В газете «Дагправда» от 7 июня 2008 г. была опубликована статья «Как сохранить лицо?», автор которой – Джангиши Гадисов – говорит в ней следующее: «Расул Гамзатов любил цитировать мудреца Абуталиба: “Если в прошлое выстрелить из пистолета, будущее выстрелит из пушки”. Возможно, эти слова вспоминал великий поэт во время прогулок по тенистым улочкам Буйнакска. На центральной улице этого славного своей историей города можно видеть неприглядную картину, образец неуважения к своему прошлому. В “Аллее славы” целый ряд бюстов известных дагестанских революционеров с отбитыми носами, печально взирающих на отдыхающих горожан. Определить личности легендарных борцов за советскую власть очень и очень затруднительно. Нет табличек с именами, нет и “лиц”...
Эти памятники реставрировались дважды, но каждый раз вандалы крушат их, – продолжает автор. – Кто же они, эти вандалы?
Это часть сегодняшней городской молодёжи, подростки, которым лет по 13–15.
Они чрезмерно агрессивны.
Что же делать? Над ответом бьётся ряд инстанций. Этим заняты Министерство образования и милиция. Но в любом деле важен результат, а он в нашем случае, как видите, плачевный. И это неудивительно, когда в наших школах учителя нередко вымогают деньги у учеников и родителей, когда дети не только свидетели, а порой участники сделок старших, когда телевидение культивирует насилие и агрессию, воспитывает в них жестокость и равнодушие. Ожидать другого было бы легкомысленно.
В том же Буйнакске на костях усопших основателей города принимают свои дозы наркоманы.
Об их юном возрасте говорит статистика, а об их присутствии на русском кладбище свидетельствуют валяющиеся здесь шприцы, разбитые надгробья, растасканные ограды. А ведь здесь похоронены исторические личности, известные всей России: Августин Скрабе, Иван Костимировский, Евгений Козубский, Пётр Шмидт, Пётр Мищенко и многие другие. Нынешнее поколение мало что знает об этих людях, а если и знает, то славу, добытую ими для России и Дагестана, не знает и не ценит. И не оценит, если этому не научили».
Но разве образцом неуважения к своему прошлому стала лишь только мало обученная и пристрастившаяся к наркотикам часть нынешней молодёжи Буйнакска?
Настоящим образцом неуважения к прошлому стал декрет Советской власти от 12 апреля 1918 г., в котором говорилось: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера».
Указанным ленинским декретом был тогда произведён пистолетный выстрел в прошлое, в результате чего в России был уничтожен целый ряд памятников, имевших художественную и историческую ценность.
Вандализм подростков на русском кладбище города Буйнакска выглядит детской шалостью по сравнению с вандализмом, учинённым большевиками на государственном уровне в двадцатых и тридцатых годах.
Нашего дагестанского земляка, героя Бородинского сражения князя Багратиона, похороненного на Бородинском поле в специально выстроенной часовне, коммунисты не оставили в покое.
Они выбросили его останки из свинцового гроба, а часовню, служившую своеобразным памятником, разрушили.
Большевики выбросили из старого Симонова монастыря останки героя Куликовской битвы Пересвета.
На протяженнии пяти с половиной веков монахи сохраняли эти останки, воспитывая у населения уважительное отношение к памяти героя.
В 1931 г. Сталин и его ближайшее окружение не посчитались с патриотическими и гражданскими чувствами населения, дав команду взорвать в Москве символ славы храм Христа Спасителя – ценнейшее культурное, национальное достояние России. Его строили 40 лет на пожертвования российского народа. Храм был сооружён в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. и являлся памятником мирового значения.
На месте храма Христа Спасителя большевистское руководство страны решило соорудить гигантский памятник своему вождю высотой более 400 метров. Стометровая фигура Ленина из нержавеющей стали должна была венчать постамент, в котором планировалось разместить Дворец Советов. Но когда был заложен фундамент под этот памятник, то находящиеся под ним плывуны дали о себе знать – и стройку пришлось прекратить. Так природа воспрепятствовала сооружению этого широко разрекламированного чуда, которым коммунисты замышляли удивить мир.
Приведу ещё один пример чудовищного вандализма, совершённого по воле высокопоставленного партийного руководителя Дагестана при строительстве для него фешенебельной дачи у подножия горы Тарки-Тау. Строительство это велось в первые очень тяжёлые послевоенные годы, когда ещё не была отменена карточная система и многие люди голодали. Возводилась эта дача за государственный счёт и притом руками политзаключённых и военнопленных. Тарки – селение очень старое, вокруг него было много кладбищ с могильными плитами. Чтобы они не напоминали о бренности земного существования и не портили настроение их партийному превосходительству, приказано было их убрать с глаз долой. Этими плитами был покрыт канализационный коллектор, проложенный по улице М. Горького и Комсомольскому проспекту (ныне проспект Расула Гамзатова), а также выложены бордюры на всём протяжении этого проспекта.
