[ Капремонт МВД ]

На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев подписал указ о реформировании МВД. Правозащитники и журналисты долго говорили о необходимости такого шага, но лишь когда страну захлестнула волна евсюковщины, а следом за ней прокатились откровения в СМИ сотен дымовских, в Кремле наконец-то решились на реформирование милиции.

В большинстве европейских стран есть замечательная практика: начальник полиции добровольно уходит в отставку, если кто-нибудь из подчинённых совершает серьёзный проступок и тем более – преступление, дискредитирующее всё ведомство. В России же милицейские начальники освобождают насиженное место только в двух случаях: когда их выносят вперёд ногами либо когда президент России своим указом отстраняет их от должности. Третьего варианта не существует. Оказывается, для реформы МВД нужно было, чтобы майор милиции Денис Евсюков хладнокровно расстрелял в супермаркете девятерых ни в чём не повинных людей. Как в русской пословице: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Спасибо ФСБ: вовремя изъяла видеоплёнку и передала её СМИ, а то милиционеры придумали бы очередную байку о том, что граждане сами напали на майора, и он применил оружие с целью необходимой обороны…

 

Почём реформа? 

Уже на следующий день после подписания указа министр финансов России Алексей Кудрин сообщил, что для реформы МВД необходимо 200 млрд рублей, не пояснив, однако, на что именно будут потрачены средства. Судя по тому, как скоро была названа сумма, члены правительства были в курсе предстоящей реформы и заранее произвели необходимые расчёты.
Согласно указу президента должно быть сокращено 20 % милиционеров.
Если в системе МВД РФ служат 1,5 млн сотрудников, то без работы останутся 300 тысяч человек. По словам замминистра МВД РД Александра Трофимова, в дагестанской милиции служат 15 983 человека, так что за барьером останутся 3 196 сотрудников.
Если следовать логике, то уволены будут, прежде всего, сотрудники тех структурных подразделений, которые более всего дискредитировали милицию, то есть те коррумпированные службы МВД, которые указаны в диаграмме.
Также в указе говорится о том, что финансирование милиции общественной безопасности (МОБ) будет осуществляться исключительно за счёт ассигнований из федерального бюджета. Численный состав, порядок создания, реорганизация и ликвидация её подразделений определяются правительством РФ. Это положение введено, скорей всего, из-за того, что МОБ уже давно находится «под колпаком» местных чиновников, которые используют милицию для разгона митингов и пикетов, для охраны себя любимых и своих родственников и т. п. Большинство наших чиновников и глав МО сами не в ладах с законом, поэтому налогоплательщики не должны обеспечивать безопасность этих лиц, так как по уровню вооружённости охрана чиновников не уступает даже ОМОНу. Кроме чиновников, в охране нуждаются и сами милиционеры. В последнее время в республике значительная часть сотрудников МОБ охраняют руководящий состав структурных подразделений МВД РД. По закону это задача УСБ РД, поскольку согласно ст. 1 Закона РФ «О милиции» милиция должна защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, а не интересы определённых лиц, обладающих иммунитетом. А если исходить из зарубежной практики, то для охраны чиновников и милиционеров нужно создавать ЧОПы.
Что касается зарплаты милиционеров, то Медведев распорядился поднять её за счёт оптимизации структуры (т. е. сокращения на 20 % состава МВД). Если сейчас зарплата милиционера (больше похожая на пособие) – 10 – 12 тысяч рублей, то в 2011 году она будет составлять 14 – 16 тысяч. Но это увеличение несущественное, и сотрудники милиции вряд ли почувствуют разницу.

 

Ротация 

Важным элементом реформы станет введение практики ротации, руководящего состава органов внутренних дел. Благодаря своевременным реформам, в правоохранительных органах Белоруссии, Грузии, Туркмении, Молдовы и прибалтийских республик отсутствует коррупция. Например, в Белоруссии министра ВД спокойно могут отправить возглавлять какой-нибудь маленький ОВД, и для него это не является унижением. В условиях Дагестана эта мера крайне необходима. Ведь не секрет, что главы МО заводят с начальниками ОВД весьма дружеские и неформальные отношения, а если глава МО является сильной фигурой, сами начальники ОВД идут на поклон, боясь гнева всесильного.☺

 

