[ поХлопаем концепциям ]

Г.Р. : Концептуален, значит – успешен. Другой вопрос, где успешен и с кем. Но главное – без концептуального, проективного мышления сегодня нигде нельзя стать успешным – ни в муниципальных органах, ни в бизнесе, ни тем более в государственном управлении. Если ты не видишь долгосрочную перспективу, лет на семь-десять, если не можешь изложить это своё видение как программу, прямо на бумаге взять и изложить… То какой, строго говоря, ты руководитель?! Кого ты можешь за руку куда-то вести – от этого же произошло слово «РукоВодитель» – если сам не знаешь вектор своего движения. Причём мало видеть перспективу и изложить её в программе, надо ещё уметь разбить эту программу на этапы со строгой последовательностью достижений в цифрах, датах, фамилиях. А это и есть, по большому счёту, концепция руководителя.
Х.К.: Кто ж не согласится-то. Каждый, кто прочитает твои советы, ведь не знает, что конкретно ты имеешь в виду, а мысли о том, что надо «конкретно просчитать все ходы-выходы», читателя и самого не раз посещали. Многим ничего оригинального в твоих словах не увидится…
Г.Р.: Да я и не претендую на оригинальность. С тех пор как на земле зарегистрировали появление кроманьонца (человека мыслящего, homo sapiens), ничего оригинального люди не придумали. Всё универсально. Возможно, в эту самую минуту где-нибудь в южном полушарии какие-то два издателя беседуют на тему назначения президента своей папуасской республики, и говорят они о тех же концепции и проективном подходе.
Х.К.: Так и расшифруй на «папуасском» языке, что ты предлагаешь делать.
Г.Р.: Для начала всем нанять репетитора по русскому языку. Если ты называешь себя государственным или муниципальным служащим в российском субъекте, то… Тут даже расшифровывать не стоит – найми репетитора для себя и своих детей, научись не только говорить на русском языке, но и ясно выражать свои мысли. Это, во-первых.
Во-вторых, надо перекрыть этот поток федеральных дотаций. Напрочь! Кто-нибудь ведь должен закрыть этот кран! Удивительно короткая историческая память у наших чиновников: «Без Москвы, говорят, – мы не сможем себя прокормить!» Пора бы усвоить – в мире не существует народов, которые себя не могут прокормить, таким народам не было бы названия. В мире нет таких слов, таких понятий, которые обозначают не существующие вещи. Если мы говорим «Бог», значит, ОН есть, иначе б не назвали, говорим «лезгин» или «аварец», значит, могут существовать, иначе б не было названия этим национальностям. Просто нужно слезть с дотаций, просто надо работать, просто перестать высасывать, перестать отсасывать у Москвы… бабки. Перестать «пробивать» в Москве дотации, чтобы затем «пилить» их в Махачкале. Пора бросать эти «тверские движения» … На что тратим распиленные деньги? На гешефты, золотые запонки и финдиперсовые мобилы. Репутация для нашего чиновника – вещь растяжи-и-и-имая. А должна была бы быть – алмазной твёрдости. Многознаковая, многотональная, но – твёрдая!
Х.К.: Вообще-то говоря, Муху (Алиев) многое сделал, чтобы уменьшить дотационнность республики. Парламент уменьшил до 72 депутатов, количество министерств сократил, постарался численность чиновников уменьшить. Конечно, не без курьёзов… К примеру Рамазан (без ФИО), зная, что вот-вот президент потребует сократить численность штатов в каком-нибудь аппарате, заранее накачивал туда побольше людей, а затем – сокращай не сокращай, в лучшем случае к тому же результату придёшь. Очень часто после такого «сокращения» число чиновников даже увеличивалось. Но всё же, были попытки… Вот Джапарбек с Абдулхабиром (давай опять без ФИО) приток налогов постарались увеличить. Опять же с курьёзом – вместо того, чтобы надавить на налоги от собственности и имущества, начали бороться за «чистоту» зарплат. И чего добились? Увеличили поступления во внебюджетные социальные фонды, а это ведь не республиканский бюджет.
Г.Р.: Спору нет – президент старался… Но ничего ведь не вышло. Старые привычки искоренить усилиями или стараниями одного-двух человек невозможно. Перестать «высасывать» у Москвы – это нужно менять мышление всех. С иждивенческого мышления на производительное. Если сам не сумеешь об этом вовремя позаботиться, то… об этом похлопочет господин Хлопонин.
Кто сказал, что у нас безработица?! Работы – валом. Когда чиновник говорит о безработице, он имеет в виду претендентов на чиновничьи места у краников-сосок, там, где пососать можно, денюжек насосаться. Это единственный смысл глагола, который гордые дагестанцы не считают для себя позором. А позор-то ведь есть… Насосётся чиновник, поднакопит деньжат и опять будет говорить о безработице, чтобы можно было за счёт государства понасоздавать новых бюджетных вакансий, которые можно кому-нибудь продать или подарить своим повзрослевшим детям. Вот с чем столкнулся Муху Гимбатович, с этим же столкнётся любой дагестанский президент в будущем. Поэтому-то Медведев выделил из состава ЮФО самые паразитические субъекты и послал сюда специального человека – сперва гербицидом и пестицидом поработать, а потом культуру производства привить. В помощь будущему дагестанскому президенту. Если мы сами не умеем справляться, то нас поведут за ручку те, кто умеет разрабатывать концепции и шаг за шагом продвигать их в жизнь. Нужна смена курса – с обычного президентского правления, которое приемлемо для размеренного развития, на кризисное управление.
Х.К.: Не поздно ли? Это нужно было делать в году… эдак 2002-м. Не припозднились ли?
Г.Р.: Корни остались. Ботву срубили, да и ту не всю, но корни развивались самостоятельно. Теперь что президент республики (кто бы им ни стал), что полпред в СКФО обязаны быть кризисными менеджерами.

