[ Избирательная кампания ]

В первом номере «ЧК» подводит итоги голосований на сайте chernovik.net, в которых приняли участие 56 138 человек. А на основе результатов голосований мы попытаемся составить портрет читателя электронной версии «Черновика».

Кому больше платят?

 

Более половины посетителей сайта (52,1 %) сказали, что получают зарплату выше 10 тыс. рублей, то есть выше средних показателей по республике. Надо сказать, что уровень среднемесячной номинальной и реальной заработных плат спустя три года остаётся крайне низким в сравнении с другими субъектами РФ. Такой высокий процент по результатам опроса обусловлен скорее специфичной аудиторией сайта. Интернет-пользователи в республике – самая прогрессивная и трудоспособная часть населения. Это активные люди среднего возраста, занимающие перспективные должности в самых разных сферах приложения труда. Не надо забывать, что значительная часть посетителей сайта – чиновники практически во всех республиканских госструктурах. И если высшие эшелоны власти читают свежую газету по утрам, то основная масса работников министерств и ведомств составляет значительную часть целевой аудитории chernovik.net.

 

Хлопонинские 40 %

 

Далее почти поровну разделились те, кто получает 2 000 (13,4 %) и 6 000 (13,2 %) рублей. При этом в первом случае зарплата более чем в два раза ниже прожиточного минимума. На втором месте, с большим разрывом, среди посетителей сайта – дагестанцы с зарплатой, не добирающей до прожиточного минимума более 100 %. Они занимают третье место по активности среди посетителей сайта. Будем надеяться, что в следующий выборный период эти 40 % нашей интеллигенции проявят большую социальную активность и гражданскую ответственность, а третье место спишем на низкую интернет-­активность этой социальной группы. Но так ли недоступен Интернет, как избирательные участки?

Следующие два места заняли обладатели зарплаты в 10 000 и в 4 000 рублей. Заметим, что 10 тысяч в месяц по республике считаются достойной, хотя и минимальной заработной платой среди достойных. 4 000 рублей также было бы справедливо соотнести с бюджетными работниками более низкой квалификации в силу их огромного количества.

 

Сколько волка ни корми...

 

По данным «Росстата» за период опроса (2008 год), самая низкая заработная плата по стране отмечалась в Дагестане – 7 595 рублей в месяц. (Далее по списку привычные Чечня и Ингушетия – 8 913 рублей.) Эти показатели более чем в два раза ниже среднего значения на тот же период по РФ (18 156 руб.). Перефразировав слова поэта Адалло, этот процесс можно сравнить с падением орла в ущелье, который, поймав нужный ветер, будем надеяться, взлетит над горами. Кстати, после разделения ЮФО на Южный и Северо-Кавказский федеральные округи последний в целом не блещет показателями в области зарплаты. Во всех субъектах федерации, имеющих статус республик, они движутся в сторону ниже 10 000 рублей. При этом в ЮФО наоборот – после ампутации СКФО картина несколько улучшилась.

 

Теневой кризис

 

Не станем перегружать вас цифрами, но отметим два важных фактора, которые и сыграли роль во всех этих взлётах и падениях. Финансовый кризис – первый. Но по-прежнему актуален второй – фактор теневых зарплат, или попросту финансовые преступления, которые прямо влияют на рост регистрируемойсредней заработной платы. Чем выше развиты государственные институты и чем больше сделок и договоров между работодателем и работником (или заказчиком и исполнителем) заключаются открыто и официально, тем выше показатель уровня заработной платы. Разумеется, во многом это вопрос здоровых отношений между властями и гражданами, а также стабильного политического курса руководства – эти личностные характеристики республиканского истеблишмента прямо влияют на большинство экономических показателей. Судя по наблюдаемой динамике роста, доверие к власти со стороны бизнеса всё же немного укрепилось, однако республика остаётся самой проблемной среди всех субъектов Российской Федерации.

 

Зрит в корень

 

Мы спросили посетителей, что им не нравится на сайте chernovik.net. Оценивались три параметра: поиск по сайту, дизайн и функциональность. У большинства (31,5 %) претензий к сайту не было, на втором месте с разницей в десять процентов – те, кому не нравились все три пункта. Далее в порядке убывания расположились поиск по сайту, дизайн и функциональность. Отметим, что голосование получило самый низкий рейтинг – в среднем по два голоса в день. Этот показатель свидетельствует об устойчивой аудитории, избирательной к тому, что ей предлагают, которую больше заботит не форма, а содержание. Эти люди не поверхностны, а смотрят глубоко в корень вопроса. В свою очередь, обещаем учесть все пожелания и предложения читателей о сайте chernovik.net.

