[ Участок ]

Вокруг распределения земельных участков в городе Дагестанские Огни в 2005 – 2007 годы по сей день не утихают споры и ведутся судебные разбирательства. Ситуация не раз освещалась в республиканских СМИ, всякий раз порождая новую волну недовольств как со стороны нынешнего руководства, так и со стороны некоторых представителей прежнего, но никак не проясняя ситуацию. Мы не претендуем на истину в последней инстанции, однако оставляем за собой возможность разобраться в ситуации без голословных обвинений.

И так, в 2005 году главным архитектором города Дагестанские Огни становится Ахмед Рамазанович Изилов, ныне депутат Народного Собрания РД от Хивского района. Становится вопреки Примерному положению об Управлении архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления муниципального района, утверждённого Министерством строительства и архитектуры РД, в пункте 5.3 которого чёрным по белому прописано:
«Управление возглавляет руководитель (далее – начальник Управления), по должности являющийся главным архитектором муниципального района, который назначается главой муниципального района из числа архитекторов, имеющих высшее архитектурное образование и опыт практической работы в сфере архитектуры и градостроительства не менее 3 лет». Теперь обратимся к биографии Изилова, изложенной в интервью газете «Дагестанские Огни» № 27 от 7.07.2006 года:
«А. Р. Изилов родился в 1968 году в с. Ляхля Хивского района в семье рабочего. После успешного окончания СШ окончил Дагсельхозинститут, а в настоящее время учится на факультете ПГС (промышленно-гражданское строительство) Даггостехуниверситета. В разные годы был руководителем центра занятости г. Даг. Огни, гендиректором ХСМУ. С 2005 года работает главным архитектором г. Даг. Огни».
Как следует из этих данных, ни высшего архитектурного образования, ни опыта работы по данной специальности не менее 3 лет главный архитектор не имел. Более того, он не был и по настоящее время не является студентом и даже абитуриентом ДГТУ. Однако при назначении на должность архитектора в его личном деле присутствовала справка, что он является студентом-заочником III курса строительного факультета. Справка впоследствии бесследно исчезла, а сам г-н Изилов от неё публично открестился.
Явные нарушения, которые не помешали Ахмеду Изилову, будучи главным архитектором, распоряжаться городскими землями по собственному усмотрению (либо по указанию руководителей администрации), не остались незамеченными. Житель города Абиль Раджабов в течение 2006 – 07 гг. неоднократно обращается с заявлениями в ОВД и Прокуратуру города с требованием возбудить уголовное дело, пишет жалобы на имя президента республики и министра строительства и архитектуры с просьбой обратить внимание на некомпетентность архитектора, однако справедливости не добивается. Местная администрация на президентские запросы даёт отписки, милиция отказывает в возбуждении дела. Мотивы отказа: Раджабов и стоящие за ним обиженные граждане недовольны принципиальной позицией главного архитектора по приведению в соответствие нормам градостроительного кодекса РФ строительных объектов в городе. Потому и кляузничают. Все доводы решительно отметаются, а на веру принимаются даже такие аргументы Изилова, как правомерность его назначения на должность в соответствии со ст. 22 ч. 5 ФЗ № 232 от 18 декабря 2006 года «Об архитектурно-строительной деятельности», где якобы говорится о том, что «в городах и иных поселениях с населением менее 50 тыс. жителей должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее образование». В оригинальной трактовке г-на Изилова опущено решающее слово «архитектурное», и выходит, что назначить архитектором глава города мог назначить врача, агронома или дизайнера одежды. В принципе, раз экономист за два года работы смог «раздать» 300 гектаров в пожизненное пользование, большую часть владельцев которых по сей день не представляется возможным установить, наверное, с такой задачей справился бы и бывший участковый педиатр или учитель физкультуры.
