[ Патриот, а не «Патриот» ]

Чиновник-патриот. Сегодня такое определение воспринимается с долей здоровой иронии. Однако если поближе познакомиться с Алимом Темирбулатовым и его негосударственной деятельностью, то слова «чиновник-патриот» приходят на ум в первую очередь.

 – Алим Магомедович, недавно в газете появилась ваша, скажем так, спорная статья. На что вы рассчитывали, публикуя такого рода материалы?
 – Не вдаваясь в подробности временных рамок, которые могут быть спорными, хочу сказать, что кодекс уцмия Рустем­хана является одним из древнейших правовых документов на территории Дагестана, который напоминает о существовании джамаата, с чьим мнением считалось не только Кайтагское общество, но и власть имущие – беки. Кроме того, уцмии, как и другие владетели Дагестана, вели сложную внешнюю политику. Обычно уцмий поддерживал связь с теми государствами и владельцами, отношения с которыми давали большие политические и экономические выгоды. Уцмийство имело свои таможенные границы. Вступить на территорию уцмийства без согласия самого уцмия никто не мог. Каждый, кто следовал через его территорию, был обязан остановиться у пограничного пункта, дождаться прихода уцмиевых людей, и, лишь получив соответствующее разрешение, мог следовать дальше. В этой связи интересно привести описание дворянином Лопухиным трудностей, которые ему пришлось испытать во время его проезда через владения уцмия кайтагского от Дербента до Тарков. Как свидетельствует путешественник, на обращение его к уцмию с просьбой беспрепятственно пропустить до Тарков последовал отказ. Лопухин добивается специального послания с той же просьбой от правителя Шемахи и султана Дербента. Посланцы возвратились в Дербент с ответным письмом уцмия, в котором говорилось: «Ко мне пишет хан Шемахинский и султан Дербентский, я у них не под командою и писем их не слушаю и по их письмам сего дела на себя не приемлю». Интересны в этом отношении сведения об отношениях шамхала и уцмия. По предписанию Петра I шамхал, как союзник России, должен был обеспечить доставку почты и продвижение в сторону Дербента. В своём письме Петру I от 12 августа 1722 года шамхал жалуется на то, что указ Петра «за трудным проездом от Кайтагского народа отправить мне невозможно; для того что оные, мол, суть неприятели и не учинили с каким посланцем пакости, того опасаясь не послал».
Публикуя этот материал, я рассчитывал на то, что жители Кайтагского района заинтересуются своими историческими корнями, которые в последние годы забываются. Надеюсь, и другие авторы будут теперь публиковать материалы по интересным, знаменательным и исторически достоверным фактам из истории своего родного края
– Почему вас так остро заинтересовала история Кайтагского уцмийства? Вас интересует история только Кайтагского района?     
 – В определённый период жизни каждый человек начинает интересоваться своими корнями, своей малой Родиной, и я в числе таких людей. Вообще, невозможно изучить историю одного Кайтагского района в отрыве от истории Дагестана. Любовь к близким, семье, родным и окружающим у разных людей, видимо, проявляется тоже по­разному, но главное – чтобы это никому не мешало и оценка исторических процессов была объективной. Человек не должен стесняться того, чем в полной мере может гордиться. История развивается по спирали; в истории Дагестана были достойные кайтагцы, которые пользовались авторитетом и на международном уровне. Поэтому это всё вызывает интерес. Конечно, какие­то исторические моменты могут быть и спорными, но в основном материалы, которые я нахожу и изучаю, достоверные. Я хочу, чтобы об этом знали и мои земляки, поэтому как, если не через средства массовой информации, это освещать? Разумеется, каждый дагестанский народ славен своей неповторимой историей, мужественными людьми, благодаря которым в самые трудные времена Дагестан всегда объединялся, но я говорю о периоде истории, когда Кайтагское уцмийство имело серьёзное влияние на территории Дагестана. Именно поэтому я стремлюсь изучить историю родного края. Я считаю это очень позитивным стремлением, потому что уверен, что настраиваю людей на позитивный лад. Сегодня большинство электронных средств массовой информации освещают в основном низменные чувства людей, идёт пропаганда насилия, обмана. Поэтому нужно молодёжь настраивать на позитивные шаги. А этого можно добиться в том числе и путём ознакомления их с историей предков.
 – Алим Магомедович, вы занимаете должность заместителя начальника Управления Министерства юстиции РФ по РД. Некоторые граждане республики жалуются на бюрократические проволочки в вашем управлении, с которыми они сталкиваются при решении своих вопросов, в частности регистрации общественного объединения. На чём основано их беспокойство?   
– Хочу вам уверенно сказать, что никаких препонов Управление Минюста РФ по РД никому не создаёт.
