Нездоровые процессы деиндустриализации, происходившие на Западе в 60-х годах прошлого столетия, возникли и в России с началом 90-х, когда был дан старт либеральным реформам. Страна, бывшая в мировом рейтинге стран по промышленному и технологическому развитию в первой десятке, стала занимать одно из последних мест (44-е). Инновационные технологии и проекты инновационных городов типа Сколково – это попытки возродить былую промышленную и технологическую мощь страны. Но одним из главных препятствий к этому стало рейдерство.
В республике промышленность была добита в период реформ, и теперь на месте заводов и фабрик процветают рынки и возводятся многоэтажные дома. На территориях заводов им. Магомеда Гаджиева и «Авиагрегат», к примеру, разместились тысячи торговых точек, доходы от сдачи в аренду которых приносят различным коммерческим структурам баснословные доходы. Так, по нашим оценкам, только рынок «Восточный» приносит его собственникам доходы от сдачи площадей в аренду до 1 млрд рублей в год.
Махачкалинский завод радиотоваров, ввод в строй которого состоялся в 1972 г. при техническом содействии крупных фирм Японии и Южной Кореи, с начала 90х стал ареной многочисленных притязаний различных сил, стремившихся установить контроль над заводом. Земельный участок под заводом, составляющий 14 гектаров с полностью подведёнными магистральными коммуникациями в ещё не дозастроенной северной части Махачкалы, привлекательный для проведения жилых застроек, сулящих огромные доходы, становится причиной посягательств со стороны рейдеров. Его рыночная стоимость $ 100 млн.
Приватизация
Завод радиотоваров был акционирован после выхода в 1991 г. Указа Президента РФ Бориса Ельцина № 341 и преобразовался в ОАО «Азимут». Но тяжелейшая ситуация в экономике, сложившаяся в 90х годах в России, и связанный с этим разрыв отношений со смежниками, нехватка оборотных средств, падение спроса на продукцию привели завод к упадку. В начале 2000х завод претерпевает ещё одно преобразование и входит в состав АО «Дагтелекомс» (со 100процентным участием государства) как ГП «Махачкалинский завод радиотоваров». Теперь на заводе функционирует только цех по производству синтетических мешков для промышленных нужд. Чехарда с реорганизациями серьёзно сказывается на деятельности предприятия. В 1998 году на завод пришёл Музакир Шихсаидов – физик,член РАТН, профессор, доктор физико-математических наук. Новый директор на восстановление корпусов разграбленного завода вкладывает миллионы рублей и в них запускает (либо сам, либо через аренду площадей, либо через совместное участие в бизнесе) различные средние и малые предприятия, одновременно с этим отбиваясь от рейдеров. Судебные инстанции пресекли незаконные претензии к заводу со стороны налоговиков и других структур (ОАО «Махачкалагаз», ФОМС, Пенсионный фонд, Энергосбыт и т. д.), пытавшихся пробить бреши в финансовом состоянии завода с целью начать процедуру банкротства. Попытки в новых вариациях, однако, повторялись. Главное оружие в этой современной войне за собственность, конечно же, пресловутый административный ресурс и клановая сплочённость.
Процедура банкротства АО «Дагтелекомс» всё же была запущена в августе 2004 г., хотя имеется заключение аудиторской фирмы, что в финансово-хозяйственной деятельности общества нет признаков банкротства. Всё имущество завода было выставлено РФФИ на торги. Аукцион проходил с одним единственным участником – ООО «Глобал-М», директором которого являлся сам Музакир Шихсаидов. Политическая ситуация в тот период, можно сказать, благоволила Музакиру: его дядя Хизри Шихсаидов рассматривался как один из возможных претендентов на пост президента РД. Хотя сам Музакир связывает ситуацию со встречей с Муху Алиевым: будто бы уже тогда, в конце 2005 г., было известно о том, что Алиева утвердят президентом Дагестана. Цена выкупа завода на аукционных торгах составила 17,1 млн руб. и была полностью оплачена победителем аукциона – ООО «Глобал-М». Стоимость была определена двумя независимыми оценщиками и была в то время вполне соразмерной стоимости имущественного комплекса.
А теперь самое интересное – средства от продажи предприятия-банкрота были распределены согласно… записке председателя комитета по управлению имуществом администрации г. Махачкалы Мусы Мусаева на имя начальника Федеральной (!) службы судебных приставов. Так, 5 млн было перечислено в счёт будущих отчислений по налогу на имущество (хотя имущество уже было продано), 2 млн – в качестве исполнительного сбора службе судебных приставов.
В связи с отсутствием в тот период электронных платежей, сумма, перечисленная победителем аукциона, запоздала на несколько дней. Теперь и к этому незначительному факту, не являющемуся к тому же нарушением законодательства, готовы придраться те, кто ищет поводы для пересмотра итогов аукциона и всяческими путями копает под владельца радиозавода в надежде присвоить его активы.