Опять о том же

Х.К.: Ну что, опять о президенте?
Г.Р.: А как же без него
Х.К.: Есть нестандартные решения? Очередные прогнозы?
Г.Р.: Нет, не о будущем президенте – в этом вопросе прогнозы давно превратились в гадания. Я о действующем – президенте Республики Дагестан Муху Гимбатовиче Алиеве.
Х.К.: Так уж получилось, что даже вот госпожа Абрамкина в «Коммерсанте» посчитала, что Алиева уже нет, как президента. Подтекст – его сгубили дербентские выборы и алчность Алчиева.
Г.Р.: Дербентские выборы? Это была репутационная жертва Муху Гимбатовича во имя честных выборов завтрашнего дня. Почему никто не видит, что создан масштабный прецедент – результаты выборов можно аннулировать, даже если их отстаивает сам президент? Если, надо добавить, судьи будут ЧЕСТНЫМИ. И не забывайте, что это судьи республики, где последние четыре года правил ЭТОТ президент. Какой другой лидер региона может похвастаться такой судебной системой? Пусть теперь другие попробуют судить иначе. При этом президенте судьи засудили этого же президента. Было ли это возможно при предыдущем правителе и при предыдущем председателе Верховного Суда республики? Если отныне по любым масштабным вопросам будет приниматься иное (кроме правильного, верного, справедливого) решение, взвоет вся свободная пресса. Кстати, свободная пресса республики, которой правил ЭТОТ президент. Республики, где не подвергаются гонениям даже те газеты, в которых грязноязыкие хамы плюются помоями в какие-то трусливо-продуманно-придуманные аббревиатуры.
Х.К.: Как сказать. Разве не при этой же власти на других журналистов заведены уголовные дела?
Г.Р.: Да, заведены. Но с выводами теперь стоит повременить. До окончательного решения СУДА. Кстати, именно в суде Анохина размазала хама мордой по стене. Прости за некорректную гиперболу…
(…)

