Махмуд (далее М.), бывший силовик, а ныне бизнесмен, снова погряз в Интернете, читая новостные ленты об отставке Лужкова и очередных спецоперациях. Процесс этот настолько его увлёк, что обед, положенный перед ним супругой, безнадёжно остыл.
Абдулнасыр (далее А.): Ну и что ты там нашёл нового? Ещё месяц это все мусолить будут…
– М.: Ну как, это все равно что отставка Магомедали Магомедова в 2005-м! Так же интересно. Ты, вообще, что думаешь по этому поводу?
– А.: А мне кажется, что Лужков поступил мужественно! Ему, в принципе, сделали предложение, от которого невозможно отказаться. А он отказался! Его не испугала ни возможная потеря бизнеса его жены, ни перспектива стать сокамерником Ходорковского… Более того, он написал открытое письмо главе государства! Смотри, что он пишет: «Сначала о демократии в стране, о которой вы (президент РФ) так горячо говорили на Ярославском форуме. Первые проявления демократии я испытал на себе, когда прозвучал мой искрений ответ Познеру в его ТВ-передаче по поводу прямых выборов губернаторов. Этот ответ, считаю, по-прежнему, верным – свободные выборы необходимо вернуть. Буквально на следующий день вы заявили: «кто не согласен – пусть уходит». Я пришёл к вам с заявлением об отставке, которое вы не приняли и не прочитали. В заявлении было то, что у нас в стране страх высказать своё мнение существует с 37-го года. Если руководство страны такими высказываниями только поддерживает этот страх, если в нашей Госдуме говорят, что парламент – это не место для дискуссий, то легко перейти к ситуации, когда в стране есть только один руководитель, слова которого «ложатся в граните» и которому надо следовать во всём и беспрекословно. Как это сопоставить с вашими призывами к «развитию демократии»?»
– М.: Такое ощущение, что он цитирует «Черновик» в лучшие его годы…
– А.: Ну да! Конечно, есть вопросы: почему этот модный парень в кепке молчал о демократических ценностях до своей отставки? И если он такой демократ, то почему разгонял митинги в защиту Конституции… Но это всё уходит как бы на второй план, потому что Лужков – достаточно влиятельный политик и такого рода письма – это серьёзный сигнал не только российскому обществу, но и мировому сообществу.
– М.: А как ты думаешь, если бы, например, между президентом Дагестана и мэром Махачкалы Амировым пробежит кошка, Магомедсалам поступит с ним так же, как Медведев с Лужковым?
– А.: Ну, насколько я знаю, между ними и так довольно прохладные отношения. А повторит ли Амиров судьбу Лужкова или нет, сказать трудно. Тем более что сейчас выборы. А Амиров имеет серьёзную поддержку в руководстве «Единой России» как в Москве, так и здесь. Тёплые отношения с патриархом Кириллом… Не знаю, не могу сказать… Вот если бы выборы Амирова проводились зимой 2008 года, то тогда можно было бы говорить что-то определённое. А сейчас – нет… Но то, что позиции Амирова с отставкой Лужкова немного ослабли, – это факт.
– М.: Интересно, а случись такая же тема в Дагестане, кто-нибудь смог бы сказать президенту «нет» и открыто выступить в прессе?
– А.: А почему нет?! Мы, дагестанцы, в этом плане чуток смелее… Я помню, экс-министр имущественных отношений Михаил Гашимов выступил в СМИ, когда его уволил Муху Алиев. Он, правда, не в таких жёстких выражениях, как Лужков, говорил, но всё же… Потом Сагид Муртазалиев, Имам Яралиев. Они тоже выступали против Алиева в своё время…
– М.: Ну да… Ну да… Сейчас вспомнил… Только не могу понять, хорошо это всё или плохо…
– А.: Лично, на мой взгляд, отставка Лужкова и его открытое письмо – это хорошо! В нашем обществе наконец-то начинает проявляться политическая конкуренция. Причём не на низовом уровне – глав муниципалитетов, депутатов различных заксобраний субъектов России, а на уровне политиков федерального масштаба. Противостояние политических сил по линии Медведев – Путин, а также таких влиятельных людей, как Лужков, уволенный ранее Кирсан Илюмжинов (экс-глава Калмыкии) и других представителей «старой гвардии», с «молодой порослью» приведёт наше общество туда, куда мы все хотим – к прозрачной экономике (потому что стороны конфликта будут стучать друг на друга в правоохранительные органы), повышению авторитета закона и российской судебной системы (потому что, когда в суде сталкиваются две равновеликие по финансам и политическим возможностям силы, судья бывает ВЫНУЖДЕН принимать решение не в рамках телефонного права, а в рамках закона!) и, соответственно, эффективному политическому управлению обществом.