Пиратское королевство
Лёгкость, с которой можно завладеть активами предприятий, породила в стране целую эпоху рейдерства, как когда-то в конце ХVI века в Европе настал золотой век пиратства – эпоха, которой во многом способствовала незащищённость купеческих судов, перевозивших огромные богатства из Нового Света.
Криминальный отъём собственности, обозначаемый термином «рейдерство» (от английского raidнабег, налёт), стал приметой новейшей истории страны. Так, по-английски называли ещё и пиратов, бесчинствовавших на морских просторах от Карибского до Жёлтого морей.
Примеру, который был показан самим бывшим президентом страны Путиным с разгромом и растаскиванием активов ЮКОСа, последовали тысячи; рейдерские захваты стали настоящим бедствием для экономики страны.
В нашей республике это явление имеет свои специфические особенности. Здесь основной целью для рейдеров является земля: других активов у местных предприятий практически нет.
Судьба Махачкалинского завода радиотоваров, выкупленного в 2004 г. ООО «Глобал-М», может повторить судьбу ОАО «Махачкалинский приборостроительный завод» (см. «ЧК» № 34 от 03.09.2010 г.) и многих других предприятий республики, ставших жертвами рейдерских захватов. Предпосылки к этому создают действия различных ведомств, стремящихся переиграть итоги аукциона по торгам. В первую очередь, это касается действий налоговых служб, предъявляющих заводу необоснованные претензии по поводу уплаты налогов и Федеральной регистрационной палаты. Так, суммы по уплате земельного налога ИНС по Советскому району г. Махачкалы по надуманным причинам завышаются в пять раз. Только через вереницу судов Шихсаидову удалось отстоять свои интересы.
Одна из первых атак на завод радиотоваров состоялась предъявлением иска, оспаривающего итоги торгов по продаже завода, поданным конкурсным управляющим ОАО «Дагтелекомс» Айман Тавлуевой. Иск был подан с пропуском сроков исковой давности. Однако судья Арбитражного суда РД Айшат Караева, применив… Международную Конвенцию о недопустимости воспрепятствования правосудию не удовлетворила ходатайство ответчиков об отклонении иска в связи с пропуском сроков и решением от 7 сентября 2009 г. признала торги недействительными. Естественно, что подобный «перл» не остался без внимания вышестоящей инстанции и был отменён апелляционной инстанцией, хотя истцы производили обжалование вплоть до Высшего арбитражного суда России.
Ещё один иск – по поводу уже незаконности купли-продажи земельного участка по тем основаниям, что расчёт выкупной цены под зданиями завода произведён неправильно – был предъявлен в феврале 2010 г. в Арбитражный суд РД. К чести АС РД и судьи Магомеда Исаева, исковые требования, не имеющие под собой никаких оснований, были отклонены судом решением от 22 марта 2010 г.
Определение Маркса, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы капиталист ради 303-процентной прибыли, как нельзя верно определяет и суть действий местных действующих лиц в драме за захват завода радиотоваров.
Ретрограды и новаторы.
«Прошлое можно изменить, – писал Борхес – исправляя его последствия». Проект инновационной модернизации страны, провозглашённый Дмитрием Медведевым, является попыткой исправить допущенные тяжелейшие ошибки в развитии нашей страны, без чего её перспективы теряют всякий смысл. Мечта Музакира Шихсаидова–построить на территории завода технопарк аналогичный существующему в Татарстане на базе завода «КАМАЗ», над воплощением которой он работает последние годы. Приход к власти в республике Магомедсалама Магомедова, экономиста-практика, и его новой команды в правительстве, политиков, мыслящих современными категориями, даёт основания полагать, что развитие республики пойдёт по самым высоким стандартам. Предпринимателям, стремящимся освоить реальное дело и сохранить экономику республики, ставятся палки в колёса. И это будет восприниматься сейчас только как отголосок великой криминальной революции, прокатившейся не так давно по стране и республике. Что не придаёт положительного имиджа современным вершителям власти в Дагестане. «Они ничего не забыли и ничему не научились» – эта историческая фраза, первое, что придёт в голову современному дагестанцу при повторении «схем» криминального отъёма собственности и прочих перегибов и будет вызывать не совсем здоровые ассоциации у общества.
Музакир Шихсаидов готов принять самые смелые предложения, направленные на воссоздание прежнего промышленного потенциала республики и наотрез отказывается от проектов спекулятивного свойства – где главная задача только получение сиюминутной прибыли. Предложений отдать территории и инфраструктуру завода под жилые застройки или коммерческие проекты – множество, но Музакира они не прельщают. И вся помощь государства бизнесу в его понимании заключена в одном – единственном отрицании: «Не мешайте!»
Номер газеты
- 3 просмотра