Несколько тысяч могильных плит были использованы для этой цели.
Такого неслыханного кощунства, которое тогда творилось над памятью целого ряда поколений таркинцев, история Дагестана ещё не знала.
Насильно переселённые из Тарков в Хасавюртовский район сельчане ничего не знали о том, как надругался над их предками первый секретарь Дагобкома ВКП (б) Азиз Алиев.
Так что при Сталине последователи Ленина стреляли в прошлое не из пистолетов, а палили по нему залпами тяжёлых орудий, с размахом разрушая культурное и историческое наследие России. Идеологи советских лет не скрывали своих разрушительных планов. Более того, они гордились ими, декларировали их. Вот что писал в «Вечерней Москве» 27 августа 1930 г. известный публицист того времени Блюм: «Пора убрать «исторический мусор» с площадей. В этой области у нас накопилось немало курьёзов. В Киеве по сей день стоит чугунный «святой» – князь Владимир.
В Москве, напротив мавзолея Ленина, и не думают убираться восвояси «гражданин Минин и князь Пожарский». Не имеющие никакой художественной ценности Минин – Пожарский, микешенская тумба Екатерина II ... в Новгороде оскорбительный памятник «1000-летие России» – все эти тонны цветного и чёрного металла давно просятся в утильсырьё... Улицы, площади – не музей, они должны быть всецело нашими».
Суть этого циничного монолога становится более понятной, если мы обратимся к событиям, предшествовавшим этому заявлению Блюма. Как известно, пришедшие к власти после Октябрьского переворота
люди были в высшей степени тщеславными. Неуёмная жажда увековечения своих имён владела тогда вождями и их окружением. Не находя достойного противодействия, большевистское руководство за очень короткий промежуток времени переименовало в Москве в свою честь более четырёхсот улиц. Далее это руководство перешло к переименованию городов. Так, в честь Троцкого был переименован город Гатчина и стал он именоваться Троцком. Город Елизаветоград был переименован в честь Зиновьева в город Зиновьевск. Появился город Каменск в честь Каменева.
Даже в честь главного редактора газеты
«Известия» Стеклова был назван город Стекловск. А дальше пошло-поехало. В честь Сталина было переименовано семь городов. В честь Кирова – шесть, в честь Серго Орджоникидзе – четыре, в честь Микояна – два, в честь Ворошилова – четыре города.
На карте страны возникли такие названия городов: Каганович, Дзержинск, Днепродзержинск, Калинин, Молотово, Молотовск, Ежово-Черкесск (в честь Ежова – наркома НКВД), два Куйбышева и т. д.
За короткий срок 50 старинных городов были переименованы в угоду новоявленному большевистскому руководству, проявившему неслыханное бесстыдство и наглость. Вслед за переименованием городов возникло огромное количество названий новых сёл, деревень, аулов, колхозов, совхозов, заводов, фабрик, площадей, улиц и переулков. Во многих из них были установлены памятники тем, именами которых они были названы. Дело дошло даже до того, что в переименованных городах стали появляться одноимённые улицы, площади, парки, заводы, школы и т. д. Приведу пример. В городе Куйбышеве (Самара ) именем Куйбышева были названы район города, площадь, улица, педагогический институт, завод, Дворец культуры и политехнический институт.
Старшее поколение хорошо помнит, какое огромное количество памятников было поставлено Сталину по всей стране: на площадях и улицах, носивших его имя, да и просто так в парках, бульварах и скверах. В Махачкале, например, ему была поставлена целая дюжина памятников, а в целом по Дагестану – 113, что в несколько раз больше, чем вместе взятым царям и императорам на всей необъятной территории России за 300 лет.
Сталин поощрял скульпторов, отмечая их работы Сталинскими премиями.
Такое поведение руководящих кадров страны становится совершенно понятным, если учесть, что примером им всем служил В. И. Ленин. Начиная с середины 1919 года Комиссия по снятию и постановке памятников установила скульптурные бюсты Ленина во многих городах страны. На Кавказе первые памятники Ленину были установлены 21 сентября 1921 года в городе Тбилиси, в Армении 30 октября 1922 года в городе Караклисе, в Дагестане в городе Темир-Хан-Шуре в1921 году – к четвёртой годовщине Октября, и в городе Дербенте в декабре 1921 г.
Литературные источники свидетельствуют, что при жизни Ленина ему в стране было установлено 200 памятников, и он сразу стал существовать как бы в двух измерениях: в земном и в посмертном, что его нисколько не смущало. Всё это явно льстило ему, и он охотно позировал скульпторам.
