[ 23 барана или 52 курицы? ]

Сегодня, 29 октября, депутаты НС РД намерены поднять насущный для них в канун мартовских выборов вопрос – об увеличении числа депутатов с 72 до 90 (в прошлом созыве их было 121). Мы же, не доверяя депутатам, которые, как красавицы, склонны к переменам, продолжим публикацию в мейнстриме российской федеральной политики – на укрупнение территорий и сокращение численности государственных и представительных органов власти.

Чтобы создать оазис, необязательно обносить его пустыней.
Тамара Клейман
 
Швейцария состоит всего из 20 кантонов и 6 полукантонов, которые включают более двух тысяч общин. Республика Дагестан состоит из 52 МО, которые включают всего около 706 населённых пунктов. При этом ВВП Швейцарии – более $ 400 млрд в год, а основные доходы Дагестана – дотации от России.
Учитывая, что удельный вес сельского населения в республике преобладает над городским – 57,6 %, спросим читателя, что бы он выбрал: 23 барана или 52 курицы? Любой здравомыслящий дагестанец, который имел дело с сельским хозяйством, скажет, что лучше иметь даже десять баранов против ста куриц. Это и называется интегральным исчислением, где помимо простого соотношения площади к количеству районов, появляется ещё и качественный показатель – перспективность экономического развития.
При слишком частом разделении на мелкие муниципальные образования за счёт их большого количества республика лишается качества этих образований. Ведь для благоприятной экономической перспективы им попросту не хватает земли и иных природных ресурсов; людей, трудовых и интеллектуальных кадров, а также, судя по результатам последних выборов, и электорального ресурса – например, в Ахтынском, Кайтагском, Кулинском, Курахском, Левашинском и Тляратинском районах (см. 1 стр. «ЧК»). При частном ослаблении каждого района мы получаем слабую республику в целом. А отнимая эксклюзивное право пользования природными ресурсами у отдельного МО, мы создаём угрозу экономической неэффективности для всего природно-­ресурсного потенциала республики.
В своём исследовании мы опирались не только на исторические и этнокультурные сведения, но поставили во главу угла политико-­правовые, экономические, социальные и другие факторы, каждый из которых однозначно свидетельствует об актуальности такого укрупнения.
 
Aquila non captat muscas
 
«Орёл не ловит мух» – гласит старая латинская пословица. Нынешнее республиканское администрирование представляет собой возню орла с мушиным роем, отвлекающим его от потенциальных крупных вредителей.
Большое количество мелких МО неизбежно рассеивает внимание республиканской администрации, что усложняет выполнение самых разных стратегических задач на межведомственном уровне, например, распределение бюджета: то есть конкретные деньги труднее приходят к нам с вами – жителям Дагестана. Кроме того, дробление влечёт понижение качества работы органов местного самоуправления, усугубляет финансовое размывание и коррупцию на муниципальном уровне, одним словом – дестабилизирует политическую обстановку в республике.
Вместо того чтобы установить прочные вертикальные связи и заниматься реальными проблемами, значительная доля времени, прочих ресурсов, уходит на дополнительную бюрократическую волокиту, выяснения отношений и подковёрные интриги.
Безусловно, мы нисколько не говорим о пересмотре границ между сёлами или упразднении сельских администраций, хотя такие тенденции и наблюдаются в общемировой практике, отчасти являются результатом урбанизации и миграционных процессов и представляют собой вполне естественный отклик на неизбежную глобализацию всего мирового сообщества. Напротив, говоря о целесообразности укрупнения МО в Дагестане, прежде всего, затрагиваем вопрос земельной собственности через денационализацию земельных отношений и в частности – передачи земель отгонного животноводства муниципальным образованиям, на чьих территориях они находятся (регулируется Федеральным законом «О местном самоуправлении», № 131­ФЗ). А введение частной собственности на земли сельхозназначения призвано решить земельный конфликт. Напомним, что для этого необходимо приблизить кадастровую стоимость к реальной рыночной стоимости земли. И в зависимости от целей землепользования и категорий земли – разработать оптимальный налоговый режим землепользования и ужесточить надзор за целевым использованием земельного капитала. В таком случае укрупнение районов повлечёт консолидацию разобщённых ныне этносов и объединение их интересов в рамках укрупнённого МО. Всё вместе способствует скорому развитию сельского хозяйства и других приоритетных отраслей.
 