– М.: Хм… немного запутанно, но мысль, кажется, ясна: взаимный контроль враждующих между собой политических сил приводит к общественному договору, по которому все стороны вынужденно начинают действовать в рамках закона. Я тебя правильно понял?
– А.: Абсолютно!
– М.: Ну в таком случае ты можешь забыть о политической конкуренции на территории Дагестана. Появился слух, что наши парламентарии предлагают Москве законопроект, согласно которому глав МО будет назначать президент Дагестана.
– А.: Забавно… Неужели кто-то думает, что таким способом можно повысить управляемость республикой? Типа, если я назначу в муниципалитет главой своего человека, беспрекословно выполняющего мои команды, то в республике будут мир и благодать?..
– М.: А что ты смеёшься? При СССР же такое было. И порядок был. И благополучие. Люди боялись закона! А что сейчас?!
– А.: Сейчас мы рискуем начать вечный спор о том, было ли при СССР лучше, чем сейчас, или нет… При СССР, конечно же, было хорошо! Однако сама система управления обществом, экономика страны, опирающаяся только на военно-промышленный комплекс, были неэффективными. Поэтому советские люди смогли только в определённый период (конец 1950 – середина 1970-х гг.) жить хорошо. Но потом страна стала стремительно разрушаться…
– М.: Но Китай же идёт по советскому пути и не разрушается! Наоборот, она становится всё сильнее и сильнее…
– А.: Давай, я тебе процитирую одного высокопоставленного китайца – политического комиссара Университета национальной обороны НОАК, генерал-лейтенанта Лю Ячжоу. Он говорит, что «выживание Китая зависит от двух вещей – либо перенять американскую модель демократии и выжить, или оставаться в советской политической системе, которая неизменно приведёт к коллапсу страны. Секрет успеха США зиждется не на Уолл-стрите и не на Кремниевой долине, а на их системе законности. Плохая система делает хорошего человека плохим, в то время как эффективная система ВЫНУЖДАЕТ плохого человека быть хорошим. Нация, которая поклоняется власти денег, есть глупая нация». Понимаешь? Китай отказывается от старых и неэффективных государственных механизмов, а мы, наоборот, желаем снова повторить советский путь, чтобы снова проиграть! Поэтому то, что предлагают наши дагестанские законотворцы, только кажется эффективным механизмом управления республикой. А на самом деле это путь в тупик, то есть в никуда.
– М.: Но здесь есть и другая сторона: сейчас население, при всех недостатках избирательной системы, хоть каким-то образом участвует в выборах глав МО, хоть как-то, может и незначительно, влияет на ситуацию в муниципалитете. А что будет теперь, если народ вообще отодвинут от муниципальных выборов? Народ же обозлится! Мало того: все проблемы муниципалитета, если там будет назначаемый президентом глава, будут валиться на голову Магомедсалама Магомедова! И потом, кто будет решать в администрации президента вопрос о том, кто достоин быть главой МО?
– А.: Ну… Наверное, начальник Управления по кадровым вопроса президента Адам Алиев…
– М.: А кто это?
