[ Семь кругов Олимпи-Ада ]

Лох! Фак*! В России эти фамилии олимпийских призёров Ванкувера произносили, пожалуй, чаще, чем в родных для них Германии и Хорватии. Ведь трудно подобрать иные слова, когда наблюдаешь за тем, как умирает некогда спортивная держава.

Олимпиада­открытие, олимпиада­признание, олимпиада­боль. Олимпиада как индикатор состояния страны. Олимпиада­градусник, высокие показатели которого обратно пропорциональны олимпийским достижениям России. Да, ещё не все медали разыграны (в отличие от россиян, которые все как один как будто бы стали участниками программы «Розыгрыш», в конце которой появляется президент ОКР Леонид Тягачёв с цветами и просит нас всех не расстраиваться), но уже сейчас понятно, что Российская Федерация провалила Игры­2010.
 
Оплёванные надежды
 
Ещё не дождавшись передачи олимпийского знамени от Ванкувера Сочи, у нас принялись искать виноватых, что на территории, на которой раньше проживали советские граждане, а теперь живут российские, – добрая традиция и способ самозащиты. Но это только для чиновников, для таких, например, как председатель Госдумы Борис Грызлов. Он уже сообщил Леониду Тягачёву сотоварищи, что по приезде их ждут в парламенте России с отчётом. Вопрос, почему президент ОКР (и по совместительству член Совета Федерации и владелец подмосковного горнолыжного центра), несмотря на ухудшающиеся с каждым годом олимпийские результаты, был переизбран в прошлом году на свою должность, Грызлова (кстати, неоднократно замеченного среди непосредственных зрителей ОИ), видимо, не волнует.
Олимпийские неудачи дали повод позлорадствовать тем спортсменам и тренерам, которые не попали в число участников Игр. Поднялась тема утечки спортсменов: мол, чиновничьи и тренерские интриги заставляют перспективных атлетов уезжать из страны. Так в своё время в сборной по биатлону не нашлось места Елене Хрусталёвой из Красноярска, которая теперь выступает за Казахстан, и на Играх в Ванкувере она уже завоевала для этой страны серебряную медаль.
Ну а простые зрители, как это обычно бывает в случае неоправданных надежд, тут же принялись клеймить олимпийцев. Ситуация со сборной России по футболу показала всем отечественным спортсменам, как может быть неблагодарен болельщик в случае проигрыша. В немалой степени поспособствовала этому пресса, чьё чувство рациональной критической оценки напрочь атрофировалось, впрочем, как атрофировалось оно и у болельщика. И уже неясно, где вспыхнул очаг этой болезни, а что явилось следствием. Ясно одно: такое неблагодарное отношение соотечественников – дополнительный повод, лишающий спортсмена мотивации.
 
Кто кому должен?
 
«Мы никому ничего не должны», – заявила биатлонистка Светлана Слепцова после того, как в гонке преследования пришла восемнадцатой. Наверное, не все члены российской сборной выходят на старт с такими мыслями, но результаты говорят об обратном. Безусловно, золотая (а в случае с Россией любая другая) олимпийская медаль – мечта любого спортсмена. Но в век потребительства и сурового прагматизма она не стала предметом первой необходимости. Незавоёванная олимпийская награда – гораздо меньшая потеря для атлета лично, нежели для страны в целом. Немцы, канадцы, американцы и другие это понимают, наши не могут не понимать, но альтруизмом в России давно уж не пахнет. Олимпийский успех спортсмена – это всплеск интереса к конкретному виду спорта со стороны детей и их родителей. Российское олимпийское сегодня – это куча навоза на дорогах, ведущих к спортивным секциям.
И почему мы думаем, что в стране, граждане которой скрывают свои налоги, милиционеры расстреливают мирных жителей, а судьи сажают невиновных, должен был остаться идеальный островок, на котором бы жили спорт­ смены, добросовестно исполняющие свой долг перед Родиной? Да и что для них Родина, ради которой они должны биться? Президент Медведев; парусник «Крузенштерн», стоящий в бухте Ванкувера; мама с папой, болеющие за своё чадо перед телевизором, или девочка Прасковья из Подмосковья – героиня песни братьев Кристовских, которые в эти дни «подбадривают» сборную Россию в Русском Доме?
Сегодня золотая олимпийская медаль имеет конкретную цену – 100 тысяч евро плюс BMW X5 калининградской сборки, плюс дополнительные премии от руководителя родного субъекта, плюс фото с Медведевым на память, плюс (вполне возможно) место в Госдуме. Но и это в случае неудачи не большая потеря для спортсмена, который сможет добрать премиальные на этапах Кубка мира, случающихся намного чаще Олимпиад.
Поэтому и получается, что более или менее мотивированы на победу российские хоккеисты, давно решившие свои материальные проблемы миллионными контрактами с клубами НХЛ. Для них олимпийское «золото» – престиж не меньший, чем Кубок Стэнли.
 
Антимидасы
 
Государство тратит на подготовку спортсменов бюджетные средства, которые формируются за счёт налогов и продажи принадлежащих народу природных ресурсов, поэтому всё­таки спортсмены кому­то и что­то должны. Но, подобно царю Мидасу, который своим прикосновением превращал любой предмет в золото, российские чиновники научились всё, к чему прикладывают руку, превращать в г… .
Олимпийские игры для спортивных функционеров – это, в первую очередь, отмывка денег, неудача на них – повод попросить из казны дополнительные средства. Соревнования давно превратились в элитные политические тусовки, на которые принято привозить семью или любовницу, и всё, естественно, за государственный счёт. На какой­то из олимпиад чиновник разгуливал с аккредитацией, отобранной у спортсмена, так как тому всё равно ничего не светило. А первый вице­президент Олимпийского комитета России и президент Ассоциации зимних олимпийских видов спорта Владимир Кожин прибыл в Ванкувер вообще в середине Олимпиады.
Сегодня чиновники и тренеры справедливо заявляют о том, что у них нет человеческого материала, из которого можно было бы лепить спортсменов. Почему бы тогда не обратить свой взор на Северный Кавказ, где условий для развития зимних видов не меньше, чем в Сибири или на Урале, а человеческий ресурс на летних Играх приносит до пяти золотых наград? Или биатлон потенциально опасный вид спорта для этого воинственного региона?

*Феликс Лох (Германия), санный спорт – «золото»
Яков Фак (Хорватия), биатлон – «бронза»
 
Номер газеты