[ Чему учат в школе? ]

ЕГЭ – это, по сути, технический контроль усвоения школьной программы. А школьная программа и есть некий принятый стандарт, на соответствие которому и тестирует ЕГЭ. И поэтому сегодня, прежде чем говорить о ЕГЭ, давайте посмотрим, а что же такое школьная программа? Чему же учат детей в дагестанских школах?

Русский язык, литература
 
Возьмём книгу «Русская азбука». В этом учебнике для 1 класса есть интересная русская народная сказка «Мужик и медведь». В ней мужик и медведь подружились и вздумали вместе репу сеять. Мужик говорит медведю: «Мне – корешки, а тебе, Миша, вершки…» Как всё хорошо начиналось: дружба, партнёрство, а каков итог? Мужик «кинул» медведя. Эта сказка по сути своей может научить ребёнка только одному – лжи. Там же, в учебнике, приводится песенка­азбука о тридцати трёх родных сестрицах (буквы). В песенке озвучено только 28 букв, остальные 5, видимо, не рифмовались – их просто отбросили. В последующих книгах для чтения тенденция сохраняется. Мы узнаём, как доблестно русские богатыри боролись с кочевниками. Соловей­разбойник, Змей Горыныч и другие чудовища. Под ними подразумеваются кочевники. А ведь не секрет, что упоминаемые в этих сказках кочевники – предки для изрядной части населения Дагестана. Неоднозначную реакцию мусульманина вызывает часть содержания всё той же «Русской азбуки». А именно в разделе, где говорится о Кирилле и Мефодии, «равноапостольных» (цитата из текста): «Это значит – равные апостолам, ученикам самого Господа, Иисуса Христа».
Далее – книга под названием «Родное слово». В ней, в разделе «Сказки разных народов»,первая сказка – украинская народная «Заячье сало». Суть сказки после прочтения, конечно же, для нас понятна: речь идёт о том, что нельзя врать, но… как должен реагировать ученик­мусульманин с религиозным мышлением, ученик четвёртого класса на сказку про сало? Ведь он уже в этом возрасте знает, что для мусульманина сало – продукт совершенно неприемлемый. О запрете сала говорится и в Ветхом Завете, в пятой книге пророка Моисея Второзаконии,– в стихе 8, говорится о свинине: «Нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь». Конечно, ребёнок не поймёт смысла этой сказки. Хорошо было бы включить в раздел учебника и изучение дагестанских сказок, а их множество!
Примитивное преподавание русского языка в районной школе республики низведено до уровня зубрёжки. Как «великий могучий русский язык» может вызывать уважение или гордость, если, например, для того чтобы понять, какое окончание писать в слове, школьнику необходимо освоить своего рода алгоритм. Сначала нужно определить род, число, падеж и склонение, а затем посмотреть в таблицу правильных окончаний. Приплюсуйте к этому ещё и то, что в большинстве языков республики имеются большие расхождения с правилами русского языка.
Ведь перед учителем находится ребёнок, а не компьютер, способный проводить в уме такие сложные операции. К тому же приблизительно к четырём­шести годам ребёнок стихийно уже овладевает основными грамматическими категориями. Подход «выучи наизусть» будет вводить в ступор ребёнка.
 
Математика и
информатика
 
Математика в школе преподаётся очень сухо. Ученику сложно понять смысл, например, трансцендентных чисел (константа «пи»), если его не заинтересовать их значимостью в природе. А ведь математикой можно в увлекательной форме многие явления в природе объяснить. И это гораздо интересней, чем зубрёжка. Например, возьмём числа Фибоначчи. Вы скажете: зачем они мне? А между тем эти числа вкупе с золотым сечением (F), постоянной тонкой структуры (a) и постоянной (пи) объясняют гармонию в природе. Продемонстрировать это можно на примере любой из пирамид в долине Гиза (Египет). Длина грани пирамиды, её высота исполнены в пропорции Фибоначчи. А расстояние и расположение пирамид в этой долине пропорционально расстоянию и расположению Марса, Земли и Венеры. Вот такой занимательной может быть математика.
Информатика в современной школе также испытывает трудности с выбором приоритетного направления: дать знания по программированию или научить простому пользованию компьютером. Традиционная информатика основывается на изучении языка программирования (Паскаль). И на это отводится до трёх лет. Может, школьнику достаточно знать, как работать с основными программами (MS Office, Photoshop)? К тому же не секрет, кто в школе сегодня преподаёт информатику. Учителя математики и физики в погоне за дополнительными часами и ставками стремятся «захватить» информатику в свои руки. Большинство из этих учителей претендуют на звание «чайников» в работе с компьютером. И в то же время не хотят признать это. Чему же они смогут научить детей, как они смогут заинтересовать учащихся, разбудить врождённую детскую любознательность?
 