Новейший Дагестан
 
Всё недооценённое мстит – всё переоценённое подводит. И если оптимальное количество МО для республики – 23, то предстоит определить, какие районы из всех соседствующих целесообразно было бы объединить.
Характер районирования колеблется между экономическим и национально-этническим приоритетами. Как ни крути, но если хочешь жить богато, нужно объединяться независимо и от этнической принадлежности. В Дагестане деление по этому принципу происходило так часто, что скорее является колоритной особенностью края, нежели непривычным и из ряда вон выходящим процессом. Во всей мировой практике при районировании учитывают природопользование (ПРОП), в том числе ландшафт и водный бассейн, отсюда – территориальное разделение труда и экономические кластеры, а также плотность населения и культурно-исторические взаимоотношения между соседствующими районами. Здесь становится очевидной связь между программой реформирования административно-территориального деления Дагестана и реализацией социально-экономической Стратегии развития СКФО в Республике Дагестан до 2025 года. Совсем скоро Правительство РД должно представить такой план (см. «ЧК» № 38 от 1 октября 2010 года), «Черновик» также вносил свои предложения по выделению приоритетных отраслей и отбора к ним инвестиционных проектов. На этой основе в ближайшее время мы представим свой вариант приоритетных инвестиционных проектов на основе предложенного нами административно-территориального деления. 
 