Про свободу выражения

Х.К.: Свободные суждения пробудили в народе помершие было надежды. Все хотят выразить своё понимание ситуации. Стараются донести свои взгляды. Но специальных знаний у журналистов ведь больше не стало. Что стоит за свободой слова журналистов, которые не умеет правильно выразить чаяния людей, посчитать, оценить масштаб проблем, обозначить темпы, динамику. Получилась просто свобода выражения своего, далеко не оригинального, взгляда. И чем эпатажнее, ругательнее, что ли, журналист скажет слово «ж…а», тем больше мещанину-обывателю он кажется свободнее. Ну проругаешься пять раз, пятнадцать раз. А дальше что? На это же уже реагировать перестанут. Пустозвонная ругань – это тоже достижение журналистики последних четырёх лет? Есть реальная свобода, но есть и имитация. А ещё есть невозможность пробиться на полосы твоей газеты…
Г.Р.: Ты конкретно меня имеешь в виду, когда говоришь «твоей»? Имеешь в виду «Средний класс»? Да Бога ради, заплати в кассу – и публикуйся. Лишь бы материал не противоречил закону. Так меня ты имеешь в виду?
Х.К.: Вообще-то нет. Я просто во втором лице говорил обо всех редакторах-узурпаторах, которые не дают читателям права на ответ в своих изданиях. Но, вообще-то говоря, ТЫ ведь тоже не публикуешь статью Аркадия…
Г.Р.: Аркадия Ганиева? Почему это «не публикую»?! Публикую, по всем правилам публикую. И «Черновик» в лице Надиры, и я лично, и «Средний класс» всё сделали, чтобы ганиевский материал вышел уже в этом номере. Материал концептуально не подходил содержательной направленности именно этого номера «Черновика», насколько мне известно. Была возможность дождаться выхода следующего номера. Или «Чистовика», где публикуют реакцию читателей, письма, резонансные суждения… Но Аркадий настаивал, чтобы статья вышла именно на этой неделе – если мы не опубликуем материал, то он вынужден будет отдать его в «Новое дело».
Я послал ему sms-ку. Вот она: «Аркадий, салам. Желаю добра и благополучия Вам и Вашим близким. Ваш материал, при всей его ценности и актуальности, не попадает в концепт номера, но я могу предоставить Вам площадь для публикации его в приложении «СК» на возмездной основе. Это – нормальная практика. Он выйдет в полном объёме, и Ваша точка зрения в полной мере дойдёт до читательской аудитории газеты «Черновик», если она ценна для Вас. Если моё предложение приемлемо, то я вышлю свёрстанный макет и прайс. С искренним уважением, Гаджимурад Раджабов»
Статья очень интересная. Хорошо было бы её опубликовать в нашем издании. Но… правила есть правила. Надеюсь, в другом издании она выйдет целиком.
Х.К.: А какова, по-твоему, концепция этого «другого» издания?
Г.Р.: А пусть читатель рассудит сам. Критерий оценки – наличие или отсутствие одного только пассажа из статьи: «… резкое снижение ценности человеческой жизни, неуважение к закону, коррупция, грязная столица с чудовищно безобразной архитектурой и культом личности мэра…»
Х.К.: Аркадий с открытым забралом критикует городскую архитектуру и «культ личности» мэра. И в то же время в «СК» несколько номеров кряду выходят публикации о Саиде Джапаровиче. Деятельность администрации освещается так, как нигде и никогда она не освещалась. Причём «Черновик» всегда позиционировал себя как жёсткий критик Амирова.
Г.Р.: И что? Что ты хочешь этим сказать? «Черновик» и сейчас критикует деятельность не только городских служб, но и самой администрации. Но… Это ведь не ко мне вопрос, издателю «СК», а к концепции оппозиционного «Черновика».
Если тебе интересно моё мнение, то скажу, что Амиров, возможно, через не могу, терпелив к критике. А ещё он научился тонко реагировать на неё. Дипломатично реагировать. Посмотри, стоит только начать жёстко давить на какие-то болевые точки (я только по городским проблемам говорю), как мэр… сам начинает критиковать свои службы. Мэрия просто забирает у журналистов хлеб, когда в деталях сама же и озвучивает свои проблемы.
Х.К.: Критикуй не критикуй, а этой зимой опять ведь массовых отключений не удалось избежать. Самокритикой заниматься можно, только лишь единомышленников прибавится. А что делать с изношенными сетями? Большинство российских мэров столкнулись с этой проблемой 15 лет назад, поняли – государство помогать не будет, обновлять сети придётся самим – и, засучив рукава, стали прокладывать новые коммуникации. Не давайте контролёрам перекручивать счётчики, не позволяйте ЕРЦам воровать собранные деньги, погашайте долги перед коммунальщиками и заставляйте их обновлять сети, не дожидаясь помощи государства. Государство не обязано помогать, это – проблемы муниципалитета! Не продавайте землю, не давайте разрешения под строительство на старых коммуникациях, пока не проведёте новые сети. Главы российских городов приспособились и выровняли положение. А наши? Кому нужна самокритика?
Г.Р.: Согласен. Но что, по-твоему, преступней: осознать, в конце концов, катастрофичность положения и искать (пусть пока и не в том направлении) решение или говорить, что у нас всё нормально? В городе идут поочерёдные отключения. Не знаю, кто это делает – Амиров Амир (ОАО «МРСК») или Амиров Саид – но выбрано единственно правильное решение. Поочерёдное отключение то одной части города, то другой, не привело к катастрофической аварии всего городского хозяйства от перегрузок, и городские службы не стали этого скрывать. В позапрошлом году сети так перегрузили, что во многих кварталах они окончательно вышли из строя, и в самые лютые морозы люди несколько дней находились на грани жизни и смерти. Обновить сети за этот период не успели, но и до абсурда ситуацию не довели. А я полагаю, что ещё и правительство в этом виновато…
Давай вернёмся к Хлопонину и к концепциям…
Х.К.: Давай вернёмся. Сегодня в Дагестане Александра Хлопонина хвалят два класса людей. Наши политики хвалят потому, что боятся не хвалить. Им кажется, что на них смотрит всевидящее око государево (неважно, в обличье Владимира Путина или Дмитрия Медведева), и если они заранее не согласятся с кремлёвским курсом, то десница государева их может покарать. Им почему-то неведомо, что с кремлёвской высоты наших маленьких политиков не видно. Кого б ни назначили полпредом в СКФО, наши политики выразили б «одобрямс», даже если б Владимира (Ильича) Колесникова. Но искренне рады хлопонинскому назначению бизнесмены. Он довершит и реализует то, что продекларировал, но не сумел или не успел сделать Муху Алиев.
Г.Р.: Хлопонинская уверенность внушает оптимизм. Заверения, что он не видит больших проблем в северокавказских республиках, хорошо подтверждаются его пониманием экономической ситуации и социальной. (см. диаграммы ниже.) Его усилиями государственный аппарат станет маленьким, но очень дерзким и мобильным. Это будет государство с горским характером! А бизнесменам, в конце концов, перестанут мешать. Возможно, даже помогут, позволят не только торговать и развлекать, но и производить. Тогда на графиках и диаграммах мы увидим достойно представленный Дагестан, а не только привычные Ростовскую область и Краснодарский край.

Номер газеты