«Я вот что не понимаю, – вопрошает Махмуд, – для чего в нашей республике вообще нужны выборы?! Вот посуди сам: практически везде, хоть на местном уровне, хоть на уровне Дагестана, больше всех голосов берет одна и та же партия! Это раз. Во-вторых, если глава муниципалитета идет на выборы, то – это всё! Стопроцентная победа ему обеспечена. А если всё так происходит, то ведь и выборы – это просто трата денег и профанация. Разве не так?»
Так как объяснять бывшему силовику, а ныне рядовому бизнесмену, такие институциональные понятия, как «выборы», «демократия» и, самое главное, «права человека» – потихоньку становится моей, чуть ли не святой, обязанностью, набравшись терпения, я вступил с ним в очередной диалог…
Абдулнасыр (далее А.): Нет, Махмуд (далее М.), это не совсем так. Конечно, тому, кто уже является главной муниципалитета, идти на выборы легче. Его и народ, и власть – знают… Глава, если, конечно, он не марионетка какая-нибудь, естественно очень многие вопросы в муниципалитете решает, много что контролирует. Поэтому он чувствует себя достаточно самоуверенно: ему уже легче собрать все свои силы, финансы, подключать административные и прочие ресурсы…Это всё есть! Только вот эта излишняя самоуверенность может сыграть с ним злую шутку! Он может просто недооценить своих реальных соперников и проиграть им. И тут даже бренд известной партии не поможет!
М.: Да ладно, что ты говоришь! На стороне главы слишком много ресурсов, а на стороне его соперников-оппозиционеров всего этого нет. И поэтому процентов 90 у них больше шансов проиграть действующему главе.
А.: Ну хорошо… Давай я тебе расскажу одну небольшую историю, которая произошла в реальности…
М.: А где она произошла?
А.: Самое главное, что она произошла, а где – это не важно… Кому надо, те знают . Так вот, в одном муниципалитете было два кандидата в главы. Один из них был действующим главой и поэтому, помимо серьезной финансовой поддержки и своего административного ресурса, использовал свои обширные связи в силовых органах, руководстве республики. В общем, везде, где было возможно. Он прошелся по всем своим друзьям и покровителям, заручился их поддержкой и спокойно сидел, практически ничего не делая. Он (назовем его Мага) был в полной уверенности, что вопрос с выборами и тем, кто на них победит, – уже решён. Другой кандидат (назовем его Бага), молодой и перспективный предприниматель, недавно приехавший из России, всего этого не имел. У него был финансовый ресурс, а также друзья и родственники, готовые его поддержать. Но чтобы выиграть выборы – этого было явно не достаточно.
М.: Аааа! Это Гунибский район!
А.: Нет, не там… Так вот, что делает Бага. Он видит, что при всём своём желании главой муниципалитета ему не стать. Во-первых, тут и ресурсы несоизмеримые, и столько связей, как у Маги, у него нет. Во-вторых, там главу муниципалитета утверждает собрание местных депутатов. На первый взгляд, шансов на победу нет. Тогда амбициозный Бага решил так: если я не могу стать первым, то я СЕЙЧАС стану вторым.
М.: Что значит СЕЙЧАС?
А.: Терпение! Сабур делай, сейчас всё расскажу. Бага смотрит, что в местном собрании должен быть 21 депутат. Для того чтобы в собрании был кворум и чтобы глава муниципалитета был утвержден на свой пост, нужно, чтобы за него проголосовали 2/3 депутатов. А это 14 человек. Если нет кворума, или же если в собрании нет 14 «своих» депутатов, то у того, кто хотел стать главой, будут серьезные проблемы. И Бага, планировавший выставить на выборах свою команду из 21 кандидата в депутаты, а затем стать главой, выставляет только 10! По округу, где избирается в депутаты сам глава МО (Мага), он вообще никого не выставляет! (Он поддерживает в нем чувство самоуверенности и легкой победы!) Это было первое, что сделал Бага. Вторым шагом угадай, что он сделал?
М.: Стал подкупать избирательные комиссии?
А.: Нет, ну что ты… Он стал налаживать контакты с прессой! Он назначил в своей команде специального человека, который сначала еженедельно, а ближе ко дню голосования ежедневно обзванивал редакции наиболее авторитетных в республике изданий и докладывал обстановку в районе. Нарушил Мага закон или же стали друзья Маги угрожать местным учителям, что их уволят, если те не проголосуют за действующего главу и его команду, как тут же в редакции какой-нибудь газеты получали факс с подробным описанием этого нарушения. Сам же Бага или его помощник раздавали по этому поводу мини-интервью и комментарии. А десяток юристов, которых Бага нанял, писали по этим фактам заявления в прокуратуру, письма на имя президента (см. стр 18. – Прим. ред.), обращались с исками в суды….
