[ Год 2008. Вспомним... ]

Предварительные итоги социально-экономического развития РД за 2008 год уже подведены. Их озвучил на днях президент республики. При всём уважении к официальной власти, наверное, далеко не всем дагестанцам они по-настоящему интересны. Согласитесь, нас не очень волнует индекс промышленного производства и динамика его роста за последний год – мы больше озабочены ростом цен на товары первой необходимости и повышениями налогов. Поэтому поговорим не о сухих цифрах и статистике, а вспомним и оценим самые значимые события и тенденции этого года.

 

Энергетический кризис...

...сковавший Махачкалу в декабре 2007 года, в январе 2008-го закончился общекоммунальным коллапсом. Экономическая война за сети (по версии администрации города) стала возможной только благодаря махачкалинским коммунальным службам и политике той же администрации. Как бы там ни было, самое обидное в этой истории то, что в конце года, который так стрёмно начался, мы испытываем ровно те же проблемы (см. новость на 3 стр.), несмотря ни на какие финансовые вливания.  
Приезд 23 мая в Дагестан Вагита Алекперова и подписание затем соглашения о сотрудничестве между ОАО НК «Лукойл» и руководством республики по вопросам развития теплоэнергетики в Махачкале – одно из знаковых событий уходящего года. Нефтегазовый гигант нашёл прекрасную возможность минимизировать расходы по транспортировке планируемых к добыче 500 миллионов тонн нефти из месторождения «Центральное» и построить единую технологическую цепочку «добыча – переработка – сбыт» (как раз перед этим «Лукойл» купил компанию ЮГК ТГК – 8, которая обслуживает 30 % потребителей столицы). ОАО «Авиалинии Дагестана» и ФГУП «Махачкалинский международный морской торговый порт» разжились договорами о поставке реактивного топлива и перевалке нефти с попутным судоремонтным производством соответственно. Администрация Махачкалы решила часть своих наболевших жилищно-коммунальных проблем, а президент республики занёс себе в актив привлечение в регион крупного инвестора.

 

Инвестиции...

...вообще были в этом году визитной карточкой Муху Алиева. Началось, правда, всё не совсем приятно. Сорвалась реализация проекта «Немецкая деревня». Ризван Исаев, прошедший на очередных выборах в Госдуму, видимо, не сильно переживает по поводу критики президентом его бездействия.
Выстраивать отношения власти и инвесторов «выписали» из Краснодарского края молодого менеджера Максима Щепакина,создав чуть ли не под него Министерство по делам инвестиций и внешэкономических связей. Звезда будущего вице-премьера зажглась в преддверии 7 Международного инвестиционного форума «Сочи–2008», где Дагестан выглядел, по всеобщему признанию, достаточно респектабельно, представив 63 проекта и 9 инвестиционных площадок. Нам бы каждый из этих проектов  подготовить как следует, чтобы без тёмных пятен в виде не совсем понятных источников финансирования, несоответствия уровня заявленных и реально необходимых энергомощностей и т. д. (подробно об этом – «ЧК» № 39 от 26.09.2008, «Привлекая инвесторов»), но, видимо, упор делался на количество. В августе в Махачкале был запущен новый завод «Полимер», началось строительство завода по производству стеклотарной продукции «Анжи-стекло», строится цементный завод. В течение года было подписано ещё несколько инвестиционных контрактов, в том числе и с иностранными инвесторами, и если ставить эти достижения в зачёт новому министерству (что вряд ли правильно, потому что пока оно выполняет роль церемониймейстера и организатора выставок), то тогда можно было бы назвать его работу эффективной.  
Эффективно по сравнению с предшествующими годами пополнялась в 2008 году налоговая база. В декабре 2007-го принято постановление № 335 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель». Смысл его сводится к кратному повышению налогов через актуализацию стоимости земли, на которой они основываются. Тогда президент фактически выдвинул ультиматум перед некоторыми нерадивыми главами МО, пригрозив отрезать их от бюджетных трансфертов. Репрессивной риторикой сопровождались призывы повышать сборы и по другим видам налогов. Налоговики, подгоняемые угрозами быть обвинёнными в служебном несоответствии, не церемонятся с бизнесменами,  загоняя их ещё дальше в тень. За 11 месяцев в республике было собрано 14 млрд рублей налогов. Такой рост налоговой базы (и доходной части бюджета на 175 %) обусловлен отчасти и тем, что в этом году в Дербентском районе зарегистрировался Сулейман Керимов, чьи 2,5 млрд сыграли такую заметную роль.
Сенатор давно демонстрирует готовность участвовать в экономике республики. Только вот готова ли она? Год назад он предложил выделить 100 млн долларов для вклада в структурную реорганизацию и модернизацию экономики РД. Тогда чиновники даже не смогли понять, что с этими деньгами нужно делать. В 2008 году миллиардер делал предложение о покупке футбольного клуба «Анжи». И опять последовала совершенно непонятная реакция. Неизвестно зачем подключили президента, который, вместо того, чтобы быть двумя руками «за», предложив со своей стороны какие-то дополнительные бонусы для покупателя, оказался всего лишь «не против». Из обычной сделки сделали политический театр. В итоге половину клуба, который не продали Керимову, продали Игорю Яковлеву, совладельцу торговой сети «Эльдорадо», имеющей 13,2-миллиардную налоговую задолженность. Чувствуете разницу? Как вы думаете, при каком хозяине у клуба было бы больше шансов выйти хотя бы в Премьер-лигу российского чемпионата? Единственным на этом фоне примером успешного сотрудничества стало заключение контракта о строительстве завода «Евростекло» мощностью 350 тысяч тонн по производству стекла флоат-методом. Желание нашего земляка инвестировать в экономику Дагестана нужно поддерживать уже хотя бы потому, что его отличает репутация человека, вкладывающего только в стопроцентно выгодные проекты и всегда умеющего максимально обезопасить свои инвестиции. А что может служить лучшей рекламой Дагестану, чем довольный и улыбающийся Сулик, активно и успешно размещающий здесь свои активы?
Этим бы моментам найти своё должное отражение и внимание в «Стратегии социально-экономического развития республики Дагестан до 2020 года», да вот беда с этой стратегией: то ли есть она, то ли её нет вовсе. «Стратегию необходимо обсуждать в обществе, к ней нужно внимание со всех сторон» – вещал председатель правительства Шамиль Зайналов на «круглом столе» по обсуждению проблем «Стратегии» в апреле этого года. Обсуждали её, надо сказать, с завидной регулярностью в СМИ, на научно-практических конференциях и т. д., только единого мнения по ней, как и её самой, нет по сей день.
Для предпринимателей ничего примечательного в этом году не произошло. В качестве меры поддержки бизнеса муниципалитетам верхнего (первого) уровня дали возможность уменьшить ставку единого налога на вменённый доход с 15 до 5% для тех, кто платит по упрощёнке. И создали на днях два фонда для микрофинансирования субъектов малого предпринимательства и содействия его кредитованию соответственно. Республика берётся за функции, свойственные банкам, да ещё и нерентабельные. Малый бизнес уже давно «кредитует» одноимённый комитет правительства (только кредитов не очень видно), а тут на фоне финансового кризиса создаются сразу ещё две структуры, которые нужно будет как-то содержать.

