[ Выбор профессии ]

Кто-нибудь задавал себе вопрос, почему дагестанские юрфаки ломятся от количества обучающихся в них студентов? Почему при таком количестве дипломированных правоведов в Дагестане острая нехватка квалифицированных юристов?

Да потому что у подавляющего большинства дагестанцев за минувшие два десятка лет произошла, мягко говоря, деформация личности. Обволакивающая, затхлая, коррупционная среда, в которой мы все варимся, рождает совсем другие ценности, нежели те, которые существуют при нормальных рыночных отношениях. Конечно, не последнюю (но и не первую) роль в этом процессе играет и наша пресловутая ментальность.
Поясним. Удивительно, но у нас в каждой добропорядочной дагестанской семье заветной мечтой родителей является определение своих чад на государственную службу, желательно в какие-нибудь надзирающие или контролирующие органы с силовым уклоном.
Отцы святых семейств даже готовы платить солидные суммы за поступление, а затем и неучение отпрысков, лишь бы получить заветный диплом, который является одним из условий допуска в подобные государственные учреждения.
В России (остальной) все с точностью до наоборот. Да, у них в империях тоже знакомая нам клановость и коррупция. Но прозорливые российские папы и мамы вкладываются в знания, а не дипломы и рекомендуют своим детишкам начинать трудовую деятельность в коммерческих структурах, а не просиживать штаны на казенных харчах. Возьмите в качестве примера детей нынешнего российского политического истеблишмента. Младшие Патрушевы, Фрадковы, Христенки, Матвиенки и прочие заняты на теплых должностях в коммерческих структурах типа Роснефть, Газпром, ВЭБ и т. д. Кто поплоше, тот грызет гранит предпринимательской науки на должностях попроще в «Ренессанс-Капиталах», «Тройка-диалогах», «Делойтах» и прочих известных брендовых компаниях, где, кстати, наличие диплома и влиятельных родственников не является условием приема на работу.
Вопрос: почему у нас не так? Почему у нас даже состоявшиеся крупные предприниматели стараются устроить своих детей в Прокуратуру, ФСБ или, на худой конец, в МВД? Ну, во-первых, ради собственной безопасности. Дети – офицеры силовых структур – должны обеспечить безопасность и целостность нажитого непосильным трудом родителей капитала. Во-вторых, из-за нашей вышеуказанной ментальности. Отжимание – удел каждого неконечного выгодоприобретателя. Вещь, конечно, унизительная, но жизненно-необходимая, иначе тебя быстро отстранят от кормушки. Так вот, наши (т.е. дагестанцы), вспоминая свою борцовскую юность и околокриминальное отрочество, твердо уверены, что «по понятиям» лучше быть отжимателем, чем отжимаемым (в простонародье – «терпилой»). Естественно, что безопаснее всего это делать под прикрытием красной корочки и табельного пистолета. И, наконец, в Дагестане не верят, что деньги (большие) можно заработать в процессе честной предпринимательской деятельности. Позаимствовать у щедрого бюджета в ходе «откатной» деятельности – да, отнять у других бизнесменов или коррупционеров – естественно, самим создать пирамиду собственного финансового благополучия – однозначно нет. Необходимых для этого условий нет. «Белый» бизнес в этом тёмном царстве не приживется...
 
Номер газеты