Каждому, кто обращается к нам с тем или иным вопросом, мы уделяем внимание. Мы их консультируем, снабжаем информацией и перечнем документов в удобном для них электронном виде, которые они должны заполнить и представить нам на регистрацию. Но есть и другой момент. Многие из тех, кто к нам обращается, элементарно не справляются с правильным и грамотным оформлением протоколов, уставов и документов. Сегодня сумма госпошлины для оформления общественного объединения составляет 4 тыс. рублей, а в случае нашего отказа в принятии документов людям приходится повторно уплачивать эту же сумму. Поэтому, чтобы не отказывать в регистрации, мы предварительно просматриваем документы и если есть недостатки, предлагаем их устранить. Невнимательность граждан вынуждает их приходить к нам неоднократно. А беспокойство некоторых людей, наверное, связано с тем, что многие из них хотят, чтобы мы за них правильно оформляли документы. Всё зависит оттого, насколько, с точки зрения грамотности и соответствия федеральному законодательству, оформлены документы, которые представляют нам граждане.
– В Махачкале, впрочем как и в других районах республики, выявляются случаи, когда молодые люди с удостоверениями сотрудников Минюста РФ или РД обходят магазины и другие мелкие предприятия с целью осуществления мероприятий по защите прав потребителей. Насколько правомерны их действия?      
– О таких случаях слышим и, более того, имели дело с подобными лжеконтролёрами. Все действия подобных людей неправомерны, и их служебные удостоверения никакого отношения к Минюсту не имеют. С подобными жалобами предприниматели обращаются и в наше Управление, мы, в свою очередь, настоятельно просим их обращаться в правоохранительные органы. Сегодня на территории Дагестана функционируют около сорока общественных организаций, занимающихся деятельностью по защите прав потребителей. И понять кто есть кто с первого раза практически невозможно. Видимо, этим и пользуются представители общественных организаций, которые занимаются деятельностью по защите прав потребителей. Я могу сказать, что Министерство юстиции РФ периодически запрашивает у территориальных органов информацию о наиболее проблемных участках нашей работы для того, чтобы рассмотреть и, в случае необходимости, внести изменения в законодательство. В связи с этим наше управление в прошлом году дало предложение об ограничении количества общественных организаций, занимающихся деятельностью по защите прав потребителей, в зависимости от населения региона. Надеемся, меры будут приняты на государственном уровне, а пока будем сотрудничать с правоохранительными структурами для того, чтобы пресекать действия людей, которые изготавливают незаконные удостоверения Минюста. Управление Министерства юстиции РФ по РД осуществляет государственную регистрацию общественных организаций, которые занимаются деятельностью по защите прав потребителей, но никоим образом не выдаёт их представителям удостоверения.
– Алим Магомедович, автор ответа на вашу статью в «ЧК» интересовался о том, что реального вы лично сделали для столь вами любимого Кайтагского района. Действительно, какой вклад вы внесли в жизнь вашей малой Родины?
– На этот вопрос я отвечу следующим образом. Каждый человек, наверное, в меру своих возможностей что-то делает для своей малой Родины. Главное, чтобы, имея возможности, человек реализовывал, осуществлял, претворял в жизнь свои идеи и мысли, связанные с улучшением жизни сограждан. Я считаю, что для своего района сделал немало и всё, что делаю, делаю ради людей искренне и не для показухи. Ведь район – это не только территория, район – это ещё и люди. Ко мне обращается много людей с различными проблемами и вопросами. Исходя из своих возможностей, всегда стараюсь помочь и искренне радуюсь, когда мне это удаётся, немало, кстати, у меня получается в этом благородном деле. А что касается района как территории, скажу опять-таки как любитель истории своей малой Родины, что в Кайтагском районе распространены деревья грецкого ореха ценнейшей породы. К сожалению, в последнее время их беспощадно вырубают, а эти деревья начинают плодоносить лишь через 60 – 70 лет, и живут эти деревья от семисот до тысячи лет. Эта же целая многовековая история района, в которой запечатлена жизнь десятков поколений наших земляков. Кроме этого, наш район издавна известен прославленной кайтагской вышивкой. Редкие экземпляры раритетных кайтагских ковров сегодня на рынке оцениваются в десятки тысяч долларов. К сожалению, и это искусство в последние годы забывается. Безусловно, всё это нужно сохранять и приумножать. У меня в этом деле много единомышленников. Мы ведём большую разъяснительную работу в этом плане, привлекаем знакомых, друзей, родственников для восстановления, сохранения и развития духовных и материальных ценностей Кайтагского района.
– Было время, когда большинство титульных национальностей Дагестана объединялись под знамёнами национальных движений, фронтов и т. д. Не было, пожалуй, только даргинского. Как вы думаете, почему? Ведь нельзя сказать, что среди даргинцев нет понимания или сплочённости.