– А.: Долго объяснять… Вкратце скажу, что во многих муниципалитетах он заявляет, что того или иного главу МО поддерживает президент… Хотя это не всегда соответствует истине…
– М.: Хм… Ну, предположим, он. И что дальше? Это же очередной серьёзный коррупционный канал, получается, будет… А что тогда будут делать местные депутаты МО? Во всём поддакивать назначенцу? А если их взгляды расходятся, тогда что? Распускать собрание города или района? Ну тогда это уже политический кризис и хаос получаются, а не «высокая управляемость» муниципалитетом.
– А.: Ты прав! Сначала у НАС отобрали право выбирать главу субъекта РФ, теперь хотят отнять право выбирать себе главу МО… Если мы пойдём так и дальше, то не за горами тот день, когда и депутаты НС РД будут назначаться указом президента Дагестана. К счастью, выборы скоро закончатся. Ты в курсе, что осталась последняя неделя перед Единым днём голосования?
– М.: Да, точно!.. Как быстро прошло время… Казалось, только вчера назначили дату, а уже через неделю она наступит…
– А.: Да… Выборы, хоть и проходят относительно спокойно, но всё же свои недостатки предвыборная процедура обнажила…
– М.: Хотя бы случай в Бабаюртовском районе вспомни… Ради чего там погиб один из Карагишиевых?
– А.: Ну да… Слава Аллаху, что в других муниципалитетах до крови не дошло!
– М.: Как не дошло?! Вот же, в Гумбетовском районе, кандидату в главы селения Чирката Хадисгаджи Магомедову сломали челюсть! Реально, мы, дагестанцы, горячий народ! Сначала делаем, а потом думаем. Ты же видел по телевидению сюжет, где Магомедсалам отчитывает руководство одного из районов за то, что там были обнаружены несуществующие школы и прочее. Он, президент, ясно дал понять всем «кандидатам куда угодно», что больше такой халявы, как раньше (пускание пыли в глаза), не будет: пилить бабло из бюджета теперь запрещено!
– А.: Думаешь, послушают его местные «князьки»?
– М.: А куда они денутся? Тем более что у президента появился свой спецназ, да не один. Отправит он их в какое-нибудь МО для наведения порядка в бюджетной сфере! Даже страшно себе представить, какой порядок они там наведут…
– А.: Точно! Тем более что девиз дагестанских ОМОНов: «Где мы, там разруха!» – никто не отменял. Да и вопросы возникают интересные. Это что получается: МВД, ФСБ, прокуратура, следственный комитет и прочие структуры не способны проверить, действует ли глава МО в рамках закона или нет, а президентский спецназ способен? Если правоохранительные структуры, ОБЯЗАННЫЕ следить за этим, не делают свою работу, то такой подход к работе называется саботаж! Ты ещё учти, что на глав МО сейчас будут возлагать и борьбу с терроризмом…
– М.: А роды принимать или УЗИ делать на них не возлагают? Что за странная тактика по борьбе с террором? Им что, спецназа не хватает?
– А.: Видимо, нет. Но мне кажется, что и спецназ президента (его создание), и возложение на глав МО несвойственных им функций – это ошибка….
– М.: Не совсем понял, объясни.
– А.: Вот смотри. Нам говорят, что президентский спецназ будет формироваться по типу чеченского батальона «Восток». И в то же время говорят, что в спецназ будут принимать в основном, тех, чьи родственники погибли от рук боевиков. А это уже узаконенная кровная месть получается! А ведь «Восток» формировался совсем по-другому! В него вошли легализовавшиеся, амнистированные боевики! И это позволило не ломать чеченское общество пополам по религиозно-идеологическим взглядам. Даже Рамзан «шайтанами» называет не тех, кто смотрит на ислам несколько по-другому, чем он, а тех, кто не рядом с ним, кто не подчинился его воле! А что получается у нас?! Кровная месть, помноженная на религиозно-идеологические противоречия, личную ненависть и тупость отдельных чиновников, расколет Дагестан быстрее, чем всякие ЦРУ и Моссад…
– М.: Это да. От тупости отдельных горе-реформаторов никуда не спрячешься…
Абдулнасыр Магомедов
Номер газеты
- 7 просмотров