – считать, что программа провалена?
Начинать программу нужно не с верха, а с подножия футбольной пирамиды. С улиц. У детей ведь нет возможности скинуться и снять на час поле с искусственным газоном. 
 
Номер газеты