На этой неделе (24 марта) президент Дагестана Магомедсалам Магомедов официально заявил о завершении процесса формирования высших органов республиканской власти. Сформированы правительство и администрация президента, избран новый спикер НС РД. В то же время команда победителей президентской гонки продолжает распределять кресла и должности в республиканских отделениях федеральных учреждений и ведомств…
В число тех учреждений, где команда президента желает поставить своих руководителей, попали дагестанское отделение Пенсионного фонда России, Управление Федеральной регистрационной службы РФ по РД, Управление Службы судебных приставов РФ по РД, ФГУП «Махачкалинский международный морской торговый порт».
Слухи о том, что махачкалинский порт обретёт нового руководителя, появились сразу после утверждения в должности Магомедсалама Магомедова. Ожидалось, что гендиректора порта Абусупьяна Хархарова сменит глава Кизлярского района Сагид Муртазалиев. На прошлой неделе некоторые источники даже утверждали, что Муртазалиев уже занял кресло Хархарова. А в субботу появились слухи о перестрелке в порту между людьми Муртазалиева и сотрудниками службы безопасности Махачкалинского порта. В самом же порту говорят, что ничего подобного не было, а утверждения, что глава Кизлярского района фактически занял кресло руководителя ФГУП «МММТП», называют ничем не обоснованными слухами.
В тот же день (в субботу, 20 марта) на площадь Махачкалы вышли около 30 руководителей районных отделений Пенсионного фонда РФ по РД. По их словам, поводом для акции стал разговор (18 марта) председателя правления ПФР Антона Дроздова с управляющим дагестанским отделением фонда Амучи Амутиновым, где ему было предложено написать заявление об увольнении. Когда Амутинов спросил о мотивах увольнения, то Дроздов не смог их сформулировать и сослался на давление со стороны замруководителя администрации президента РФ Владислава Суркова. Амутинов уходить отказался. «Если будут претензии к моей работе или профессиональным качествам, то тогда посмотрим», – цитирует ответ Амутинова Дроздову источник в ПФР по РД.
Собравшиеся на площади работники ПФР возмущались вероятной сменой своего руководителя и называли подобные шаги нецелесообразными. Сама акция протеста была скоротечной (длилась около получаса). Организаторам акции удалось встретиться с вицепремьером Низами Казиевым, и тот, в свою очередь, доложил о ситуации президенту РД. Но Магомедов в этом вопросе предпочёл сохранить нейтралитет, не помогая Амутинову, но и не форсируя его отставку. Выжидательная позиция руководства РД привела к тому, что в дагестанском ПФР была создана «инициативная группа по координации акций по недопущению отстранения от должности управляющего отделением», которая обещает проводить акции протеста, митинги, а также, не прекращая выплат пенсий и прекратив приём у населения документов, ограничить работу аппаратов районных отделений ПФР. Распространяются заявления о том, что все лакцы возмущены подобными действиями*. (Амутинов – лакец по национальности. – Прим. ред.) В ближайшее время инициативная группа планирует отправить группу сторонников Амутинова в Москву для встреч с различными руководителями, от которых зависит решение вопроса. Одновременно они обратились с письмом на имя президента Медведева, премьера Путина, Дроздова и др. с просьбой «разобраться в ситуации» и «не преследовать людей за высказывание своего мнения». Пока же коллектив ПФР готовится 3 апреля выйти на митинг к Аварскому театру (Махачкала).
В дагестанском ПФР предполагают, что звонок Суркова связан с желанием магната Сулеймана Керимова и команды президента сменить Амутинова за его поддержку Муху Алиева впериодпрезидентскойгонки. (В ноябре 2009 г. Амутинов (как и Хархаров) отказался подписать обращение дагестанских депутатов о том, что они готовы подчиниться любому решению Генсовета «Единой России». Он, также, не пришел (уже в отличие от Хархарова) в НС РД, в тот день когда депутаты в едином порыве отдавали свои голоса уже за нового президента.)
Среди тех, кого прочат в руководители ПФР по РД, называют того же Сагида Муртазалиева, эксминистра строительства и ЖКХ Эсенболата Магомедова, депутата НС РД Муртузали Муртузалиева (родственника Ильяса Умаханова и, как утверждают источники в ПФР РФ по РД, вечного кандидата на эту должность). Также имеются сведения, что, в случае смены руководства пенсионного фонда, первым замом (и своего рода «серым кардиналом», фактическим руководителем) будет человек президента Чечни Рамзана Кадырова.
До Амутинова пенсионным фондом руководил Шарапутдин Мусаев. Когда последнего отстранили от работы, желающих возглавить его место было много. Тогда Амутинов самостоятельно вышел на влиятельного до начала 2000х эксминистра здравоохранения и соцразвития Михаила Зурабова и возглавил дагестанский Пенсионный фонд. Видимо, Амутинову придётся (что будет более логично), как и тогда, решать вопрос своего будущего в Москве, а не у Аварского театра, куда придёт от силы 300 – 350 человек, в основном работников дагестанского отделения ПФР РФ и аффилированных с фондом частных служб доставки пенсий…
Среди других перемен можно назвать ожидаемую смену руководителя Управления Федеральной регистрационной службы РФ по РД. Его, по данным «ЧК», может возглавить депутат ГД РФ Адам Амирилаев, которого вроде бы уже подержал президент РД. На данный момент УФРС РФ по РД руководит Магомедсалам Абдуллаев, совсем недавно (1 сентября 2009 года) возглавивший ведомство. Он считается креатурой мэра Махачкалы Саида Амирова. Кадровые изменения можно ожидать и в Службе судебных приставов РД. От приставки «и. о.» может избавиться возглавляющий службу Далгат Амиров.
Комментарий «ЧК»
Очевидно, мы переходим к командному методу управления – когда власть в республике номинально принадлежит президенту РД, а реально – команде (союзникам и спонсорам), благодаря которой президент и сама команда пришли к власти. И сменить такую власть может только другая команда: либо более сильная, либо равная по силе, влиянию и интеллекту.
Необходимо учитывать, что все потерявшие или рискующие потерять должности люди имеют ограниченные возможности для манёвров. Первый вариант – идти в бизнес и, при условии невмешательства в политику, быть в безопасности. Второй вариант – сделать сильный «прогиб», напросившись в команду молодого президента на приемлемых только главе республики условиях. Третий – «уйти в оппозицию». Эта форма предполагает как статус оппозиционераодиночки (политика максимум районного масштаба), так и создание новых финансовополитических союзов и блоков. Всё для того, чтобы не пропасть поодиночке. Конечно, это выглядит сомнительно, но кто ещё четыре года назад предполагал, что Сагид Муртазалиев будет в числе союзников и сторонников Магомедсалама Магомедова?..
Позитив в этих процессах заключается в том, что только в условиях политической конкуренции рождается демократия, а сильные ещё вчера мира сего вспоминают закон и начинают активно использовать в своей политической борьбе правовые механизмы. От этого конкретно взятые политики и оппозиционеры мало что выигрывают, но общество в целом – народ – выигрывает безоговорочно. Главное – чтобы политические команды, приходящие к власти, регулярно сменяли друг друга…
* Частное мнение
Роберт Алиев, депутат Народного Собрания двух созывов:
«Амутинову не следует говорить за весь лакский народ. Что касается меня, то я и суждениями, и действиями поддерживаю политический и административный курс президента Дагестана Магомедсалама Магомедалиевича. Подчёркиваю, это – сугубо частное решение Амучи Михайловича». (По данным «ЧК», примерно такой позиции придерживаются и главы всех трёх мононациональных лакских районов)
Номер газеты
- 2 просмотра