Единый Дагестан
 
Сегодня только восемь дагестанских районов имеют выход к морю. После укрупнения выход получат территории семнадцати нынешних районов, т. е. число современных районов, имеющих выход к морю за счёт укрупнения, увеличится более чем в два раза. При этом через актуализацию основных отраслей все приморские районы получат дополнительные экономические преимущества: рыбоводство, рекреацию и туризм, а также перспективу развития водного транспорта.
Из графика видно, как колеблются уровни плотности населения в разных МО республики. И это без учёта населения городов республиканского подчинения. Обратите внимание, как накалена политическая обстановка в районах с самой высокой плотностью населения: в истории каждого из них встречаются факты убийства или покушения на убийство глав МО или районной администрации и т. п. Конечно, политический накал является следствием других, более объективных причин – например, природно-­ресурсного и демографического потенциалов. При этом, если одни районы перенаселены, то соседние с ними, наоборот, пустуют. Поэтому в республике, несомненно, должна действовать экономическая политика, направленная на выравнивание уровня развития территорий. На наш взгляд, во многом её успех детерминирован стилем административно-территориального деления региона.
Все предлагаемые названия носят условный характер.
Для каждого из 13 МО указано соотношение между минимальной и максимальной плотностями населения двух районов, вошедших в границы укрупнённой территории: чем выше это соотношение, тем целесообразнее укрупнение.
Ногайский район (28) – наибольший по площади и наименьший по плотности населения в Дагестане (2,4 чел./км). Основная отрасль – отгонное животноводство.
Кизлярский район (20,33) – включает нынешний Тарумовский и Кизлярский районы; разница плотности населения – 2,35. Оба не входили в область историческго формирования Дагестана, а заселялись преимущественно русскими и казаками. Имеется выход к морю. Основные отрасли – животноводство, рыбоводство, фермерство.
Хасавюртовский район (5, 15, 27, 36) – состоит из четырёх районов, имеет выход к морю. Максимальная разница плотностей – 8,1. Основные отрасли – фермерство, отгонное животноводство, растениеводство, а также лёгкая промышленность, добыча стройматериалов, транспорт и логистика.
Махачкалинский район (17, 19, 22) – включает в себя три района, в том числе самый густонаселённый район республики Кизилюртовский. Максимальная разница плотности населения – 7,9. Имеется выход к морю. Основные отрасли – растениеводство, виноградарство, производство и переработка строительных материалов, транспорт и логистика, рекреация вдоль побережья Каспийского моря.
Буйнакский район (8) – состоит из одного района. Находится на 22 месте по плотности, что составляет 28,32 % от максимального значения по республике. Основные отрасли – фермерство, садоводство, рекреация и туризм, транспорт и логистика.
Ботлихский район (3, 7, 10, 39) – состоит из четырёх районов, имеет собственную межрайонную инспекцию ФНС с центром в с. Ботлих. Максимальная разница плотности – 4,5. Основные отрасли – животноводство, садоводство, гидроэнергетика.
Хунзахский район (38, 42) – состоит из двух районов, разница плотности населения – 1,9. Основные отрасли – животноводство, садоводство, рекреация и туризм, НХП, гидроэнергетика.
Унцукульский район (9, 11, 35, 41) – состоит из четырёх районов, имеет собственную межрайонную инспекцию ФНС с центром в п. Шамилькала. Максимальная разница в плотности – 4,2. Основные отрасли – гидроэнергетика, рыбоводство, мелиорация и дренаж, садоводство, животноводство, рекреация и туризм, НХП.
Левашинский район (2, 12, 21, 24, 25, 30) – состоит из шести районов. Максимальная разница плотностей – 5,1. Основные отрасли – преимущественно овощеводство.
 10. Дербентский район (13, 16, 18) – состоит из трёх районов, максимальная разница плотности – 1,7. Имеется выход к морю. Основные отрасли – садоводство, субтропическое растениеводство, рекреация и туризм.
 11. Тляратинский район (6, 34, 40) – состоит из двух районов, включает Бежтинский избирательный участок, разница плотности – 2. Основные отрасли – животноводство, овцеводство.
 12. Магарамкентский район (1, 23, 26, 31, 32) – состоит из пяти районов, разница плотности – 7,4. Имеется выход к морю. Основные отрасли – садоводство, субтропическое растениеводство, рекреация и туризм, НХП.
 13. Рутульский район (4, 14, 29) – состоит из трёх районов, разница плотности – 2, 7. Основные отрасли – растениеводство, животноводство, рекреация и туризм, гидроэнергетика.
На сайте еженедельника www.chernovik.net проходит голосование за укрупнение районов республики.
Большинство посетителей (57,1 %) проголосовало за укрупнение районов. Большинство из проголосовавших «за» (31,4 %) ожидают, что укрупнение районов поставит республиканскую администрацию перед необходимостью обратить внимание на реальные проблемы МО и значительно снизит финансовое размывание и коррупцию на муниципальном уровне.
А большинство из проголосовавших «против» (20,2 %) опасается, что укрупнение дестабилизирует политическую обстановку в республике.
Актуальный вариант административно-территориального устройства Республики Дагестан к 2025 году. За основу также принимались карты из Атласа этнополитической истории Кавказа (Артур Цуциев, М., «Европа», 2007 г.). Нынешнее административное устройство для сравнения сохранено: 1 Агульский район; 2 Акушинский район; 3 Ахвахский район; 4 Ахтынский район; 5 Бабаюртовский район; 6 Бежтинский муниципальный участок; 7 Ботлихский район; 8 Буйнакский район; 9 Гергебильский район; 10 Гумбетовский район; 11 Гунибский район; 12 Дахадаевский район; 13 Дербентский район; 14 Докузпаринский район; 15 Казбековский район; 16 Кайтагский район; 17 Карабудахкентский район; 18 Каякентский район; 19 Кизилюртовский район; 20 Кизлярский район; 21 Кулинский район; 22 Кумторкалинский район; 23 Курахский район; 24 Лакский район; 25 Левашинский район; 26 Магарамкентский район; 27 Новолакский район; 28 Ногайский район; 29 Рутульский район; 30 Сергокалинский район; 31 Сулейман­Стальский район; 32 Табасаранский район; 33 Тарумовский район; 34 Тляратинский район; 35 Унцукульский район; 36 Хасавюртовский район; 37 Хивский район; 38 Хунзахский район; 39 Цумадинский район; 40 Цунтинский район; 41 Чародинский район; 42 Шамильский район.
 
Номер газеты