[ Я – проблема ]

Любители всё подсчитывать, утверждают, что самое популярное, самое употребляемое слово на всех языках – это слово «Я». Кажется, его невозможно избежать, ведь чего ни коснись, мы касаемся себя, своих интересов, своих дел, проблем. О! Вот оно ещё одно совершенно необходимое, вживлённое в нас самой нашей российской действительностью слово – «проблема». Без него не обходится ни один разговор друзей или недругов, оно и в ссоре супругов, и на газетной полосе, и в Послании главы государства.
Для нас же всё проблема: жара – летом, холод – зимой. Мы сжились с нашими проблемами, отними их у нас – что станем делать? Чем заполним общение между собой, из чего буду состоять программы политиков, обещания депутатов, критика культуры, образования, сельского хозяйства… Кто мы без проблем и жалоб на жизнь, на бездействие власти? Мы даже дождя боимся…
Посмотрите, в непогоду, как мы это называем, город вымирает. А уж если отключили свет – это совсем не жизнь – жесть! Мы не знаем, чем заняться, телевизор-то молчит, ничего не показывает, ни того, кто в кого стрельнул, кого посадили, где что рухнуло… Бегаем от окна к окну и смотрим, где есть свет, где его нет, с раздражением набираем аварийную, словом, предпринимаем миллион бессмысленных попыток наладить жизнь.
А тут ещё эти… совсем неуместные в этой ситуации дети со своими вечными и тупыми вопросами, и уже не отмажешься: мол, что, не видишь, я смотрю новости, я читаю газету. Вот когда понимаешь: попался. Ты растерян: куда себя деть, что делать с этой вынужденной паузой. Поговорить с родными, послушать их или напротив – вместе помолчать в темноте, тишине… Но как это делается? До этого детьми занимались телевизор, Интернет. Женой – её собственные дела: кухня, стирка, глажка. О чём их спросить? За кого они: за Муху или за мир? Засмеют, подумают, что шутишь, а ещё хуже – что гонишь. Это не тема для нормального общения. Она за пределами интересов твоих детей и твоей жены. Они более разумные: дети радуются простым вещам: снегу, солнцу, велосипеду, женщина – радости своих детей.
А тебе самому так ли важно, кто возглавит республику или ты так глуп, что не понимаешь: если даже есть лидер, которого все ждут, ему не дадут сделать что-либо толковое? Из мелочности, зависти не дадут. Всё ты понимаешь, но эта суета, эта болтовня даёт ощущение вовлечённости в жизненный процесс. Именно так: в процесс, потому что сама жизнь это, конечно же, что-то другое. Может, это способность перестать жаловаться, а начинать что-то делать, для начала выйти с семьёй на улицу, почистить подходы к дому, палисадник, убрать мусор, засыпать вмятины в дороге около дома. Не ждать в час пик маршрутку и материть хозяев города – это бесполезно, а ноги в руки – и пешком, бегом домой. Строить свои жизненные ситуации, а не зависеть от отцов города, соседей, водителей маршруток…
Мы стали слишком зависимы от обстоятельств, от других. Что мы так переживаем отключения света! Что у нас есть в холодильнике, чтобы мы боялись это потерять?! 15 яиц, полкило масла, три килограмма мяса?! Да пусть и этого не будет! Дети уроки не выучат? Они и так их не учат. Вода не подаётся. А ты держи на такой случай запас, ведь знаешь свой город. Но нет: ты – хозяин и глава семьи озабочен совершенно пустым, ненужным ни в этой, ни в другой жизни. Иногда отвечать на простые вопросы, делать обычные дела бывает очень трудно. Другое дело – обсудить, кто будет президентом Дагестана. Вот тема, которую можно эксплуатировать так долго, как потребуется. Жвачка. И ещё это даёт ощущение «Я». И вот в этом месте эти два слова «я» и «проблема» сливаются в неразделимое: Я – проблема! Других – нет.
В. Алиева
Номер газеты