Президентский семинар-совещание с главами городов и районов 28 января состоял (образно говоря) из трёх частей. Первой, на которой рассматривалась социально-экономическая политика муниципалитетов. Третьей, которая прошла под завесой тайны (на ней высший чин ФСБ разъяснял главам городов и районов правила ведения секретного делопроизводства, уже давно обнародованные интернете). И самой громкой – второй…
…После докладов целого ряда министров, раскрывших первый вопрос, на трибуну вышел министр ВД по РД Адильгерей Магомедтагиров с докладом об оперативной обстановке в республике. Он доложил, что, как и в прошлые годы, напряжённая обстановка в РД была связана с деятельностью экстремистов, привёл различную статистику (потерь среди сотрудников, задержанных боевиков, обнаруженных боеприпасов и пр.), сообщил, что «личный состав работал в условиях высоких моральных и физических нагрузок», что привело к положительным результатам. Затем перешёл к той части доклада, где описывалась борьба с преступлениями коррупционной направленности. Приводя один за другим примеры раскрытых и взятых на учёт МВД по РД преступлений, совершённых чиновниками муниципалитетов, он стал описывать инцидент, произошедший 23 января в Ботлихском районе (подробней об этом см. новость на 2 стр. «ЧК» – Прим. ред.), а затем аналогичный случай в с. Кидеро, Цунтинского района. Говоря о заместителе главы Ботлихского района Мирзе Ибрагимове, Магомедтагиров отметил, что тот неоднократно попадал в поле зрения милиции.
«В этой связи я прошу, Муху Гимбатович, рассмотреть вопрос ответственности указанных руководителей. Такого рода главы и заместители муниципальных образований не должны соответствовать этому высокому званию – руководить районом», – завершил свою речь министр.
За своего зама попытался вступиться глава Ботлихского района Джавпар Рамазанов. Он стал говорить о непричастности Ибрагимова к инциденту…
Далее мы приводим стенограмму с незначительными сокращениями.
Магомедтагиров: – Вы прекрасно знаете, чем ваш первый заместитель занимался. Он подозреваемый по теракту в Каспийске. И сегодня чем он занимается, вы тоже прекрасно знаете! Это бандит, который должен давно сидеть! А он работает там!..
Рамазанов: – Этот «бандит» будет работать до тех пор, пока вы через суд не проведёте, что он бандит!
М.: – Я не судья, но мы это дело проведём!
В спор вмешался Муху Алиев.
М. А.: – Я вашу реакцию (Рамазанова) не совсем понимаю…
Р.: Мою, что ли? Нормальная реакция!..
М. А.: – Ненормальная реакция! Вы дайте правоохранительным органам работать, а потом проявляйте реакцию.
Р.: – Пусть сначала проверят, а потом…
М. А.: – Да подождите! Тут без проверки, что ли, информация идёт?.. Я сегодня полдня принимал делегацию из Ботлиха. Вы не для того были туда направлены на работу…
Р.: – Я всё нормально там делаю…
М. А.: – Ничего нормального там нет!!! И прекратите вы демагогией там заниматься! Как нормально, если я сегодня полдня должен принимать делегацию из Ботлиха? Если вы глава муниципального образования, то вы должны все эти вопросы снимать, а не отбрасывать на меня! Если он (имеется в виду Ибрагимов. – Прим. ред.) вёл себя достойно, нормально, то почему же вы в районе своём это так не объясняете?.. Одного принимаю, другого принимаю… Сегодня вечером ещё людей надо принять… До утра будем заниматься вашим районом?! Не для этого вас туда направляли! Если информация неправильная, то докажите, что она неправильная! Но стреляли – правильно! Ранили его – правильно! Лежит в больнице – правильно! Полрайона указывает на него пальцем!.. И приезжают сюда, и говорят… Одни говорят, что вместе с вами надо «убрать» Ибрагимова, потому что вы не в состоянии вообще даже разговаривать с ним и поднять голову, а другие говорят, что Ибрагимова надо освободить…
Р.: – Ничего подобного!..
М. А.: – Ничего подобного?.. Мы разберёмся ещё, «подобного» или «неподобного»… Так не надо! Вы несколько по-другому реагируете на это!
Немного успокоившись и предложив министру ВД по РД вернуться в зал, а Рамазанову присесть, президент РД продолжил: «Мы все знаем, что Ботлихский район большой, сложный. Знаем судьбу бывшего главы района… покойного… (Джамал (Руслан) Алиев, убит 22 марта 2006 г. – Прим. ред.). Целый год мы потратили на то, чтобы нормально подготовить и провести выборы! Провели выборы, избрали главой муниципального образования. Вы много лет проработали в органах ФСБ. Вас туда направили. И район поддержал! Но я прошу, прошу вас! Если вы в состоянии, то держите район в руках! Не заставляйте меня, министра внутренних дел, прокурора, ФСБ заниматься вашими проблемами… Неужели вы думаете, что нам больше нечего делать? И год назад была история с тем же человеком (Ибрагимов. – Прим. ред.). Я этим занимался!... когда его охранник то ли убил кого-то, то ли… я сейчас не помню точно… Тогда было огромное противостояние. И тогда была договорённость, что он уйдёт с работы. Но так нельзя! Ну это же ваш заместитель! Ну зачем ему охрана, вы мне скажите? У вас нет охраны! Почему они носят оружие? Там есть серьёзные вопросы. Я два с лишним часа встречал делегацию и увещевал, что вы с ним никак не связаны! Или они правы, когда говорят, что вы не можете с него сегодня спрашивать? И сегодня вы своим поведением это демонстрируете… Вы должны спрашивать со своих заместителей, потому что таких людей не должно быть во главе муниципального образования! Или вот цунтинский глава… Ну что это такое! В милиционера стрелять!.. Что, опять будут говорить, что это сосед или охранник стрелял? Мы не одного главу потеряли за последние годы из-за этих драк… Не годится же такой моральный облик у глав. Это же власть! Самая близкая, и должна быть родная для наших людей!»
Пока главы городов и районов «шушукались» о том, как правильно вести секретную документацию, их охрана терпеливо топталась на холодной площади, ожидая завершения семинара…
Номер газеты