…и спросила Кроха. Нет, на самом деле всё было не так. Мой сын приходил не ко мне, а к своей маме, и клянчил у неё в магазине игрушек подарок. А потом этот подарок увидел я и изрядно удивился, что ему это купили. Ну, скажите честно, вы бы поверили в своём глубоком детстве, что в «Детском мире» продаются рогатки и их можно купить, а не сделать самому?
Да-да, именно рогатку купила моя супруга. Модную такую, из пластика. С резиной специальной и ядовитого салатного цвета. Сын бродил с ней по квартире и гордо пулял поролоновым шариком по люстрам. Пока не попался на глаза мне.
Короткий диалог позволил выяснить, что древнее детское знание о том, как самому сделать рогатку, оказалось безвозвратно утеряно нынешним поколением. Сын был не в курсе, что надо сначала отыскать хорошую мощную раздвоенную ветку, довести её перочинным ножом до нужного размера, после чего отыскать широкий медицинский жгут, нарезать его, установить ровно посередине кожаный ложемент для «боеприпаса» и прикрутить жгут к рогатке при помощи медной проволоки. Причём он был сильно не в курсе, искренне подивившись тому, что раньше его папа занимался этим регулярно, а мальчик без рогатки считался на улице не совсем полноценным…
Потом моего отпрыска поразило разнообразие папашиных умений в области конструирования различных предметов, наполнявших далёкое отцовское детство. «Брызгалки», «дымовушки», «самострелы», «взрывчатки», «лянги», «альчики», плётки, луки со стрелами, «плитки»… Начитанность, знание наизусть большого количества песен, умение проводить сложные технические операции (вроде расплавления свинца) при помощи подручных средств, выжигание, вырезание лобзиком и ещё масса всего, о чём нынче даже не подозревают многие дети. Это не оттого, что нам в детстве было нечего делать. Просто нам хотелось этим заниматься…
Мы умели многое. Причём это многое мы передавали друг другу как сокровенное знание. И с течением времени каждый из нас усовершенствовал изобретения. «Брызгалки» меняли свои формы, увеличивали дальность стрельбы и количество боеприпасов. Взрывчатые вещества становились всё более доступными – селитру покупали в хозмаге, вымачивали в ней газеты и после просушки на батареях сворачивали из них ракеты. Даже рогатки и те подвергались модернизации – от резины с велосипедных камер к медицинским жгутам. Наше детство прошло на улицах и было наполнено умениями. Мы были Homo Sapiens Habilis – люди разумно-умелые…
Сегодня мы увлечены тем, что пытаемся дать детям больше знаний из взрослой жизни. Наши малыши слишком рано начинают изучать иностранные языки, посещать спортивные секции и гуманитарные кружки. Их обкладывают компьютерными играми, плейстейшенами, телепередачами, мультфильмами. Детей накрывает цунами игрушек. Бездна знаний, в которую они падают, делает их умнее. По крайней мере, мы так думаем.
А на самом деле, детям нужны не знания, а умения. Потому, что знающий человек – самый слепой человек в мире. Поскольку он действует, исходя из своего знания, он не видит, что происходит. Он просто продолжает механически действовать. Он чему-то научился; это стало в нём заготовленным механизмом, и он действует из него.
При этом человек обычно действует из прошлого, а жизнь продолжает меняться. У жизни нет обязательства соответствовать вашим заключениям. Именно поэтому жизнь так сбивает с толку знающего человека. У него есть все заготовленные заранее ответы из священных книг. Но жизнь никогда не задаёт дважды одного и того же вопроса. Поэтому знающий человек никогда не дотягивает до жизни. До неё дотягивает человек умеющий…
В середине XIX века американский художник Джеймс Мак-Нэйл Уистлер провёл короткий и неудачный, с точки зрения академического образования, период обучения в Вест-Пойнте, Военной академии США. Говорят, что когда его попросили нарисовать мост, он изобразил изысканный каменный мост, соединяющий покрытые травой берега, и двух маленьких детей, ловящих с него рыбу.
Уберите детей с моста! Это чисто инженерное задание! – попросил его инструктор.
Уистлер убрал детей с моста, поставил их удить рыбу с берега и вновь показал рисунок. Рассерженный инструктор завопил:
Я же сказал вам убрать детей. Полностью! Уберите детей с картины!
Но Уистлер не мог потушить свой творческий огонь. На следующей версии детей на картине действительно не было. Они были похоронены под двумя небольшими могильными камнями на берегу реки.
- 6 просмотров