[ Цивилизационный проект: Когда мы ЕДИНЫ ]

Эти строки, конечно же, написаны не о Согратле. Но если бы Лермонтов знал о его существовании, про него он мог написать примерно так же. Село и его обитатели оставили достойный след в истории Дагестана и Кавказа. Оно и сегодня у многих на слуху, и в первую очередь благодаря позитивным достижениям, умению находить инновационные решения проблем, которые, в общем-то, имеют место во всем дагестанском обществе.

Открытое общество
Согратль во все времена действительно был богат настолько, насколько это возможно в суровых условиях гор. Богатство и величие его заключалось в людях, в человеческом потенциале. Согратлинское общество было открытым, то есть давало приют всем, кто изъявлял желание стать его членом, равным в достоинстве и правах. Среди сегодняшних жителей села есть потомки выходцев из различных аварских обществ, даргинских и лакских сёл, не говоря о выходцах из Ирана. Поэтому согратлинцам всегда было присуще особое чувство интернационализма и открытости. В их кругу никто не чувствует себя чужаком. В Согратле не делят людей по происхождению, в нём нет ни патрициев, ни плебеев, и главным критерием оценки человека является не его богатство, а польза, приносимая им обществу.

Самоорганизация
Для динамичного развития государства недостаточно вертикали власти, необходимо еще наличие дееспособного гражданского общества. Важность этого вопроса неоднократно подчеркивал и президент республики Дагестан Муху Алиев. Тем не менее Дагестан сильно отстаёт в этом плане. Не будет преувеличением, если сказать, что Согратль находится в авангарде в деле строительства институтов гражданского общества. После падения советского строя одним из первых в республике было создано «Общество Согратль», его бессменным руководителем был общественно-политический деятель республиканского масштаба, талантливый управленец, меценат, патриот Гамзат Магомедович Гамзатов. По его инициативе был создан «Благотворительный фонд социально-экономического развития Согратля». И по сей день Гамзатов остаётся безусловным лидером и вдохновителем начинаний согратлинского общества. Его вклад в социально-экономическое развитие, да и просто в сохранение села нельзя переоценить. Это и асфальтированная дорога до центра села, и мемориальный комплекс «Ватан» на месте разгрома полчищ Надир-шаха, да и многое другое.
Новым явлением стало создание при обществе представительного органа – Общественного совета – с конкретными функциями и задачами. В этом органе представлены все тухумы и социальные группы. Признанием роли и влияния Общественного совета является тот факт, что он в полном составе был принят президентом республики М.Г. Алиевым. Также при обществе работает Совет старейшин, в чьи функции входит консультирование решений Общественного совета, а также улаживание семейных конфликтов, маслиат.

Экономика
Сельское хозяйство никогда не было основным источником жизнедеятельности согратлинцев. Главным для них было ремесло. И наука. Всё это сквозь века передалось и нынешнему поколению. Многие ремёсла утрачены безвозвратно, но имеются и популярны на дагестанском рынке исконно согратлинские бренды.
Среди них можно назвать резьбу по камню, ножницы для стрижки овец и многое другое. В последние годы популярными стали такие бренды, как молочные продукты «Согратль», минеральная вода «Согратлинская» (одна из немногих вод, которые разливаются непосредственно на источнике), такси «Сугур». Почти всю республику охватила сеть автозаправочных станций «Согрнефть». Практически нет людей незанятых, каждый находит свою нишу.

Во власти
Согратлинцы всегда были людьми политически активными. В период наивысшего расцвета республики её возглавлял согратлинец Магомед Юсупов. Было время, когда в Правительстве ДАССР сразу три министерских поста занимали выходцы из Согратля. И сегодня они достойно представлены во властных структурах.
В истории было только два согратлинца – депутата Государственной Думы. Один – Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев. Его брат, тоже Герой России, Тайгиб Толбоев является депутатом Народного Хурала Бурятии. (Кстати, это единственный случай в России, когда два брата имеют высокое звание Героя).
С именем другого депутата Государственной Думы, президента компании “Европа-Инвест” Ризвана Исаева связан крупнейший в новейшей истории Дагестана инвестиционный проект −”Немецкая деревня Петра Великого”. Р. Исаев не раз подчёркивал, что он, как многие другие выходцы из Дагестана, состоявшиеся в качестве крупных бизнесменов за пределами республики, хочет вкладывать средства в республику, и в этом плане Дагестан под руководством президента республики Муху Алиева как никогда привлекает внимание в качестве объекта инвестиций.
– Нам не чуждо чувство патриотизма, и мы хотим работать на благо республики и дагестанского народа, − говорит Р. Исаев. – Проект «Немецкая деревня» на сочинском форуме дважды утверждён В. В. Путиным в его бытность президентом России, а также президентом республики М.Г. Алиевым. В Краснодаре с проектом ознакомился и остался доволен нынешний президент страны Д.А. Медведев.
Там, где ведётся масштабная работа, не обходится без препятствий. Но, несмотря на это, у нас есть твердое намерение выполнить проект в указанные сроки.
Около 20 лет исполнилось бренду «Согрнефть», детищу братьев Исаевых. Это название, по словам депутата Народного Собрания РД Шамиля Исаева, подчёркивает их трепетное отношение к родному селу. На сегодняшний день к этому бренду добавились такие организации, как «Согрстрой», «Согрпласт», «Сограт», «Согргаз».

