[ Размышления... ]

Январь, апрель, май и сентябрь текущего года я провёл у себя на родине, в Дагестане. Посещая разные города и посёлки, встречаясь с друзьями и незнакомыми людьми, заметил, что в целом ситуация в республике постепенно улучшается. Однако некоторые темы, затронутые в беседах с земляками, заставили меня задуматься над следующим.
Дагестан – единственная в Российской Федерации республика, которая не носит в своём названии национальной окраски: Дагестан – Страна гор. Это обстоятельство позволяет представителю любой национальности чувствовать себя в республике достаточно комфортно. И в Чечне, и в Кабарде, и даже в Татарстане представитель другой нации чувствует себя в лучшем случае гостем или временно проживающим на чужой территории.
Отсюда можно сделать вывод, что в РФ, справедливости ради, надо либо все национальные названия республик, областей, округов и т. д. менять по названиям их центров или географических особенностей (например, Грозненская область, Приволжская, Приэльбрусская и т. д.), либо, подобно Ингушетии или Адыгее, создавать новые национальные субъекты федерации, что противоречит здравому смыслу.
Побывав в Тарумовском, Кизлярском и Ногайском районах Дагестана, я обратил внимание на тот факт, что Ногайский район, например, носит своё название по национальности большинства людей, его населяющих, и, вероятно, поэтому ногайцы относятся к коренным жителям республики. В то время как Тарумовский или Кизлярский районы с коренным русским населением не носят национального названия, и, видимо, поэтому русских не относят к коренным жителям Дагестана, что способствует их миграционным настроениям. Но я думаю, что если Кизлярскому и Тарумовскому районам добавить в названии слово «казачий», то это добавило бы авторитета многонациональной республике – и русские не стали бы покидать своих исторических мест проживания.
Если некоторые национально озабоченные оппоненты захотят возразить мне, то следует обратить их внимание на тот факт, что в РФ, при всём многообразии национальных республик, областей и округов, нет и не было ни одной «русской» области, республики или края. Россия – это не Русь. Владимирская, Ростовская, Московская и другие области являются российскими, а не русскими областями. Их население составляют не только русские, но и представители самых разных национальностей нашей многонациональной страны. При этом коренными жителями в них считаются все, кто там родился и вырос.
Сокращение за последние годы численности русского населения в Дагестане меня, как русского дагестанца, весьма огорчает. В 1917 году в Дагестанской области проживало около 12 % русских от общего числа населения области. К 1959 году их численность возросла до 22 %, главным образом за счёт присоединения к Дагестану Тарумовского и Кизлярского районов. Но уже в 1989 году русских в Дагестане осталось 9,2 %, в 1992 – 7,9 %, а к 2000 году, даже с учётом прибывших воинских частей, то есть военнослужащих и членов их семей, – около 5 %.
Разумеется, важнейшим фактором явились события начала 90-х годов в соседней Чечне и неспособность местной и федеральной власти защитить мирное население от беззаконния и беспорядков. 
Представительство русских в правительстве и в других административных органах уменьшалось.
Определённую роль сыграл и тот факт, что, несмотря на то, что русские сыграли большую роль в создании и укреплении экономики Дагестана (строительство городов и заводов, морского порта, мостов, железных и шоссейных дорог), в развитии культуры, науки и образования, они, по существу, не были допущены к распределению полученных достижений и результатов.
Не делает чести администрациям Буйнакска, Гуниба, Хунзаха, Ботлиха и Ахты состояние захоронений русских солдат, служивших там в конце XIX – начале XX столетия.
И всё же было бы несправедливо не отметить, что руководство республики проявляет определённую озабоченность фактом оттока русских из Дагестана. Но, к сожалению, больше чем издание очередного постановления, мер практического характера по этому вопросу пока не видно. Надеюсь, что мои размышления помогут осмыслить данную проблему глубже.
Герман Кириленко, почётный гражданин
г. Каспийска, доктор военных наук, профессор
Каспийск – Москва
Номер газеты