Немного подзабытые элементы противостояния правоохранительных органов с адептами религиозно-политического экстремизма, такие как похищения «неблагонадёжных», с одной стороны, и подрывы милицейских «уазиков» – с другой, на этой неделе напомнили о себе. Довольно продолжительный период до этого времени и силовики, и экстремисты работали точечно. Одни (в основном ФСБ) провели ряд успешных спецопераций по ликвидации амиров Хасавюртовского направления и Дагестана в целом, другие убивали сотрудников УБОП, оставив в покое пэпээсников.
Подрыв. Попытка подрыва милицейского патруля в Махачкале, произошедшая 27 сентября, закончилась гибелью проезжавшей мимо в маршрутном такси горожанки, получившей тяжёлое осколочное ранение в грудь. Никто из милиционеров, следовавших на патрульном УАЗе, не пострадал.
Взрывное устройство, установленное в мусорном баке возле дома № 45 по проспекту имама Шамиля, сработало около 21:00. Смертоносное оружие было приготовлено для подрыва проезжавшего мимо УАЗа мобильного отряда патрульно-постовой службы МВД по Дагестану. По счастливой случайности милицейскому патрулю удалось избежать взрывной волны, а вместе с ней и осколков от взрывного устройства. Спас правоохранителей телефонный звонок, поступивший водителю машины, из-за которого милиционер немного притормозил.
Разлетевшимися осколками была смертельно ранена в грудь 49-летняя Муминат Даудова – пассажирка маршрутного такси, проезжавшего мимо, – которая скончалась в больнице.
Инцидент произошёл в центре города, где расположены многоквартирные жилые дома. Во многих из них от взорвавшегося заряда задрожали оконные рамы. Вскоре была установлена и мощность бомбы, составившая, по оценкам взрывотехников, 4–5 кг в тротиловом эквиваленте.
У правоохранительных органов не вызывает сомнения, что целью теракта являлась патрульная машина с милиционерами. По всей видимости, за «уазиком» следили, и заряд был заложен всего за несколько минут до подрыва.
Обыск. 25 сентября на территории дачного общества «Мелиоратор» (Ленинский район Махачкалы), по улице Камышовой, расследуя убийство майора УБОП Арсена Закарьяева (убит 2 сентября), сотрудники ФСБ и МВД Дагестана задержали, по их версии, пособника боевиков Мамеда Курбанова, 1976 г. р.
В ходе обыска в доме у задержанного было изъято оружие и боеприпасы (гранатомёт РПГ-26, автомат Калашникова, граната РГН, 357 патронов различных калибров), а также комплектующие элементы для взрывных устройств.
По данным силовиков, Курбанов с июля по сентябрь 2008 года оказывал пособничество членам НВФ Шамилю Гасанову и Вадиму Бутдаеву (подозревается в убийстве Закарьяева). Курбанову после проведённого обыска было предъявлено обвинение в хранении оружия.
Интересно, что через 4 дня (29 сентября) в ходе очередного обыска у Курбанова было изъято ещё оружие и боеприпасы к нему.
Пропавший. В прошедший четверг в Махачкале пропал без вести Нариман Мамедяров. Его родственники полагают, что это похищение. По их словам, к нему причастны сотрудники правоохранительных органов республики.
По заверению двоюродного брата похищенного Ислама Бахишова, «Нариман постоянно рассказывал родным о слежке за ним: машины без номеров с затонированными стёклами постоянно преследовали его. В Дагестане так спокойно передвигаться могут только работники правоохранительных органов, которые беспрепятственно пересекают посты ГАИ».
В день исчезновения Мамедяров был на работе, и уже к вечеру он позвонил супруге и сообщил, что скоро будет дома – как раз ко времени открытия поста. Однако в обещанное время он не вернулся.
Родные утверждают, что приблизительно год назад Наримана уже похищали в Махачкале. Неделю они не знали о его местонахождении, а затем он был обнаружен в Хасавюрте с полиэтиленовым мешком на голове. Всё это время парня продержали в подвале, при этом на голове постоянно был мешок, поэтому он не видел похитивших его людей. «Рассказывая о том случае, Нариман говорил, что похитители постоянно спрашивали у него о связях с бандподпольем, задавались вопросы и об его религиозных убеждениях», – говорит двоюродный брат.
В среду, 1 октября, родные пропавшего обратились в Прокуратуру Ленинского района Махачкалы с заявлением, указав, что к похищению, возможно, причастны правоохранительные органы.
Руководитель пресс-службы МВД по РД Марк Толчинский сообщил, что их ведомством Мамедяров не задерживался, хотя к нему у милиции есть вопросы. По словам Толчинского, пропавший без вести являлся пособником таких убитых лидеров НВФ, как Расул Макашарипов и Гаджи Меликов. «По всей видимости, он скрывается от правоохранительных структур и имитирует похищение. А его родственникам нужно было ранее интересоваться связями и деятельностью Мамедярова», – добавил Толчинский.
Ситуация с Мамедяровым – не первый случай, когда родные пропавших людей заявляют о причастности к этому правоохранительных структур. Целая череда пикетов и митингов, организованных комитетом «Матери Дагестана», была посвящена именно проблеме похищений. Отметим, что похищенные редко находились, но такие случаи известны. При этом после нескольких дней безвестного нахождения молодые люди обнаруживались в ОВД, причём состояние похищенных было плачевным: на них оказывалось как психическое, так и физическое давление.
Комментарий «ЧК». По поводу всех случаев возникает ряд вопросов. Во-первых, почему для подрыва машины была использована взрывчатка, которой хватило бы, чтобы взорвать небольшой дом? Скорее всего, это говорит о том, что подрыв был спланирован неопытными боевиками. В пользу этой версии свидетельствует как неудачное осуществление теракта, так и выбранный объект для атаки. А значит, в Махачкале появляются новые группы «подрывников» конституционного строя.
Во-вторых, почему в первый раз у Мамеда Курбанова не обнаружили оружия, изъятого во время второго обыска? Плохо искали или решили списать на него другие нераскрытые преступления, совершённые с помощью изъятого арсенала?
И, в-третьих, почему, если МВД располагало сведениями о том, что пропавший Мамедяров был пособником боевиков, на него не было возбуждено уголовное дело и не проведены соответствующие мероприятия?
Итог описанных эпизодов: мы получаем новый виток в нескончаемой спирали физического противостояния силовиков и религиозно-политических экстремистов.
Номер газеты
- 4 просмотра