[ Право на ответ ]

В прошлом номере «ЧК» опубликовал статью Алима Темирбулатова «Любовь к своей Родине», в которой он делился с читателями версией об истории Кайтагского уцмийства как о первом государственном образовании на территории Дагестана. Неожиданно эта тема получила развитие в материале следующего автора.

Прочитал в прошлом номере «Черновика» исторические хроники, приведённые в статье господина Алима Темирбулатова «Любовь к своей Родине», в которой он пытается доказать читателю, что Кайтагское уцмийство являлось первым состоявшимся государственным образованием на территории Дагестана. Первое, что испытал, прочитывая этот материал, – это чувство удивления, которое переросло в возмущение. А возмущение вызвало то, что господин Темирбулатов с таким упорством пытается оспорить исторические факты. Но обо всём по порядку.
Во­первых, хотелось бы напомнить Алиму Темирбулатову, что тот самый великий учёный Ковалевский, который донёс до современного читателя историю трудов и законов Кайтагского уцмия Рустем­хана, гораздо раньше приложил много усилий, чтобы отыскать кодекс Умма­хана Аварского, но это ему долгое время не удавалось, не потому что его не было вовсе, а потому, что учёный точно не знал, где его искать. Именно поэтому он сделал следующее заключение: «Древнейшим сборником дагестанских адатов, за невозможностью отыскать текст аварских, надо признать те, которые в пределах Кайтагского уцмийства были редактированы в XVI в. Рустем­ханом». Далее, говоря о Судебнике Кайтагского уцмия Рустем­хана, Ковалевский подчёркивает, что этот Судебник, совершенно произвольно отнесённый генералом Комаровым к XII веку, далеко не является древнейшей попыткой кодификации народных обычаев в Дагестане. Гораздо раньше его возник не дошедший до нас сборник адатов аварского народа, рукописи которого, по словам генерала Комарова, ходили по рукам ещё во времена Шамиля. Составление этого кодекса приписывается именно Умма­хану Аварскому, умершему в 1082 году. А в ту пору не был известен не только кодекс уцмия Кайтагского, но и сам Рустем­хан, поскольку он только родился спустя три столетия после издания Судебника аварцев. А что касается содержания Судебника Умма­хана Аварского, то его характеризует слово Справедливый, которым нарекли Умма­хана Аварского его современники. По нормам адатов Умма­хана каждый общинник имел право пасти на общинных пастбищах столько скота, сколько находилось в его собственности, а также пользоваться лугами и лесными участками, собственником которых была община.
Ещё хотелось бы напомнить господину Темирбулатову, что основным принципом правления в государстве Умма­хана была справедливость как высшее благо для подданных. Хану надлежало руководствоваться в правлении только на справедливость мудрого. Государство по Умма­хану берёт на себя обязанность по сохранению кавказских и исламских ценностей, считая их укрепление приоритетной задачей. Ханство заботилось обо всех своих подданных, помогая им в трудную минуту и в годы благоденствия. Кодекс Умма­хана гарантировал защиту всех подданных в час тяжких бедствий. Государственная власть в ханстве строилась на основе согласия с обществами и чётко соблюдала их права как основу благополучия ханства, чего нельзя сказать о правилах уцмия Рустем­хана Кайтагского, которые позволяли бекам изгонять жителей из селений за какие­то небольшие правонарушения. А Умма­хан Аварский боролся против разнообразия обычно­правовых норм и старался установить одинаковые юридические положения для всех своих владений и отдельно взятых граждан.
А теперь что касается любви к своей Родине. Несомненно, любовь к Отечеству возвышает каждого человека – и простого гражданина, и того, кто сумел достичь в жизни определённых вершин. И хотел бы спросить Алима Темирбулатова, поскольку он занимает такой высокий пост, как замначальника Управления Минюста РФ по РД, вот о чём: что он лично сделал или собирается делать для своего любимого района?
 
Номер газеты