Эти бренды широко известны не только в Дагестане, но и в Краснодарском крае, Воронежской области, других регионах страны.
– Наше большое счастье, − говорит Ш. Исаев, − что мы родились в таком селе и являемся потомками таких предков. Нам, сегодняшнему поколению, может быть, не всегда удаётся держать тот уровень, который нам задали предыдущие поколения. Тем не менее Согратль – это село, в котором мы родились, получили традиционное воспитание, образование. Имя села в любых ситуациях, в любые времена для каждого согратлинца может служить как флаг и идея.
В сегодняшнем составе Народного Собрания каждый 24-й депутат – согратлинец. Их трое – Сатмар Амиров, Шамиль Исаев и Тимур Гамзатов. При этом только каждый 416-й из 2,5 миллиона дагестанцев – выходец из Согратля. Такие цифры привёл в одной из своих публикаций в газете «Согратль», приуроченной к итогам мартовских выборов 2007 года, экс-депутат дагестанского парламента покойный Гаджи Абашилов. «У нашего селения есть пока ещё не до конца решённые проблемы. Посему им, депутатам, придётся немало ещё сделать и для своих земляков. Трудностей тут не избежать, но и непреодолимых препятствий не предвидится. Потому как Согратль остаётся для нас оплотом, плацдармом, навеки любимой малой родиной, неиссякаемым источником наших духовных сил, единой, сплочённой семьёй, не раздираемой антагонизмом тухумов и каких-то группировок. Мы можем и должны гордиться тем, что у нас нет мутированного наследия сословных градаций, нет демаркации по признаку «верхних» или «нижних», «пришлых» или «аборигенных». Наш джамаат – это сообщество людей, как правило, внутренне свободных, не признающих насилия и гнёта в любом обличье, тяготеющих как к коллективизму, так и к индивидуальной свободе, стремящихся соответствовать высокому статусу потомков Андалалского вольного общества. А это – больше цивилизационный проект, чем локальный социальный институт без привязки к системе геоисторических координат», − делает вывод Г. Абашилов, которого все знали как честного, принципиального человека и большого патриота Дагестана.
Тимура Гамзатова, руководителя дагестанского филиала «РусГидро», избрали в парламент республики по Каспийскому округу. Хотя большую часть жизни он прожил за пределами села, его знает каждый мальчишка в каменистых лабиринтах аула. Тимур – олицетворение воспитательной традиции согратлинских отцов, закрепляющих в своих отроках любовь и уважение к славной истории славных предков. Это воспитание – не просто каникулярная практика городских мальчиков при «бабушкиных телятах» на выпасе, это причастность сызмальства ко всем чаяниям селян, это закрепление привычки жертвовать личным временем, средствами и делом в помощь соотечественникам.
Тимур – человек современной цивилизационной модели. Биржевые фондовые сделки, международные контракты на проектирование и строительство энергогенерирующих объектов соседствуют в его жизни с подлинным интересом к современному искусству и архаичному зодчеству.
Сатмар Амиров прошел в Народное Собрание как лидер дагестанских «аграриев». Председателем отделения Аграрной партии он стал всего за два года до выборов. За этот срок он смог восстановить структуру и ячейки партии в Дагестане. Теперь, когда «аграрии» объединились с «единоросами», С. Амиров назначен заместителем руководителя южного межрегионального координационного совета «Единой России» по работе на селе.
До избрания депутатом С. Амиров 10 лет возглавлял агрофирму (колхоз) «Согратль» − хозяйство, во все времена славившееся своими достижениями в Дагестане и за его пределами. Можно смело сказать, что такого капитального строительства объектов животноводства как здесь не велось ни в одном хозяйстве республики. Только цемента было израсходовано больше тысячи тонн. Построено пять овечьих кошар, три склада, общежитие, колбасный цех, две конюшни, комплекс для КРС, бани, пробурены три артезианских скважины, проведен газ, асфальтирована дорога – этот список можно продолжить. Чего стоит единственный в своем роде четырёхэтажный офис в центре Махачкалы.

