Посетив штаб-квартиру ФСБ, Медведев похвалил чекистов, пообещал увеличить зарплаты и уровень техоснащения, то есть, по сути, подтвердил незыблемость позиций ФСБ, обретённых в 2000-е. Похоже, что секретному ведомству страны удалось скрыть от президента, что спецслужба находится в моральном кризисе, невиданном с начала 90-х.
Выдающиеся позиции были гарантированы спецслужбе десять лет назад под тем предлогом, что ФСБ – это единственная структура в стране, где собрались люди, объединённые идеей патриотизма, спаянные общим корпоративным духом (чекизм) и лояльностью к режиму.
Теперь же выясняется, что тот самый чекистский дух находится под большим вопросом.
Речь идёт о внедрённой системе коэффициентов при расчёте окладов офицеров, в частности, о коэффициенте 2,2 – что означает, что руководящий состав получает в 2,2 раза больше, чем сотрудники в том же звании, но не получившие постов начальников. Кроме того, возникла существенная разница между окладами тех, кто служит в центральном аппарате, и оперативниками региональных УФСБ. Коэффициенты привели к резкому материальному разрыву между начальством и оперативниками. Рядовые офицеры перестали верить, что справедливости можно добиться внутри корпорации: уже несколько лет военные суды разбираются с исками сотрудников к руководству, в основном из-за квартир.
В 2009 году под удар попала самая чувствительная сфера деятельности ФСБ – прикомандированные сотрудники, глаза и уши спецслужбы в бизнес- и госструктурах.
В 2007 году полковник Т., офицер департамента оперативной информации ФСБ, сумел договориться с мэрией Москвы о получении должности прикрытия в одной из структур столичного правительства. Однако в апреле 2007 года офицер узнал, что на его должность будет назначен другой человек, а он уволен. Полковник обиделся и подал в суд на руководство спецслужбы. В ответ в ФСБ возбудили уголовное дело по ст. 159 («Кража») УК РФ. Дело в том, что по ведомственным правилам сотрудник обязан сдавать зарплату, которую ему начислили в мэрии, государству. Полковник же считал это несправедливым, поскольку он был внедрён с элементами зашифровки, то есть в мэрии о его статусе почти никто не знал, и он одновременно делал две работы: вербовал агентов и выполнял обязанности московского чиновника.
Полковник пришёл в Московский гарнизонный военный суд, требуя оспорить действия директора ФСБ и отменить главный документ, который регулирует правила засылки чекистов. 22 июля ему было отказано. Когда полковнику стало очевидно, что и кассация не поможет, он решил, что его следующим шагом будет Европейский суд по правам человека.
Полковник будет не первым офицером ФСБ, кто дошёл до Страсбурга. 14 января этого года случилось знаменательное событие: Европейский суд по правам человека вынес первое решение по иску сотрудника ФСБ к спецслужбе. Бывший офицер контрразведки Иннокентий Осипов требовал пересчитать ему пенсию, и решение было принято в его пользу – теперь Россия выплатит ему 11 тысяч 370 евро.
Андрей Солдатов, «Ежедневный журнал»
1 февраля 2010
Номер газеты
- 9 просмотров