М.: Бага просто сливал компромат…
А.: Почему компромат? Он сообщал прессе текущую ситуацию! Он ничего не выдумывал. А имеющийся компромат он стал сливать позже, когда до выборов оставалось три-четыре недели… В итоге, у действующего главы в республиканской прессе сформировался негативный образ. А у Баги сформировался образ не только борца за справедливость, но и современного, коммуникабельного, компетентного человека, что, в принципе, соответствовало действительности. В родном муниципалитете у него резко вырос рейтинг, а несколько имиджевых интервью, в которых он подробно рассказал, что необходимо сделать для искоренения безработицы и преступности, превращения дотационного МО в донора, этот рейтинг упрочили и заставили обратить на него внимание республиканских властей. Он даже вошел в рейтинг влиятельных людей родного муниципалитета и прочно занял там третью строчку. Первую, как глава МО, занимал Мага, вторую – влиятельный министр, выходец из их муниципалитета (про которого все знали, что он своей работой доволен и возглавлять родное МО никогда не придет), а третью занимал Бага. И все знали, что он реальный кандидат в главы.
М.: Долгая история… Ну и чем она закончилась?
А.: А закончилась она тем, что Мага с легкостью выиграл выборы по своему депутатскому округу, набрав 98 % голосов! А вот его команда… Она была фактически разбита! Из 21 члена команды главы депутатами стали лишь 13 человек. Подтасовки бюллетеней и подкупа избирателей у команды Маги не получилось: Бага и его сторонники договорились с журналистами, что совместно организуют на каждом избирательном участке наблюдение за ходом голосования и при подсчете голосов. Мага же на грубые силовые действия решиться не смог – слишком большое внимание было приковано к этим выборам… В итоге, Бага смог ввести в депутатское собрание 9 своих сторонников из 10. Теперь Маге, чтобы стать главой МО, нужно было… идти на поклон к Баге! Бага этот поклон принял, но на определенных условиях: Мага становится главой МО, а вот Бага становится… главой администрации муниципалитета.
М.: Здорово! Он стал фактически главой муниципалитета . А ты говорил, что объяснишь, почему Бага «СЕЙЧАС станет вторым».
А.: То, что Бага СЕЙЧАС стал вторым, означает, что он на этих выборах не остановился. Он набирал авторитет в народе, встречался с местными лидерами, решал многие вопросы на своем уровне, налаживал теснейшие связи с республиканской властью, контактировал с прессой… В общем, через четыре года он стал ПЕРВЫМ! А Мага потерял сначала команду (она перешла в стан Баги), а затем уехал в столицу на какую-то должность, которую предложил ему его земляк – влиятельный министр…
М.: Ндаа… Тут сериал можно снимать… «Самоуверенные тоже плачут» .
А.: Точно. Поэтому нельзя быть такими самоуверенными, что все у тебя в норме будет. Выборы – штука не предсказуемая: кто сможет выстроить правильную стратегию поведения, тот и придёт к власти.
М.: Кстати, я смотрел сайт избиркома Дагестана www.dagestan.izbirkom.ru. Искал там данные, где какие выборы проходят. Выяснил, что только в 11 муниципалитетах выборы глав всенародные – в двух городах (в Махачкале и Дербенте) и девяти районах: Агульском, Акушинском, Дербентском, Кайтагском, Кизлярском, Новолакском, Тарумовском, Цумадинском и Чародинском районах. А в остальных МО население будет выбирать только свои депутатские собрания. Хотел спросить: значит ли, что в тех районах, где будут избираться депутаты, в последующем депутаты будут назначать глав МО?
А.: Не везде. В Левашинском, Хунзахском, Гунибском, Цунтинском, Ахвахском, Кулинском районах пройдут выборы местного собрания. Главы этих районов были избраны всенародно. Кто-то в октябре прошлого года, а кто-то еще раньше – еще в 2008 году. А вот в Кизляре, Буйнакске, Каспийске после того, как население выберет своё собрание, депутаты из своего числа утвердят главу МО. Более подробно я тебе как-нибудь в следующий раз расскажу…
Абдулнасыр Магомедов
Номер газеты
- 8 просмотров