Говоря о кризисе высшего образования, мы часто видим одну сторону проблемы («ненормальные» вузы, безграмотные преподаватели, тотальная коррупция). Это проблема продавца – тех, кто готовит специалистов. Но есть и проблема покупателя – требования рынка труда.
Работодатели (от малых предприятий до администрации президента) стонут от нехватки специалистов. Но с другой стороны, работодатели развращены массой дешёвых, низкоквалифицированных работников. Рядовой специалист даже в преуспевающей фирме получает в среднем от 8 до 12 тыс. рублей (старушка, наблюдающая в московском метро за эскалатором, зарабатывает в 2–3 раза больше). И это не изза того, что в Дагестане всё очень дешёво.
Низкая планка минимальной зарплаты приводит к тому, что вместо одного специалиста с высокой квалификацией проще нанять за те же деньги пять недоучек.
Инвестиции в образование имеют смысл только тогда, когда от них есть отдача. Сейчас абсолютное большинство дагестанских вузов работает во вред экономике. Сотни тысяч рублей вкладываются в подготовку «специалиста с дипломом». По логике вещей, на рынке труда этот специалист должен работать с более высоким качеством, производя больше, чем он мог бы производить без образования. И затраченные деньги должны возвращаться из более высоких зарплат и налоговых выплат. Но логика – редкая гостья в наших краях. Часто человек, торгуя на рынке, получает диплом об образовании – и в его жизни ничего не меняется: он попрежнему торгует на том же месте. Диплом становится тем же, что и сертификат на земельный участок на Марсе.
На рынке труда нарушена конкуренция. Нужен игрок (предприятие или группа компаний), который может себе позволить трудоустроить хотя бы 40–50 тысяч хороших специалистов (со средней зарплатой 30–40 тыс. руб. в месяц).
Однако даже крупные фирмы, как «Лукойл», не могут стать таким игроком. Нужны другие системные решения. Например, такие, как АНОРЭ (анклав нормальной экономики).
6 Июня 2008
Номер газеты
- 3 просмотра