[ Диагностический «пирог» ]

Те, кому приходилось проходить медосмотр в связи с устройством на госслужбу или получением права на ношение оружия, уже столкнулись с тем, что за справку в поликлинике надо заплатить 80 рублей. Причём никаких чеков и квитанций взамен не выдают. В администрации Махачкалы утверждают, что такая практика незаконна. Но, в свою очередь, и сам муниципалитет незаконно держит поликлиники в финансово подчинённом положении, распоряжаясь всеми денежными потоками, поступающими в сферу городского здравоохранения.

Обшарпанное, неприспособленное здание, стены которого годами не видели ремонта, длинные очереди в тесных коридорах и врачи, не поднимающие голов из-за бесконечной писанины, – все, конечно, сразу узнали в описании свою поликлинику.
Она не только производит впечатление самого нищего звена в системе здравоохранения, но, по сути, таковым и является…
Недосчитаться 15 миллионов! Кто-то может сказать, что это немного в масштабах Дагестана. Но для той самой поликлиники – это вновь не починенная аппаратура и невозможность приобрести новую; отсутствие условий для пациентов и её работников.
И это совсем не мелочи… 

 

Диагностический БУМ

Бум этот пришёлся на июль 2009-го, когда вдруг выяснилось, что в последние полгода резко возросло количество диагностических исследований, проведённых по направлению из поликлиник города в Республиканском и Муниципальном диагностических центрах.
За весь прошлый год в них сделано 100 823 исследования на 21 млн рублей, а за пять месяцев этого – уже 116 897 исследований на 19 млн рублей. Если предположить, что такая ситуация сохранится до конца года, мы получим рост более чем на 100 %!
Причём средняя стоимость услуги подешевела с 241,6 до 194,8 рубля. Значит, рост диагностических услуг в них произошёл в значительной мере за счёт дешёвых простейших исследований: УЗИ внутренних органов, анализов крови и мочи, ЭКГ. Их можно наладить во врачебной амбулатории, поликлинике (а не проводить в диагностическом центре).
В стоимость каждого посещения поликлиники, помимо прочего, входит и доля оплаты услуги по диагностике пациента. Если её провели в собственной лаборатории, деньги остаются в самой поликлинике. Если в другом месте (входящем в систему обязательного медицинского страхования – ОМС), то ФОМС «Дагестан» берёт на себя посреднические услуги и передаёт финансирование по месту проведения исследований.
Из-за этого, как нам сообщили в одной из медицинских страховых компаний, и без того бедные поликлиники города недосчитались около 15 миллионов рублей. И без дополнительно выделенных Фондом 8 млн рублей не могли выдать зарплату за июнь. Например, в женской консультации №2 её получили только с 15-дневной задержкой.
По признанию участковых врачей поликлиник (МП №7, ЖК №1, №2), значимого роста посещений и увеличения количества направлений на обследование в городе они не заметили.
Но население пригородных посёлков (по данным Комитета по статистике РД, это 88 239 человек) обслуживается своими врачебными амбулаториями. Каждая из них закреплена за одной из городских поликлиник. Поликлиника курирует амбулаторию и принимает жителей посёлка на обследование «узкими» специалистами.
У амбулатории и поликлиники есть ещё одно связующее звено – общий экономист. Поэтому рост числа направлений фиксируется в самой поликлинике, имеющей «привязанные» к ней врачебные амбулатории посёлков.
Вот что рассказала заведующая одной из поселковых врачебных амбулаторий: «С 1 января 2009 года «узкие» специалисты поликлиник (невропатолог, эндокринолог и др. – Прим. ред.) после консультации жителей посёлка направление на их обследование заверяют печатью не собственной поликлиники, а врачебной амбулатории. Такая система с этого года существует во всех пригородных посёлках. И теперь за нами числится в три раза больше направлений в РДЦ, чем за тот же период прошлого года».
В такой ситуации врача абсолютно не волнует обоснованность и уровень затратности планируемых исследований.
Это с одной стороны…

 

Все – к нам

С другой стороны, мы помним заявления главного врача Республиканского диагностического центра (РДЦ) Магомеда Муртузалиева: «УЗИ-отделение работает с нагрузкой 181 %, отделение функциональной диагностики – 259 %, эндоскопии – 232 %, эндокринологический центр – 223 %, лучевая диагностика – 165 %, лаборатории работают с нагрузкой 324 %, хозрасчётное отделение – 231 %. В целом диагностический центр работает  с нагрузкой 233 %».
Мог ли РДЦ с его перегруженностью и очередями на несколько месяцев вперёд реально провести ещё на 33 000 исследований больше?
Приходящие и приезжающие на диагностику люди чаще всего не хотят ждать, а «ускоряют» свою очередь. Дважды оплаченные (ФОМСом и «за скорость») услуги ещё больше тормозят бесплатную очередь. Специалисты в рабочее время одновременно смотрят тех, кто платит (в любой момент), и тех, кто в очереди (их заставляют подождать, пока осмотрят нескольких «платников», а потом на высокой скорости проверят грубые отклонения). Когда смешивается платное и бесплатное – создаются ложные очереди.
Сверить направления в РДЦ пыталась экономист муниципальной поликлиники №7 Наталья Смоленская: «Дали сверить с боем и только тогда, когда возникла эта проблема и им (РДЦ. – Прим. ред.) приказали (по инициативе ФОМСа и Минздрава) давать сведения. По количеству исследований сравнивать их данные с данными поликлиники невозможно. У них есть только пофамильные списки. Я смогла сверить только пациентов, обследование которых стоило несколько тысяч. По ним всё сошлось. Чтобы проверить всё досконально, надо сидеть там целый месяц».
Но 100-процентная идентичность количества направлений, выписанных в поликлинике и принятых в РДЦ, тоже настораживает. Ведь немалая часть людей отсеивается, обследуется в частных центрах.

 

Здоровая конкуренция 

Все эти поликлиники и амбулатории экономически несамостоятельны. Отсюда, при внешнем разнообразии и даже некоторой возможности выбора (девять взрослых и пять детских поликлиник города) такая картина, – все они находятся в плачевном состоянии, не имеют собственной бухгалтерии (которая централизована в Управлении здравоохранения города) и прямых договорных отношений на рынке диагностических услуг.
В отсутствие прямых расчётов между поликлиникой и диагностическим центром невозможно проводить ревизию количества проведённых исследований (а с экономической точки зрения – денег, затраченных на диагностику) и сверку с реестром направлений из поликлиники.
Без всего этого поликлиники не могут реально конкурировать друг с другом: у них нет стимула к качественной диагностике, оплате труда специалистов по качественным показателям их работы.
Чтобы переломить ситуацию, надо провести децентрализацию бухгалтерии. Все договора и взаиморасчёты между медицинскими учреждениями должны заключаться напрямую.
Каждая поликлиника, чтобы стать экономически самостоятельной (следовательно, ответственной за уровень обслуживания населения), должна иметь собственный счёт, отдельную бухгалтерию и сама (без посредничества ФОМСа) вступать в договорные отношения с той структурой, с какой эти отношения наиболее выгодны, и в той мере, в какой это целесообразно организационно и экономически. Не должно происходить таких ситуаций, когда из-за буквенной ошибки в фамилии не оплачивается страховой случай (подобное произошло в женской консультации №1).
Тогда участковая поликлиника перестанет быть нищей. Сохранив диагностические миллионы, она найдёт средства и на то, чтобы наладить лабораторную базу и приобрести, например, суточный монитор ЭКГ (и пациентам не придётся месяцами ждать своей очереди).
Номер газеты