– Это я бы объяснил следующим образом. Понимаете, даргинцы испокон веков живут в тех районах республики, которые расположены в центральной части Дагестана, и так получилось, что даргинцев всегда окружали дагестанские народности. Поэтому даргинцы и так всегда были объединены. Просто не было исторической необходимости дополнительно объединяться в какие-то национальные движения и фронты. Видимо, в сознании даргинцев сидит фактор того, что их интересы никогда серьёзно не ущемлялись со стороны соседей. Если даже выступают даргинцы за какие-то объединения, то за общедагестанские, ради сохранения единого и неделимого Дагестана.
– Как вы думаете, если мы поинтересуемся у кайтагцев, как они отзовутся лично о вас?
– Мой отец известен во всём районе как уста Магомед, который в совершенстве владел ремеслом плотника и славился добросовестным и качественным исполнением работы. Я уверен, обо мне отзовутся как о сыне своего отца, как о брате своих братьев. С другой стороны, несмотря на то, что я в последнее время постоянно проживаю вне района, стараюсь часто бывать в родном селе и в районе, встречаюсь с родственниками, знакомыми и вообще простыми жителями Кайтага, пытаюсь всячески их поддержать. Думаю, кайтагцы отзовутся обо мне как о достойном представителе кайтагского народа. А причин говорить и думать обо мне плохо, думаю, ни у кого из моих земляков нет, потому что ничего подлого в своей жизни, что могло бы вызвать негатив у кайтагцев, да и вообще дагестанцев, я не совершал, потому что, повторюсь, я истинный патриот своей Родины – и малой, и большой.
– Любовь к родному краю – это неожиданное, внезапное чувство или то, чем человек проникается в начале своего жизненного пути?   
– В формировании моей жизненной позиции и моих взглядов непосредственное участие принимал мой отец. Он из числа тех людей, кто строил свою жизнь буквально собственными руками. Рос он в трудные и голодные военные годы. Несмотря на такие трудности, у отца было сильное влечение к знаниям, и это не прошло даром. Будучи постоянно занятым, он систематически занимался нашим воспитанием и образованием. Наш отец был настоящим семьянином, а семья – ячейка общества. Отец был патриотом своей Родины и прививал это чувство своим детям. Он был человек очень строгих взглядов, но никогда не допускал несправедливость в нашем воспитании. Естественно, это не могло не повлиять на наш характер и взгляды. Разумеется, в наше воспитание свою лепту внесла и мать, которая не жалея своих сил трудилась во благо нашего будущего. 
– Алим Магомедович, вы несколько лет жили в Липецке. Не ощущали там себя ущемлённым, как выходец из Кавказа?
– В Липецк я приехал ещё в советские годы, точнее, в 1987 году. В те годы проблем в межнациональных отношениях как таковых не было, если не брать во внимание небольшие бытовые стычки, которые случаются в жизни каждого мужчины. Волна агрессии и неприязни к выходцам из Северо-Кавказского региона пошла только с началом боевых действий в Чечне. А что касается лично меня, то со студенческих лет был там на особых условиях, потому что в институте был единственным студентом из Кавказа. Я отличался хорошей успеваемостью и воспитанием, соответственно меня никто тогда не ущемлял. А когда я устроился на работу в автопредприятие, то ощутил резкую перемену. Если будучи студентом я находился в академической среде, то тут атмосфера была совершенно иной, скажем так, мужской. Не раз приходилось слышать в свой адрес крепкие слова, на которые, естественно, и я отвечал. Но присутствие дагестанского духа, присущего большинству кавказским мужчинам, тоже играло свою роль. Ну а в общем, я чувствовал себя вполне комфортно, находясь вдалеке от родного Дагестана.  
– Вы националист? Можете сказать, где грань между патриотизмом и национализмом?
– Нет, я не националист, но я патриот. Я патриот своей семьи, своего дома, своей нации. Разница между этими двумя понятиями огромная. Патриот любит, ценит и уважает свою Родину, свой народ и свою нацию. При этом истинный патриот точно так же уважает и представителей других народов и национальностей. А националисты – это люди с слишком узким пониманием того, что происходит вокруг. Говорить, что только националисты по- настоящему любят и уважают свой народ, примитивно. Человек, не уважающий других, никогда по-настоящему не будет уважать ни себя, ни свой дом, ни свой народ. Я не раз сталкивался с тем, что люди, которые громогласно заявляли о высоких чувствах к своему народу, к своей нации, в итоге преследовали личные корыстные цели.
 
 Патриот отдаёт самого себя своей нации, работает на её благо, служит своему народу и Родине.  Националист же – это самовлюблённый негодяй, который использует потенциал своего народа в собственных интересах. Такие люди были всегда, но я не из их числа.
Мне пришлось много лет провести за пределами республики. Когда меня спрашивали, кто я, имея в виду моё происхождение, я всегда отвечал – дагестанец. Возможно, и потому, что, назови я свою национальность, пришлось бы долго объяснять: что, где, как…Но тем не менее… И всегда ощущал себя дагестанцем. Сохранил эти ощущения и когда вернулся на родину. Я и сейчас дагестанец, в первую очередь, а уж затем – даргинец, кайтагец и сын своего дома.
 
 
 
Номер газеты