Крепкое хозяйство
Больше года агрофирму возглавляет Абдулварис Хачаибрагимов. В хозяйстве более тысячи голов крупного рогатого скота, около 15 тысяч овец. Урожаи зерновых стабильно превышают 25 ц с гектара. Говоря о дальнейших путях развития, новый председатель настаивает на том, что нужно менять устаревшие, устоявшиеся десятилетиями методы работы. Также нужно менять отношение работника к коллективному хозяйству как к чему-то чужому. А сделать это можно, только обеспечив людям достойные условия для жизни и работы.
− Среди односельчан есть люди, которые в состоянии и готовы помочь в достижении этих целей, − говорит А. Хачаибрагимов. – Это и Гамзат Гамзатов, и Сатмар Амиров, и Шамиль Исаев, и Али Камалов, и многие другие. Я уверен, что если все мы объединим усилия, мы сможем найти правильный путь развития и идти по нему.

Выборы без шума
В Дагестане сегодня любые выборы, будь то главы района, села, даже имама мечети, обычно сопровождаются подковёрной борьбой, подкупом, зачастую и потасовками. На этом фоне в Согратле выборы всегда проходят спокойно. В результате таких выборов в марте этого года, заручившись поддержкой трёх четвертей сельчан, администрацию села возглавил Гаджимагомед Гаджиев.
Горные села сегодня пустеют, это масштабная проблема для всего Дагестана. Отсутствие работы гонит людей в города. Лишь пятая часть согратлинцев сегодня проживает в родном селе. Силами только лишь администрации решить эти проблемы невозможно. Люди не сидят без дела – уже работает несколько цехов по обработке камня.
− Бюджет администрации мизерный, − говорит Г. Гаджиев, – его едва хватает на зарплату. На все остальное деньги приходится просить. Мы работаем над привлечением средств в бюджет. Зарегистрированное здесь предприятие, даже если оно здесь не работает, платит 10 процентов подоходного налога в местный бюджет. Нужно использовать эту возможность. Надо открывать, хоть и маленькие, но собственные предприятия. К примеру, есть намерение открыть в селе цех фирмы «Магмус». 

Школа
Кризис системы школьного образования коснулся и Согратлинской средней школы. Но тут нашли нестандартный выход из положения. Назначенный по рекомендации Общественного совета села заместителем директора школы Гаджи Габалов предложил проект модернизации. Суть модернизации в том, чтобы с нынешней спортивно-краеведческой направленности (которая в плане профессионального роста и общественной полезности выпускника малоперспективна) перевести школу на естественнонаучное направление с упором на математику, физику, химию, биологию. Ставится цель воспитать таких выпускников, которые без взятки могли бы поступить в любой вуз, были бы профессионально ориентированы и юридически подкованы. В такую школу за хорошими знаниями и воспитанием в родной среде с радостью отправят своих детей городские родители. Это станет важнейшим шагом в деле остановки социально-экономической деградации села, даст стимул для развития и других отраслей. Выработана система стимулирования за счёт общества учителей тех предметов, на которые делается упор по проекту. Воплощение проекта в жизнь только начинается и результатов можно ожидать уже через несколько лет.
Но несмотря на временные проблемы, согратлинская школа была очагом воспитания человека в духе уважения к людям и любви к родине, будь то малая или большая. Выпускники Согратлинской средней школы всех годов всегда отличались и отличаются этими качествами.

Физическая сила для согратлинцев никогда не была приоритетом (хотя слабыми они никогда не были), главенство интеллекта было незыблемым.
Они верны своим идеалам, убеждениям и часто жертвуют ради них (символ этого – разрушенное до основания и сожженное в 1877 году село).
Они законопослушны и открыты для общения.
Они – патриоты и способны многое сделать для Дагестана.

Просто невозможно было молча дать имя автора в чёрной рамке …
Невозможно принять как данность, как обыденность то, что его больше нет.
Наверное, потому, что он сам всей своей жизнью показывал, что настоящий человек не может быть безразличным и равнодушным.
Высокообразованный журналист, настоящий человек по своим душевным качествам, он направлял свои силы только для созидания (само за себя говорит даже название этого материала).
В сложной обстановке и в тяжёлые времена погибают, как правило, лучшие – те, кто пытается улучшить этот мир, а не прятаться в безучастной серой толпе.
Мы теряем лучших…
Кто же останется среди нас?

Номер газеты