[ Раскол Судана? ]

В минувшее воскресенье в Судане, на протяжении десятилетий раздираемом межэтническими и религиозными противоречиями, начался референдум по вопросу о предоставлении независимости Югу страны.

Большинство экспертов не сомневаются, что результатом голосования станет разделение самой большой страны Африки на две части: мусульманскую и христиано-языческую. Лидеры Севера незадолго до референдума пообещали, что позволят югу мирно отделиться, если таким будет исход голосования. Вместе с тем суданский президент Омар аль-Башир предупредил, что в этом случае Южному Судану грозит политическая нестабильность.

Как сообщил журналистам председатель бюро по проведению референдума в Южном Судане Чан Рик Мадут, принять участие в плебисците в десяти южных штатах Судана должны 3,75 миллиона человек, которые зарегистрировались в декабре. Из проживающих на Севере почти полутора миллионов южан для участия в референдуме зарегистрировались чуть более 116 тысяч человек. Для того чтобы регион обрел суверенитет, достаточно простого большинства; по последним данным, явка превысила 60% в первые дни. Опросы населения говорят о том, что за независимость проголосует подавляющее большинство.

Проходящий референдум призван положить конец двадцатилетнему межэтническому и религиозному конфликту между Севером и Югом, который унёс жизни почти двух миллионов человек. Все попытки Севера арабизировать и исламизировать южные негритянские племена, часть которых исповедует христианство (5 %), часть – местные традиционные культы (25 %), не удалась. Северная часть Судана богаче, там широко распространены ислам (70 %) и арабский язык. Южный Судан намного беднее (90 % живёт менее чем на один доллар в день), разорён многолетним конфликтом и отсутствием капиталовложений. Прорывные договорённости о проведении голосования по вопросу самоопределения жителей юга Судана были достигнуты ещё в 2005 году. Согласно мирному соглашению, подписанному правительством страны и представителями Юга, члены бывшего повстанческого Народного движения за освобождение Судана вошли в центральное правительство.

Несомненно, консенсус, достигнутый между Югом и Севером Судана, и выполнение обязательств по проведению референдума обеими сторонами наглядно показывает, как может решаться проблема самоопределения в Африке. В последние годы эта тема вышла на первый план в международной дипломатии.

Ещё референдум стал беспрецедентным событием в мировой практике по числу международных наблюдателей. По данным бюро по его проведению, за ходом плебисцита следят 17 тысяч наблюдателей. Самые многочисленные команды наблюдателей прислали в Южный Судан Евросоюз – более ста человек, и США – около сотни. Для Евросоюза и США голосование на Юге – это ещё и точка отсчёта новых отношений с Северным Суданом. Приехавший в Судан накануне плебисцита глава международного комитета сената США Джон Керри заявил, что лояльное отношение Хартума к итогам референдума может сделать политику Вашингтона в отношении Судана более «мягкой», включая снятие экономических санкций и исключение из списка стран-спонсоров международного терроризма. Причинами невиданной щедрости президента Судана наблюдатели считают именно желание восстановить отношение с Западом, с одной стороны, и невозможность удержать Юг – с другой.

Кроме того, аль-Башир заявлял, что в случае разделения страны изменит Конституцию, сделав шариат её единственной основой, а также утвердит за арабским языком статус единственного и обязательного. Таким образом, президент собирается ещё больше консолидировать Север, который останется под его контролем. В настоящее время Конституция Судана признаёт религиозное, расовое, этническое и культурное разнообразие страны. Региональным правительствам разрешается использовать местные языки. В случае же отделения Юга, по словам аль-Башира, ни о каком культурном или этническом разнообразии речи уже идти не будет. Также президент Судана высказался о будущем южан. «На юге много проблем, – сказал аль-Башир. – С 1959 года там ведётся гражданская война. У Юга нет ресурсов, чтобы создать стабильное государство и выполнять обязательства перед гражданами». Лидер Севера страны предупредил, что это может привести к эскалации конфликтов между самими южными штатами.

В первую очередь, по мнению аналитиков BBC News, из-­за распределения нефтяных доходов на Юге начнётся война между разными племенами. Что до Севера, то отделение Юга, очевидно, вдохновит сепаратистов в Дарфуре на продолжение борьбы против Хартума любой ценой. Высказанные президентом Судана сомнения в способности Юга создать полноценное государство не лишены оснований. Велика вероятность того, что итогом референдума станет просто образование ещё одного несостоявшегося государства вроде соседнего Сомали, откуда резко возрастёт поток беженцев. Экспертами высказываются опасения, согласно которым независимость Южного Судана вызовет всплеск сепаратизма на всём континенте.

Пока все ждут оглашения итогов референдума, которое состоится не ранее 6 февраля, в спорном пограничном регионе Абьей уже произошли столкновения между арабами и южанами, в результате которых погибли около 60 человек. По мнению аналитиков CNN, Хартум хочет сохранить за собой богатый нефтью район Абьей. Он, в свою очередь, категорически отвергает версию о своей причастности к столкновениям. Тем временем в «столице юга» Джубе убиты 10 и ранены 18 избирателей, голосовавших на референдуме. Их кортеж из нескольких машин был обстрелян неизвестными. Вполне возможно, что по цепной реакции раскол Судана послужит прецедентом и для других стран.

 

Номер газеты