Физика и биология
 
В школьной физике камнем преткновения стало растворение астрономии в физике и природоведении. В прошлом астрономия была овеяна мечтами о полётах в космос. Пионеры писали сочинения, как на космических кораблях они бороздят просторы необъятной Вселенной, открывают новые звёздные системы, планеты, миры…
А что же теперь? Весь материал по астрономии сводится только к тому, что в результате большого взрыва образовалось определённое вещество определённого качества, которое при определённых условиях стало формироваться в звёзды, планеты и их спутники. Звёзды, развиваясь по одной схеме, становятся гигантами, сжигающими всё на своём пути, но в один момент они взрываются и становятся чёрными дырами; развиваясь по другой схеме, – формируют вокруг себя солнечные системы (за счёт силы притяжения), а солнечные системы формируются в галактики. Расскажут ученикам про Белку со Стрелкой, про Гагарина и Армстронга (в лучшем случае) – и краткий курс завершён. А откуда взялся сам взрыв, кто его организовал, как из неорганического вещества получилось органическое?На эти вопросы чёткого и внятного ответа наука дать не может.
У людей верующих давно есть ответы на эти вопросы…
Биология пытается ответить на вопрос происхождения жизни на земле с помощью теории Чарльза Дарвина. По данным опросов, проведённых Центром исследования общественного мнения, 20 % опрошенных граждан считают, что теорию Дарвина необходимо вообще исключить из школьной программы. 65 % согласны на то, чтобы и божественная теория, и теория Дарвина преподавались в школе на равных правах.
В журнале «Русский репортёр» говорится: «Допуская идею божественного творения на уроках биологии, мы меняем статус этого предмета – он перестаёт быть отражением академической науки». Да ради бога! Вся академичность биологии – в теории эволюции Дарвина?! Просто школьная программа зациклилась на ней. Объяснительный материал школьной биологии, действительно, почти целиком подогнан под теорию эволюции. Те, кто подгонял теорию Дарвина в нужные рамки, утруждали ли себя тем, чтобы дочитать его труд до конца? Свой первый труд «Происхождение видов» Дарвин заканчивает словами:«Есть величие в этом воззрении на жизнь с её различными силами, изначально вложенными Творцом в одну или определённое число форм; и из этого начала продолжают возникать формы современные и прекрасные».
 
История и обществознание
 
Изучение истории в школе должно преследовать определённые цели. Например, освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в хронологической последовательности. В принципе, история должна быть беспристрастной. Оценивать действия тех или иных правителей – дело каждого, и мнение учащегося не должно формироваться на основе личного отношения пишущего историю. Почему бы историкам не взять пример с беспристрастного Каллисфена (летописца Александра Македонского). Собственно, на основе беспристрастности подачи исторического материала должна формироваться почва для ценностей и ориентаций ученика. Ведь на этой платформе человек будет строить свою жизнь в многокультурном, многонациональном и многоконфессиональном обществе! В зависимости от формы подачи программного материала история может преподноситься в виде сухого набора дат или, наоборот, эмоционально насыщенных рассказов, что не способствует адекватному восприятию истории как науки. Почему на летопись истории государств должен кто­то влиять? В основе «Истории Государства Российского» Карамзина лежит своего рода госзаказ и, соответственно, ощущается цензура императорской семьи. В основе истории марксизма­ленинизма лежит диалектический материализм со всеми вытекающими из него последствиями. Так, в преподавании истории Дагестана мы видим идейные метания властителей и историков в формулировании целей восстания имама Шамиля, а господствующая «академичность» исторической науки, её материализм исключают веру в Аллаха как мотивацию войны; само понятие «газават» – священная война за свою веру – предлагается общественности через объяснение в западной системе ценностных координат – война имама была национально­освободительным движением против царизма. Сегодня диалектика мутировала в так называемое паблик рилейшенз (PR). А российским его адептом является Михалков со своимипроектами «Имя России», «Предстояние». Ведь Михалков (сын своего отца, писавшего гимн и СССР, и России) в рамках этой парадигмы навязывает нам своё «болезненное» понимание истории. Причём ему, похоже, это неплохо удаётся. Говорят, что Владимир Путин – частый гость на ужинах именитой семьи.
 
Иностранные языки
 
Навыков живого общения и письма на иностранном языке школа не даёт, хотя уроки английского преподаются со 2 по 11 класс. Ученик, прошедший школьную программу английского языка на «отлично», общаясь с англоязычным иностранцем, не сможет объяснить ему даже самых элементарных вещей и сам не поймёт его. Мы с начальных классов изучаем английский язык в школе. При поступлении в вуз нас спрашивают:         
– Какие языки вы изучали в школе?
– Английский.
– Хорошо знаете?
– Нет.
– Тогда мы вас запишем в немецкую группу. Немецкий легче.
В итоге, по окончании курса, мы не знаем ни немецкого, ни английского. 
А в дореволюционной России считалось нормальным знание двух­трёх языков.
 
Духовно­нравственное воспитание школьников
 
С 1 апреля в 19 регионах России в 4 – 5 классах введён новый предмет – «Духовно­нравственное воспитание» (ДНВ). Сюда входят разделы: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Идея в основе своей – неплоха, но! Совершенно не предполагается привлекать для преподавания данного предмета специалистов с соответствующим профильным образованием. Идёт банальное перераспределение часов между уже имеющимся составом преподавателей. Это те же самые «ветераны», «корифеи» советской системы образования и, видимо, «педагоги», получившие образование в вузах по системе «толкачёвского» (типа Станиславского, только от слова «толкать»), которые будут вместе с учащимися познавать вверенный им предмет.

 
 
Этой публикацией мы начинаем серию статей о содержательной стороне образовательного процесса в Дагестане.  
Номер газеты