[ Нужна система? ]

Главный редактор сайта agentura.ru Андрей Солдатов сравнивает тактику бойцов самопровозглашённого образования Имарат Кавказ (ИК) с тактикой Ирландской республиканской армии (ИРА). Суть аналогии: когда англичане усилили силовой контингент, ирландские повстанцы поменяли тактику войны.

Они перегруппировались по принципу мобильных ячеек – по 3­5 бойцов. Автономность и конспирация групп повысилась; утечка сведена к минимуму. Эта реорганизация позволила ИРА стать в 80-­е годы самой результативной террористической организацией в мире. Основной почерк ИРА – телефонное предупреждение за 90 минут до теракта. Так они старались снизить человеческие жертвы. Основная мишень – солдаты британской армии, полицейские и судьи.
ИРА ведёт свою историю с 1916 г. под руководством Патрика Пирса, с того времени, когда была впервые провозглашена Ирландская республика. Тактики ИРА и «лесных» аналогичны, за исключением тех «джентльменских» 90 минут, которые «лесные» не предлагают. В этой связи уместно отметить недавнее высказывание Александра Торшина на предмет эскалации напряжённости на Северном Кавказе: «Несистемное бандподполье, на мой взгляд, гораздо хуже системного: там хоть понятно, в какую сторону ветер дует, а здесь дует ветер во все стороны сразу. Складывается впечатление, что вся активность боевиков скатывается к банальному бандитизму, с не очень понятными целями».
Там хоть было понятно и легче было держать нос по ветру. Мотивация – независимость от Англии под знаменем марксизма и под покровом католицизма. В 2005­м ирландские повстанцы официально заявили о прекращении вооружённой борьбы, сдаче оружия и переходе к политическому решению конфликта. Был начат новый этап переговоров. Через год в шотландском городе Сент-Эндрюс состоялась встреча лидеров всех североирландских партий, премьер-министров Великобритании и Ирландии по вопросу о возвращении Ольстера под управление местных органов власти (вместо прямого управления из Лондона).
Противостояние ИРА – с 1916 по 2005 гг. – почти 100 лет кровопролития. Каковы перспективы и мотивация противостояния на Кавказе? «До Судного дня!» – отвечают «лесные». «Нам это надо? – вопрошает Солдатов. – И с кем воюем?» «С бессистемным терроризмом», – подразумевает Торшин. Одним словом, зона повышенной турбулентности. И эта «роза ветров» нам всем в подарок за страусиную позу.  
Номер газеты