Как всё это выглядело в моральном плане, понять нетрудно, особенно если принять во внимание, что в Поволжье и других краях России в это время умирали миллионы людей от голода и изданный в те страшные годы плакат художника Моора гласил: «Помоги!» (на плакате был изображён измождённый, умирающий от голода крестьянин с протянутыми к зрителю руками).
В «застойное время» высшее партийное руководство страны, следуя примеру своих идейных вождей, решило ещё при жизни поставить себе памятники. Такие памятники были открыты на родине Брежнева, Суслова, Кунаева, Кириленко и других.
Следует заметить, что в истории нет ни одного случая установки памятника здравствующему царю или же императору. Памятники им ставились только посмертно и, как правило, в единственном экземпляре (исключением лишь были Пётр I и Екатерина II, памятники, которые были повторены). За все века самодержавного правления именами императоров и правящих императриц было названо лишь несколько вновь построенных городов. Обязательным условием было присвоение городу имени покойного самодержца или правящей императрицы. Никогда не называли город именем благополучно здравствующих. В России не было случая, чтобы какой-нибудь город был назван именем деятеля, занимающего второе или третье место в государственной системе, именем министра, военачальника или же церковного иерарха. Бытовавшая нравственность в дореволюционной России не позволяла преждевременно увековечивать память здравствующих персон, а разрушение памятников (особенно на могилах) считалось тогда величайшим грехом. Екатерина II в ответ на предложение угождающих ей сановников отлить её статую из золота, резко оборвав их, сказала: «Я не так глупа, чтобы самой себе памятники ставить. Нельзя ставить памятники при жизни человека. Пусть он помрёт сначала, никак не менее тридцати лет должно миновать, чтобы страсти поутихли, чтобы свидетели дел повымерли, лишь тогда истина обнаружится и поймут люди, достойна ли я места в истории государственной». Разве такой ответ императрицы не является свидетельством её скромности и чрезвычайной требовательности к себе, а главное – исключительно бережного отношения к истории России. Приведу ещё один пример, ярко свидетельствующий о скромности Екатерины II и её бережном отношении к российской истории.
В период её правления почти дотла сгорел город Тверь. Для его восстановления императрица выделила из казны большие средства и направила туда лучших архитекторов Петербурга. Тверь была застроена прекрасными жилыми и общественными зданиями настолько, что по красоте своей соперничала со столицей империи. Екатерина II несколько раз приезжала в Тверь и лично следила за ходом стройки. Благодарные жители города стали ходатайствовать о переименовании города в честь императрицы и о постановке ей памятника. Императрица наотрез отказала им в этой просьбе.
В советское же время всесоюзный староста Калинин подписал постановление о переименовании города Тверь в Калинин и тем самым преподнёс самому себе ко дню своего рождения подарок – целый город. Принимая такое решение, Михаил Иванович явно не ведал, что такое стыд и совесть.
Чудовищная волна переименований, поднятая в центре в первые годы советской власти, докатилась до Дагестана и захлестнула его. Дело здесь дошло даже до того, что один из руководителей республики частенько навещал район, который стал носить его имя – Коркмаскалинский (нынешний Сергокалинский район). Это надо же было, не стесняясь, целый район назвать в свою честь! Имя этого человека – Джелалетдин Коркмасов.
Таких примеров по стране можно привести множество. Во главе этого неслыханного по своей наглости парада тщеславия, устроенного большевиками, был Ленин, в подтверждение чего приведу следующие строки из книги, изданной в Дагестане 30 лет тому назад: «В конце октября 1918 г. в Дагестан прибыл полк имени Ленина, посланный по личному указанию Владимира Ильича». В том же году именем Ленина были названы военный корабль и бронепоезд. Спрашивается, какой же моралью руководствовалась большевистская верхушка, поступая так? Само собою разумеется, что всё это не могло не отразиться на воспитании целого ряда поколений молодёжи, на её нравственности. У нас были Ленин и Сталин, а также их соучастники, сделавшие всё возможное для нравственной деградации народа. Из Кремля отдавали приказы, а исполняли их комсомольцы, малограмотные и развращённые властью, дававшей им возможность покуражиться. Отбросив общечеловеческие традиции и навыки, большевики разнуздали тёмные инстинкты, санкционировали освобождение от совести и стыда. Духовная ржавчина проникла столь глубоко, что оказались искалеченными основы народной нравственности.
Откат нашей нравственности продолжается. Нынешняя молодёжь действует теми же методами, какими действовали комсомольцы 20–30-х годов ХХ века. Разрушая на русском кладбище города Буйнакска надгробные памятники на могилах известных людей России, в своё время вложивших немалый труд в просвещение Дагестана, вандалы пытаются тем самым вбить клин в отношения между русским и дагестанскими народами. Значит, какие-то силы организуют и направляют их действия, предпочитая пока оставаться в тени. Так кто же они?
Надеюсь, что правоохранительные органы дадут исчерпывающий ответ на этот вопрос.
- 3 просмотра