Компромат 

В случае массовых увольнений сотрудники будут возмущаться, почему именно они оказались крайними. Все наверняка помнят случай, когда уволенные министром ВД РД Адильгереем Магомедтагировым 75 сотрудников ДПС в знак протеста провели митинг на центральной площади Махачкалы (подробней в «ЧК» № 13 от 28.03.2008 г. – Прим. ред.). Так вот, чтобы в дальнейшем не возникали такие вопросы, УСБ МВД РД вкупе с УФСБ РД придётся в спешном порядке вытаскивать из сейфов пылящиеся годами ДОУ (дела оперативного учёта), хранящиеся под грифом «совершенно секретно». Вполне очевидно, что в этом случае начнётся «война компроматов», когда недовольный своим увольнением сотрудник начнёт сливать в СМИ весьма нелицеприятную информацию о своём руководстве. Неисключено также, что обозлённые социальной несправедливостью милиционеры завалят дагестанские суды исками о восстановлении на работе. Я уверен, что в большинстве случаев суды будут отказывать им в удовлетворении таких исков, но всё равно определённое количество с помощью подкупа и связей в судебной системе (при том, что 35 – 40 % судей – это бывшие сотрудники милиции. – Прим. ред.) добьются своего. В этом я нисколько не сомневаюсь, поскольку, по официальной статистике, наши суды очень лояльно относятся к милиционерам-преступникам. Так, например, с 2002 по 2008 год судами республики вынесены обвинительные приговоры лишь в отношении 36,95 % оборотней в погонах (оправдано 34,93 %), в отношении 9 % назначено наказание, не связанное с лишением свободы. По другим категориям дел, где в качестве обвиняемых проходят обычные граждане, количество оправдательных приговоров не превышает 1%. Как говорится, комментарии излишни. У судей, прокуроров, следователей, милиционеров существует корпоративная солидарность, по которой неэтично наказывать своих, а положено прикрывать любое преступление, даже если оно тяжкое, поскольку родились они все в утробе своей родной матушки-милиции. Единственной структурой, которая не принимает в свои ряды милиционеров, является ФСБ РФ, поэтому она меньше подвержена коррупции.

 

Автомат – на лопату

В связи с тем, что уволены будут потенциальные преступники-милиционеры, или, как их называют юристы, латентные преступники, то нельзя уверенно сказать, что эти люди найдут достойное место в жизни, так как дагестанский рынок труда не сможет им предложить ничего, кроме низкопрофильных специальностей, больше подходящих для гастарбайтеров. Поменять автомат на лопату согласятся не все, и есть опасения, что определённая категория милиционеров может пополнить преступные группировки, восстанавливая, тем самым «справедливость». Пессимистические прогнозы могут не оправдаться, но от таких угроз мы не застрахованы, и нужно более взвешенно подходить к реформе, учитывая опыт других стран.
Хочется отметить, что в Дагестане давно ждали этой реформы. «Черновик» был первым изданием, открыто писавшим о коррупции в МВД Дагестана. Наши журналистские расследования не нравились как Адильгерею,так и бывшему прокурору РД Игорю Ткачёву, поскольку открывали завесу тайны о коррупции в правоохранительных органах. Этим людям даже в самом кошмарном сне не приснилось бы, наверно, что тезисы журналистов «Черновика» о коррупции в МВД РД лягут в основу указа президента РФ о реформировании МВД РФ.

 

Найдите разницу 

А теперь посмотрите сами, о чём писал «ЧК» ещё год назад в статье «Нужны ‘’роботы в погонах’’» («ЧК» № 27 от 04.07.2008 г.) «В последнее время наметилась прогрессирующая тенденция к правовому произволу со стороны правоохранительных органов по отношению к простым гражданам…»
Указ от 24.12.2009 г. Президента РФ Дмитрия Медведева: «…в последнее время участились случаи нарушений сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти».
«ЧК»: «…умелое использование должностных полномочий (вернее, злоупотребление ими или превышение их с корыстной целью, а также откровенное их незнание) уже давно для многих сотрудников является предметом торга и шантажа…»
Медведев: «существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации»
«ЧК»: «Необходимо существенно повысить заработную плату сотрудникам, сократив штатное количество аппарата МВД до разумных пределов».
Медведев: «рассмотреть вопрос об увеличении бюджетных ассигнований, направляемых на дополнительное денежное стимулирование сотрудников органов внутренних дел РФ, в том числе за счёт средств, высвобождаемых в результате сокращения их штатной численности, и до 1 января 2011 г. представить предложения по реформированию системы денежного довольствия сотрудников указанных органов».
«ЧК»: «Подтверждением тому является изменение критериев при подборе кадров в оперативные службы МВД. Казалось бы: это работа, требующая наличия аналитического склада ума, интуиции, такого набора достоинств, которые вызывают у окружающих уважение и доверие к оперативнику. А сейчас подходы изменились в противоположную сторону…»
Медведев: «…пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учётом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Если провести сравнительный анализ текстов (указа Медведева и публикации «ЧК»), то можно обнаружить их семантическое (т. е. смысловое) сходство. Публикация статьи Биякая Магомедова закончилась тем, что на автора завели уголовное дело по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц). Теперь либо на Медведева возбудят дело по тем же основаниям, либо автора должны оправдать и поблагодарить за укрепление российской государственности.
Номер газеты