Был в центре Огней, на улице Ленина, сквер. По столичным меркам небольшой, однако для Огней значение имевший. Расположенная вблизи стекольного завода, его зелёная зона отделяла промышленный объект от жилого массива. А был – потому, что теперь это место скорее походит на пустырь, огород, эпицентр взрыва и заброшенную стройку одновременно. Одно бросается в глаза сразу: сквер разделён на участки различной величины, некоторые из них застроены уродливыми двухэтажными нагромождениями из магазинчиков, другие пустуют. Сквер начал разрезаться на участки разной величины совершенно непонятной формы ещё в 2002 году постановлениями главы администрации. В собственность частным лицам участки передавались по различным основаниям: для строительства магазинов, нескольких оздоровительных центров, дамского салона красоты и таинственного «объекта соц.культ.быта». Понятно было бы, если территорию сквера отдали в хорошие руки предпринимателей, желающих улучшить облик города, облагородить место отдыха горожан детскими площадками, летними кафе, что, кстати, было указано в одном из документов на солидный участок ценной земли. Но граждане получили очередное собрание ларьков посреди пустыря. Тут теперь не отдохнешь и с семьёй не погуляешь. Сквер перестал существовать.
В самих же постановлениях в противоречии с законом указывалась сумма оплаты за собственность на землю с предложением внести их на расчётный счёт администрации города. Ни предварительной кадастровой оценки, ни разметки, ни конкурсных торгов на эти земли, естественно, не проводилось. По сей день неизвестны владельцы 11 участков, составляющих примерно четверть площади бывшего сквера.
Благодаря усердной борьбе Ахмеда Изилова «за колоритность архитектурного облика города» (именно так он обозначил её в статье в упомянутой уже городской газете), его честной и принципиальной позиции по отношению к самозахвату городских земель, город по сей день недополучает налоги с 340 га земли, а это порядка 60 млн рублей), не может установить владельцев многих участков и привести в порядок документацию. Участки, раздаваемые прежней администрацией города перед выборами, составляют около трети городских земель. Были проданы и розданы в аренду участки вдоль федеральной трассы, находящиеся в республиканском подчинении (в результате чего были закрыты въезды на некоторые улицы города), и участки, расположенные в непосредственной близости от газопровода высокого давления, в защитной зоне, на которых категорически запрещено ведение строительных работ, тем более индивидуального жилищного строительства. В нарушение плана застройки частным лицам были предоставлены под строительство коммерческих объектов и жилых домов двор детской поликлиники, территория средней школы, охранная зона центральной водопроводной сети, трансформаторной подстанции с линиями электропередачи, другие объекты.
Среди людей, которые приобрели землю за живые деньги, большая доля действительно нуждающихся в улучшении жилищных условий. Поверив на слово непрофессионалам, убедивших их в законности приобретения участков, горожане оказались заложниками тех, кто обогатился перед тем, как сменить кресла в городских структурах на более комфортные республиканские. Получив на руки постановления администрации, они так по сей день и живут в неведении или в нежелании знать, что землю нужно узаконить, поставить на кадастровый учёт, получить техпаспорт и обязательно уплатить земельный налог. Не исключено, что некоторые не делают этого умышленно, осознавая, что сделка с прежними распорядителями была заключена в обход закона, а часть сделок совершена на подставных лиц, местоположение которых до сих пор не установлено. Без них невозможна отмена незаконных постановлений, следовательно, невозможно упорядочение в реестре городской собственности.
В такой ситуации бывший главный архитектор Дагогней Ахмед Изилов периодически выступает в прессе якобы от имени недовольных граждан, права которых ущемляет действующее руководство, на деле стремящееся навести порядок в том хаосе, которое он оставил после себя. Являясь депутатом Народного Собрания республики от Хивского района, он систематически пытается вмешаться в дела города, пытаясь опорочить действующую власть в глазах жителей города и руководства республики и создать ситуацию противостояния между горожанами и руководством.
(Продолжение следует...)
 
П. Гамзатова
 
Номер газеты