 

Окна в Европу, двери на Восток

 

На рубеже 2008 – 2009 годов мы опросили читателей, кого бы они хотели видеть во главе РФ. 37,6 % проголосовали за Имама Шамиля. Обратите внимание: за Шамиля не во главе суверенного Дагестана, а Шамиля – главу РФ. Это можно интерпретировать и так: пусть Дагестан остаётся частью России, но не в роли неоколонии, а в достойном и равноправном (если не привилегированном) положении по отношению ко всем субъектам РФ. К слову, о демократии. Если каждый без исключения гражданин страны может позволить себе здоровые амбиции в стремлении стать президентом, главой этой страны, то можно говорить о равноправии. Если же любой здравомыслящий дагестанец уже с детства знает, что ему с нерусской фамилией никогда не быть президентом, то о какой демократии и равноправии может идти речь? Шамиль во главе России по итогам голосования – это, в первую очередь, голоса за права дагестанцев в их собственной стране – в России. На втором месте – с отрывом в 16,1 % – нынешний президент РФ Дмитрий Медведев. За него отдали голоса 21,5 % читателей. Достаточно большой процент поддерживающих официальное руководство для оппозиционной аудитории, приписываемой «Черновику». Следом идёт премьер-министр Владимир Путин – 16,2 %, причём их тандем с Медведевым, в сумме равный 37,7 %, на одну десятую процента выше позиции Имама Шамиля. То есть единороссы, хоть и с минимальным перевесом, лидируют и здесь. Следом за Путиным – с отрывом в 2,1 % – Иосиф Сталин, чья фигура фактически представляет взгляды коммунистов. Согласитесь, цифра немалая. Если ассоциировать с Петром I державных национал­патриотов, то с отставанием на 3,5 % от Сталина они заняли последнюю строчку хит-парада. Основатель первого поселения на территории Махачкалы набрал 10,6 % голосов.

 

Точка кипения

 

Как видно из результатов, подавляющее большинство проголосовавших (92,1 %) не доверяют правоохранительным органам. Впрочем, по данным ряда независимых социальных исследований, такая же ситуация и в целом по стране. Судя по результатам, только 7,1 % проголосовавших доверяют им, из них 1,1 % – потому, что сами являются сотрудниками. Но внимание привлекают те 3,8 % граждан, которые признались, что НЕ доверяют, при этом они сами являются непосредственно сотрудниками правоохранительных органов. Подумать только: 3,8 % против 1,1 %!.. Их в три раза больше, и всё на фоне стабильного недоверия большинства. То есть ещё в первом полугодии 2009 года доверие к системе подорвалось уже не извне, а внутри её самой. Можно сказать, 4,9 % тех, кто «привык защищать себя сам», проявляют своё недоверие в активной форме, а 5,8 % даже не хотят отвечать на этот вопрос.

 

Дорогу молодым

 

Самым популярным на сайте «ЧК» стал опрос, который проводился в июле 2009 года, в канун старта активной кампании по назначению президента Дагестана: «Кто, по­вашему, следующие пять лет достоин быть президентом Дагестана?» В нём приняли участие 48 518 человек. Больше половины участников опроса (52, 3 %) проголосовали за тогдашнего главу Кизлярского района Сагида Муртазалиева. На втором месте с отрывом аж в 14 % лидировал первый президент Дагестана Муху Алиев (38,3 %). Сегодня эти две позиции отражают не столько личностные симпатии читателей, сколько принципиальный выбор граждан: голосуя за Муртазалиева, каждый подал голос за омоложение чиновничьих кадров, за спортивный характер, силу, напор, против знакомого и привычного Алиева, за которого голосовало «консервативное меньшинство» читателей. Отсюда можно сделать вывод и о среднем возрасте читателя, где «прогрессивное большинство» – работоспособные молодые люди. Эти 52,3 %, отступив от партийно­номенклатурной парадигмы, на самом деле совершили революционный подвиг, для которого дагестанский электорат зрел ещё со второго Съезда народов Дагестана, после развала СССР.

И тут надо сказать: вариант «Кого Медведев выберет, тот и достоин» занял почётное третье место, но с очень большим отрывом – 3,3 % – почти в 12 раз меньше, чем за Муху Алиева. Тем не менее Кремль, видимо, зрел вместе с дагестанцами, так как руководителем республики был назначен всё же молодой политик­экономист. Конечно, неправильно было бы сравнивать руководителя отделения Пенсионного фонда по Дагестану Сагида Муртазалиева с Магомедсаламом Магомедовым сегодня, но можно заключить, что, если одного оппозиция обвиняет в мягкости характера, то другому в период «икс» не хватило традиционной кремлёвской преемственности. И хотя голосование по массовости бьёт все рекорды, оно стало и самым интенсивным среди всех опросов на сайте: в среднем 180 голосов в день – выглядит нереально. Надо сказать, эта цифра сразу бросается в глаза. Нам же остаётся только порадоваться сногсшибательному электоральному ресурсу Муртазалиева и пожелать такой явки вообще дагестанцев на избирательные участки в день выборов.

 

России – президент, Дагестану – амир?