 

Туманный бюджет

В конце года был принят так называемый трёхлетний бюджет. Принципов формирования бюджета депутаты Народного собрания в подавляющем большинстве своём не знают, сам он, как обычно, очень туманный (львиную долю расходов составляют «общегосударственные расходы», «другие общегосударственные расходы», «функционирование органов государственной власти» и т. д.) и оставляет много вопросов. Во-первых, это необоснованный прогноз роста ВРП ежегодно на 100 млрд рублей, завышенные цифры инвестиций в основной капитал (по словам Сергея Пинхасова, 80 % их ничем не подтверждены). Что будет со 195 млн, заложенными в бюджете на содержание упразднённого Министерства имущественных отношений? Наконец, почему в нём не учтён экономический кризис, который для нас только начинается? На днях помощник президента РФ Аркадий Дворкович уже сделал прогноз о том, что бюджет страны, возможно, впервые за 10 лет станет дефицитным. На нас, как на дотационном субъекте, это не может не отразиться.
Больными темами для экономики Дагестана остались незаконный оборот в сфере ГСМ и алкоголя, который составляет до 80 %. Наверное, и дальше в этих «хлебных» отраслях вряд ли что изменится, если правоохранители будут продолжать заниматься их крышеванием. Изменение положения здесь во многом зависит от политической и личной воли президента.
Рост инфляции по потребительской корзине за год составил, по оценке «ЧК», 40 %, в отличие от официальных данных в 13 %.

 

Вывод

Мы остаёмся высокодотационным регионом, и большинство наших проблем связано с этим. В будущем сложном для всего мира году, наверное, стоит ждать серьёзных потрясений для экономики России. А значит, и нам придётся затянуть пояса. Прежде всего под угрозой окажутся уже оговоренные инвестиционные проекты. Как раз в условиях дефицита ликвидности шанс проявить себя в полной мере представится Министерству по делам инвестиций. Возможно, тот факт, что мы не пошли по финансово-спекулятивной модели развития экономики, сыграет нам в будущем на руку и позволит быстрее и безболезненней начать всё «с нуля». Для этого уже сейчас нужно думать, например, о сокращении расходов на бюрократию и стимулировании малого предпринимательства через упрощение доступа бизнеса к средствам производства, в том числе к основным фондам (например, к земле и зданиям). Остальное покажет время.
Номер газеты