Как прогнозировал «ЧК», в Хасавюртовской зоне объявили режим контртеррористической операции (КТО). Но, в отличие от КТО в Унцукульском районе, длящейся вот уже восемь месяцев, федеральные спецслужбы провели все мероприятия в течение одного светового дня 7 июля, причём без подключения дагестанской милиции. Как раз наоборот: местная милиция и стала основным объектом мероприятий по КТО. Обыски на предмет незаконного хранения оружия были проведены не только непосредственно в домах милиционеров, но и их ближайших родственников.
С 6 часов утра 7 июля начальник УФСБ РФ по РД Вячеслав Шаньшин объявил Хасавюрт и Хасавюртовский район зоной КТО. Цель проведения КТО была обозначена как упреждение в столь неблагонадёжном регионе террористической активности, обнаружение членов НВФ.
Надо сказать, что в этом регионе очень сложная криминогенная обстановка. За последнюю неделю, например, там произошло два взрыва, направленных против сотрудников милиции. К счастью, обошлось без потерь. Несмотря на то, что спецоперации здесь проводились регулярно, вводить режим КТО силовики не спешили: то ли из-за близости с Чечнёй, то ли из-за опасности эскалации напряжённости (регион представляет собой запутанный клубок межэтнических, межклановых конфликтов и в меньшей степени – конфликтов на религиозной почве).
Готовились к спецоперации, судя по всему, основательно. Уже с раннего утра въезды в город и район были перекрыты. Началась проверка документов, досмотр въезжающего и выезжающего из зоны КТО автотранспорта.
В спецмероприятиях участвовали подразделения ГРУ Минобороны РФ, сотрудники и спецназ ФСБ, ВВ МВД РФ, ОМОН МВД РД и спецназ УФСИН РФ по РД. В акции местная милиция задействована не была. Жители Хасавюрта почти на каждой улице могли наблюдать усиленные патрули бойцов спецназа. Разделившись на группы человек по 20, они уже ранним утром отправились по заранее определённым адресам, где начали проводить обыски. Попали под прицел службистов и работники местной милиции, в их числе высшие офицеры ОВД (замначальники ГОВД, РОВД), работники «шестого» отдела, следователи. По некоторым сведениям, обыски проводились на предмет выявления у сотрудников милиции оружия и боеприпасов. Примечательно, что обыскивали не только дома непосредственно сотрудников, но и их ближайших родственников. В общей сложности, по данным силовиков, было проведено 69 обысков. Обыск был проведён и в доме сына депутата НС Ахмадпаши Умаханова Хабиба. Информация об обысках в доме самого мэра Хасавюрта Сайгидпаши Умаханова не подтверждается.
Провели обыск и в доме адвоката Адильгерея Омарова, супруга которого является федеральным судьёй города Кизилюрта. Адвокат рассказал, что в 5:40 минут бронированную дверь его дома начали выламывать, нанося удары кувалдой. Выглянув в окно на улицу, он увидел, что весь район оцеплен вооружёнными людьми (около 60 человек), а напротив дома стоит большегрузный бронированный автомобиль. Когда адвокат открыл дверь, на него набросились вооружённые люди в камуфляже и, скрутив, уложили на пол. То же самое проделали и с тремя его сыновьями. После чего адвокату было предъявлено постановление на обыск, выписанное следователем УФСБ РФ по РД Абдуллаевым, но предъявлял бумагу почему-то следователь не местного УФСБ. В постановлении указывалось, что в доме скрывается подозреваемый в пособничестве боевикам Омаров Саид Адильгереевич. Аргументы супруги Омарова о том, что в доме федерального судьи обыск может проводиться только с санкции Верховного суда Дагестана, никого не смутили. Обыск был проведён без приглашения понятых. Как говорит адвокат, у него действительно есть приёмный сын по имени Саид, но по фамилии Нуцалов. По словам Омарова, проводившие обыск даже не знали конкретно, кого ищут, и смутились, узнав, что в этом доме живёт судья. По иску адвоката, 9 июля Советский суд Махачкалы признал незаконным обыск, проведённый в его доме.
К середине дня из зоны КТО стала поступать официальная информация. В частности, о задержании 11 членов НВФ, по оперативным данным, планировавших в ближайшее время ряд террористических актов на территории Хасавюртовского района. Силовики отчитались: в ходе спецоперации было изъято 120 единиц огнестрельного оружия, поддельные отечественные и американские денежные знаки, 4 гранатомёта РПГ-26 «Аглень», 9 выстрелов к гранатомёту РПГ-7, 11 единиц огнестрельного оружия, 22 гранаты и более 5 тыс. боеприпасов, ликвидированы подпольная лаборатория по производству взрывных устройств, два подпольных цеха по модернизации газового и пневматического оружия и их боевые аналоги, записные книжки с кодированными обозначениями ряда участников НВФ, действующего в Хасавюрте и Дербенте, тетради по военной подготовке и тактике ведения боевых действий в горно-лесистой местности. Как утверждают спецслужбы, возможно, благодаря этим находкам последуют новые аресты.
После допросов и фиксации данных двое из 11 задержанных были отпущены, в отношении остальных будут возбуждены уголовные дела, уточнил источник в ФСБ Дагестана.
В целом официальная информация о проведённой в Хасавюртовской зоне КТО скудная. Но, судя по внешним признакам, операция носит беспрецедентный характер. Она прошла молниеносно, в течение полусуток, без штурмов и боевых столкновений. К её проведению не было привлечено дагестанское МВД. Что может означать недоверие к дагестанской милиции со стороны федералов и/или констатацию низкого уровня профессионализма при проведении спецопераций. Более того, сотрудники местных подразделений милиции фактически сами оказались объектами КТО: в их домах и в домах их родных проводились обыски. С другой стороны, интерес исполнителей акции к персонам, связанным родственными или профессиональными контактами с руководством города, указывает на то, что она инициирована политическими оппонентами главы города. По многим внешним признакам заинтересованной в акции стороной мог выступить Рамзан Кадыров. Именно ему в силу влияния в Центре под силу организовать акцию с участием федеральных спецслужб. Ранее уже случались вылазки кадыровцев в соседний регион. И эта акция могла быть демонстрацией силы со стороны Рамзана. К тому же после известного конфликта братьев Ямадаевых с Рамзаном Кадыровым один из братьев – Бадруди – скрывался у своих друзей, близких к администрации города.
Но это одна из версий. А другая – более общая: партия «ястребов», проигравшая с вступлением Дмитрия Медведева в должность президента России и раз за разом уступающая свои позиции, пытается таким образом продемонстрировать руководству страны необходимость своего существования (как она это делает в случае с Абхазией – см. на 26 стр.).
Номер газеты
- 1 просмотр