В моей диссертационной жизни было очень много научных руководителей. Я могу, пожалуй, лепить их фигурки из воска (или хлебного мякиша, ибо так будет антигламурнее) и, раскрасив их, выставлять на каминной полке.
Первый руководитель, испугавшись моего отчаянного старта, попытался поскорее избавиться от меня. Вопросы коллективного бессознательного, чем я страстно хотела заниматься, явно страшили его. Ведь понятно, что писать диссертацию по коллективному бессознательному в России – это крайне глупое занятие. Гораздо легче написать работу на тему влияния падения Тунгусского метеорита на репродуктивность народов Крайнего Севера. Мне искали соруководителей из других городов и отправляли с котомкой книг в далёкие дали. «Соруководители» смотрели на меня свысока и спрашивали: «Деточка, надеюсь, вы хотя бы слышали о термине “эдипов комплекс”?» В итоге мой руководитель, уставший от меня и Юнга, признался, что ничего в теме не понимает, да и понимать не хочет.
Следующий научный руководитель, не особенно избалованный адекватными аспирантами, пришёл в восторг просто от того, что я умею выражать свои никому не нужные мысли. На радостях он впихнул мне тему, по которой дописывал свою докторскую работу, и после полугода моих отчаянных попыток понять, о чём же вообще идёт речь, наше сотрудничество прекратилось.
Тем временем мой тернистый путь к заветному диплому кандидата наук прямым курсом упёрся в славный город Санкт-Петербург. Здесь, в граде Петра, где живут важные академики и гениальные поэты, я познакомилась со своим новым научным руководителем. С жалостью выслушав меня, она сказала: «Амина, если вы желаете всё-таки защититься, даже в шутку не произносите слова «архетип» и «бессознательное». Поскольку вы родом из бурного Дагестана – на роду вам написано защищаться по теме своего бурного Дагестана». Помолчав, она добавила: «Поскольку о вашем крае никто ничего не знает, плюсуем к этому необходимость поддерживать молодых специалистов с периферии – диплом кандидата будет у вас в кармане». Когда через год я представила ей первую главу своей работы, моя руководительница не поверила мне. Она так и сказала: «Вам её написали, ибо с вашим филологическим образованием вы не смогли бы сделать всё Это». Пожалуй, это был самый изысканный комплимент за всю мою жизнь. Далее мой аспирантский крестовый поход продолжился уже на родной земле, и моя нынешняя руководительница достаточно серьёзно взялась за мою измученную персону.
Чем завершится сей этап, похоже, не знает никто. Я превратилась в «легенду» в глазах многочисленных знакомых, а финала всего этого научно-исследовательского сериала с нетерпением ожидает огромное количество людей: женится ли Дон Хуан на Изауре – защитится ли Амина когда-нибудь?
И теперь, умудрённая опытом, словно старый уставший солдат, на вопрос «Как считаешь: мне стоит поступать в аспирантуру?» я лишь криво улыбаюсь. Конечно, стоит! И да пребудет с вами Сила.
- 1 просмотр