 

Сулейман Керимов и графа «В Дагестане должен быть не президент, а амир» отстают от третьей позиции в два раза (1,6 % и 1,4 % соответственно). Бизнесмен­дагестанец или исламский правитель во главе республики – суть две разные идеи, которые уже нашли место в нашем обществе. И в известном смысле со стороны Кремля есть слабые попытки объединения эти две позиции в одном, теоретическом, всеми любимом и уважаемом народном лидере. Надо сказать, что действительное слияние этих двух векторов могло бы принести региону огромную пользу. Всем это уже понятно: заговорили об отмене «незаконных законов», «адаптации дагестанцев к мирной жизни» и в целом о долгожданной «оттепели», но вроде как должна наступить календарная весна, а запах её так и не коснулся наших носов...

 

Маленький, да удаленький %

 

И всё же портрет «разочаровавшегося во всём дагестанца» из нашего читателя не вышел: вариант «От моего голоса всё равно ничего не зависит» – третий, только с конца: за него проголосовали всего 0,9 % посетителей сайта.

Примечательно, что последнее место поровну разделили два совершенно разных дагестанца: 0,4 % голосов получил мэр Махачкалы Саид Амиров и... корреспондент «ЧК» Абдулмумин Гаджиев, публикующийся в рубрике Monotheos. И тут можно вспомнить выступление Амирова на Съезде народов Дагестана, где он заявил о несостоятельности ислама в управлении общественными процессами и исламской теократии как форме государственной власти. (Ответом на эти заявления может послужить статья Абдулмумина Гаджиева, опубликованная в № 50 «ЧК». – Прим. ред.) Эта резкая биполярность, проявившаяся в результатах опроса, отражает раскол общества в целом – между теми, чьё мнение сформировалось в криминальные девяностые, и современной молодёжью, которая, не находя действенных рычагов управления у светскогогосударства, нашла их в религиозных нормах.

 

С чувством юмора

 

Когда ничего не помогает, остаётся шутить. Вот и наши читатели в целом отдали предпочтение юмору. Можно сказать, большинство (56,4 %) читателей считают, что Махачкалу спасёт только «ахырзаман». В пожар верят меньше всего, а зря: напротив, пожары при таком нагромождении «кишлак­махинского зодчества» вероятнее землетрясений и ковровых бомбёжек. Но 43,6 % твёрдо знают, что спасение утопающего – дело его собственных рук. И эта цифра (43,6 %) – отличный показатель социальной активности и инициативности нашего читателя, той самой, которая так нужна всему Дагестану и ценится гораздо выше всякого чувства юмора.

 

100 000 судьям

 

Как видно из результатов, большинство не верит, что простые изменения законов, зарплат и т. д. помогут минимизировать коррупцию в судейском сообществе. «Всё равно будут воровать», – уверены дагестанцы, и 29 % из восьмисот проголосовавших предлагают периодически проверять судей на детекторе лжи. Почти поровну разделились два мнения. Первые предлагают конкретизировать и закрепить наказания за преступления, не оставляя суду лазеек для коррупции в виде смягчения или ужесточения этих наказаний (19,7 %). То есть использовать судей как инструмент, а не субъект закона. Вторые, считают, что, заменив назначения судей выборами, всё же решат проблему, а не создадут очередную коррупционную площадку (19,1 %). Тут же ещё один экстремальный метод борьбы с воровством – 16,4 % – предлагают легализовать прослушивание телефонов судей и установить видеокамеры в судейских кабинетах, что вообще­-то нарушает право человека на частную жизнь. Можно предположить, что те 54 человека (6,4 %), что проголосовали за увеличение зарплаты судьям до 100 000 рублей в месяц, сами являются судьями или их родственниками.

 

Укрупнять нужно!

 

Чуть больше половины (50,5 %) гостей сайта считают целесообразным укрупнение муниципальных образований республики. При этом большинство (26,9 %) полагают, что это сконцентрирует внимание республиканской администрации на реальных проблемах и значительно снизит финансовое размывание и коррупцию на муниципальном уровне. Однако 26 % читателей опасаются, что это может привести к земельным конфликтам и межэтническим распрям. Возможно, они сами не готовы консолидироваться для решения огромного числа проблем.

Итак, в целом аудитория оказалась более чем гетерогенной. Как у любого полноценного общества, среди читателей можно встретить и молодых студентов, и вполне состоявшихся личностей, которые занимают самые высокие посты в руководстве республики и за её пределами. Если по возрасту и уровню доходов среди проголосовавших пользователей преобладают энергичные образованные люди среднего возраста с высоким уровнем дохода, то наблюдается качественная разнородность по религиозным и политическим взглядам. И здесь в равных пропорциях выделяются как оппозиционно настроенные граждане, которые недовольны сложившейся неблагоприятной обстановкой, так и оптимисты, которые живут, работают, строят, доверяя официальному курсу руководства.

Номер газеты