Признано, что Дагестан – это молодёжная республика. Не признано, но бытует мнение, что все или почти все проблемы нашей республики от переизбытка молодёжи.
C этим тезисом можно согласиться, но с оговоркой. Проблемы не просто от большого количества молодых и энергичных, а от качественного наполнения этих младодагестанцев.
Любая семья, где много детей, превращается в «дурдом» в хорошем смысле слова. Там всегда кавардак и ералаш, обусловленный большим скоплением несовершеннолетних «энерджайзеров» на относительно небольшой территории. Также и в Дагестане, где, по статистике, в структуре населения более 50% – это молодёжь до 30 лет.
В Дагестане тоже творится настоящий «дурдом». В прямом смысле. Когда в криминальных сводках десятков уничтоженных, но по-прежнему не сдающихся боевиков фигурируют наши земляки 85–90-х годов рождения, то, значит, что-то в нашей республике происходит не так.
В чём же заключаются причины девиантного поведения большинства наших тинэйджеров? Тому есть масса предпосылок. И дело не только в проблемах социально-экономического характера и подрывной деятельности западных спецслужб. Проблема не в нашей природной дикости и религиозности. Хотя и это имеет место.
Девиантность, то есть поведение нашей молодёжи, не совпадающее с социальными нормами и ценностями, принятыми в цивилизованном обществе, обусловлена пробелами в воспитании и образовании.
Сейчас подходит время тех, кто родился на стыке 90-х годов. Это люди, «не рожденные в СССР». То есть тинэйджеры последнего года получили, вернее, не получили всего того, что давала советская система патриотического воспитания и классического образования, которой до сих пор в нашей стране не нашли адекватной замены.
Ущербность современного образования заключается в том, что в школах, вместо спешно покидающей республику русской, еврейской, а порой и дагестанской интеллигенции, их учили вчерашние колхозники, с горем пополам закончившие наш педагогический ликбез. И всё это за нищенскую учительскую зарплату.
Понятно, чему могли научить наших детей эти далеко не лучшие национальные кадры. Чего уже говорить о вчерашних вахтёрах и охранниках, принявших уже в качестве новоиспечённых педагогов в вузах нашу запущенную ещё со школьной скамьи молодёжь.
Нельзя не сказать и о семейном воспитании, которого опять-таки не было у юных дагестанцев. Это и понятно: в начале 90-х все родители были заняты активным зарабатыванием денег для своих любимых чад. Но чада выросли без отцовской и материнской ласки и, не оценив, казалось бы, чистые порывы своих родителей, сели «на иглу» или пошли «в леса».
Конечно, это всё достаточно утрированная авторская точка зрения. Но вспомните, как предприниматели и работодатели, как вы принимали молодёжь на работу. Какое количество молодого человеческого мусора надо перелопатить, чтобы найти более-менее подходящего менеджера по продажам? Специалистов технических профессий у нас вообще днём с огнём не сыщешь. А от дипломированных (в смысле – имеющих диплом) «жи есть» экономистов, юристов, которые на своем факультете «всех хавают», просто тошнота поступает к горлу. Посмотрите, сколько развелось кадровых агентств? Хороший бизнес, кстати. Чем дефицитнее вещь (в данном случае – специалист), тем дороже можно за него получить.
Вся, или почти вся наша молодёжь оканчивала совсем иные «университеты». Жаль, что с этим «образованием» только «в леса» да тюрьмы. Или бить морды за 100 баксов на различных версиях «боёв без правил». Вот уж где мы впереди планеты всей.
В общем, предлагаю начать с образования. Во-первых, закрыть наш ликбез, как ненужный и вредный. Пробить как угодно в ведущих российских вузах квоты для дагестанских кадров. То же самое делать и с техническими специальностями. Конечно, не все из молодых дагестанцев потом вернутся в родной «колхоз». Но вернувшиеся принесут в республику новые идеи, новые технологии, иной образ жизни, которого так сегодня не хватает нам для стабильности и экономического развития.
Номер газеты