[ Не расслабляться! ]

Они нежатся на побережье Чёрного моря и гуляют по паркам Кисловодска. Они делают шоппинг в бутиках Милана и поливают грядки на участках своих домиков в горных районах. У них каникулы. Они – депутаты действующего созыва Народного Собрания Республики Дагестан.

Некоторые наблюдатели продолжают оценивать четвёртый состав НС РД как мертворождённый орган, призванный во всём поддакивать президенту республики. Что ж, эти комментарии имеют под собой основания, ведь по мотивам выборов марта прошлого года можно смело написать учебник по дисциплине «Как нельзя проводить выборы при демократическом строе», который стал бы бестселлером на факультетах политологии ведущих мировых университетов. Но мы не станем подтверждать или опровергать этих критиков, ведь должны же быть в парламенте республики и позитивные моменты, которые мы и попытаемся отыскать. Не доставим мы удовольствия и тем народным избранникам, которые при встрече ехидно улыбаются своим коллегам, прочитав накануне критический материал о них, и втайне радуются, что журналисты «прошли» мимо их персоны. Таким стоит задуматься: почему о них нет упоминания в прессе, ведь четыре года пролетят незаметно, настанет ещё одна пора избираться, и вот тут-то электорат и СМИ не смогут вспомнить ни одного яркого момента из деятельности этого политического планктона, чтобы отдать за него свой голос.

 

Кто во что?

Итак, рассмотрим НС РД как институт гражданского общества. В принципе, тут и рассматривать нечего, так как в том виде, в котором оно сейчас пребывает, НС РД таковым не является. Сегодня депутатов можно разделить на следующие категории:
1. Те, кому нужна была корочка депутата как тотем, защищающий бизнес и личность (хотя недавняя спецоперация в Хасавюрте показывает, что депутатская неприкосновенность не всегда спасает).
2. Те, для кого депутатство – это само по себе бизнес.
3. Те, кто просто попал в парламент благодаря личным усилиям и благоволению президента, чтобы хоть как-то разбавить первую и вторую категории. И тут мы должны огорчить или обрадовать некоторых депутатов, так как конкретных фамилий называть не будем. Вы все сами прекрасно знаете, кто, как и зачем попал в Народное Собрание.
Большинство депутатского корпуса – это очень пассивные в политическом плане люди. Казалось бы, даже исходя из названия, парламент – это то место, где нужно говорить, но наши депутаты хранят молчание. Лишь изредка монологи спикера и докладчиков нарушают выступления депутатов с места. Обычно активной в части незапланированных высказываний бывает левая сторона зала заседания, в которой располагаются фракции «Аграрной партии России», «Справедливой России», «Патриотов России» и КПРФ. «Правые», то есть в данном случае депутаты от партии «Единая Россия», выступают только тогда, когда дело касается кого-то лично из них или их покровителей. Исключением можно назвать Перзият Багандову, которая, видимо памятуя о своей былой трудовой деятельности, высказывает собственное мнение по социальным вопросам, нередко увязывая его с пространными декларациями «Единой России».
Другой частый делегат от «ЕдРа» на трибуну – это Суракат Асиятилов – один из самых опытных депутатов. Зачастую его выступления имеют экспрессивный окрас, всегда поддерживают президента, но не всегда конструктивно обоснованны. Чего только стоит предложение вешать непокорных журналистов, которое то ли в шутку, то ли всерьёз было озвучено на одной из сессий. Но есть в активе депутата от Шамильского района и положительные моменты. Воспользовавшись своим статусом, он направил запрос о принятии неотложных мер по переселению жителей села Ратлуб из аварийных построек, повреждённых в результате оползней. Также Асиятилов реализовал свои полномочия в рамках помощи жителям станицы Бороздиновская: его запрос об оказании содействия в решении вопроса их жизнеустройства и выплаты им компенсаций со стороны руководства Чеченской Республики был направлен для рассмотрения в Правительство РД ещё в июне прошлого года.
Вообще, депутатские запросы оказались фактически единственным используемым способом осуществления депутатами своих полномочий. Многие члены депутатского корпуса применяют этот механизм для исполнения предвыборных обещаний. В большинстве своём это вопросы ремонта дорог, газификации населённых пунктов и обеспечения жителей питьевой водой. Схожие по сути запросы по ремонтно-восстановительным работам на автодорогах направили следующие депутаты: Сайгитали Абдуразаков («Единая Россия»), Ахмед Азизов, Фикрет Раджабов (оба – «Патриоты России»).
Вопросами газификации и водоводов родных районов были озабочены тот же Фикрет Раджабов, Нурахмед Магомедов, Магомедзагид Муслимов, Нариман Асваров (все – «Единая Россия»).
Есть практика и объединения депутатов – территориальных соседей – в решении общих вопросов. Так, условно дербентские парламентарии Николай Алчиев, Насир Гайдаров и Сейфулах Исаков направили коллективный запрос о необходимости принятия мер для ускорения реконструкции здания Лезгинского музыкально-драматического театра
    в Дербенте. А два коммуниста – Магомед-расул Далгатов и Мурзадин Авезов – объединились с принципиальными оппонентами – «единороссами» ТатьянойРадченко и Мариной Абрамкиной, но земляками по Кизлярщине, и направили запрос о переносе Кизлярского межрайонного туберкулёзного диспансера, расположенного в центре Кизляра, за черту города и приведении его в соответствие с нормами содержания таких заведений. Такое решение радует, если только оно не было продиктовано необходимостью освобождения земельного участка в центре города под коммерческие цели. И хорошо, что этот диспансер решили только перенести: в Махачкале в погоне за участками в центре города медицинские учреждения и вовсе закрывают.
Кстати, Магомедрасул Далгатов отличился ещё и тем, что направил запрос о необходимости осуществления Счётной палатой республики внеплановой проверки на предмет соблюдения законодательства руководством города Кизляра при формировании и исполнении местного бюджета. Имел ли депутат какие-то свои сведения о деятельности главы Кизляра Вячеслава Паламарчука или этот запрос был пролоббирован конкурентами мэра, остаётся загадкой.

 

Имидж и стратегия

Люди, ставшие депутатами Народного Собрания, именно как депутаты всё ещё являются декорациями деятельности президента и правительства республики. Ещё раз подчёркиваем: не они сами как личности, а именно как депутаты. Нельзя не вспомнить абсолютную их абстрагированность от таких обсуждаемых среди общественности республики вопросов, как проведение спецопераций и похищение молодых людей лицами в камуфляжной форме. Такое ощущение, что кто-то дал команду говорить или хорошо или ничего. Однако мы прекрасно помним ту сессию, на которой только ленивый не ругал администрацию Махачкалы за зимние сбои при подаче электроэнергии, хотя к тому времени вопрос уже решился – и не благодаря депутатам, а простым людям, которые перекрывали дороги. А ещё у депутатов острое желание выступить в одобрительной форме вызвал вопрос об утверждении Сулеймана Керимова в качестве сенатора от Дагестана. Все эти факты говорят о том, что парламентарии могут быть публичными только тогда, когда это им выгодно. Но разве непосредственная помощь своим избирателям не есть выгода? Ведь эти дела вспомнятся, когда наступит срок переизбрания. Простым людям не разъяснишь, что вот, мол, наша фракция выступала за принятие того или иного закона. Им нужны конкретные дела, которые депутаты в состоянии решить, воспользовавшись своим высоким статусом.
Пока же депутаты зарабатывают себе рейтинг кто как может. Одни, как, например, «справедливоросс» Камил Давдиев, используют любой шанс, чтобы засветиться в прессе. Даже если это предполагает участие в сомнительном круглом столе по травле независимой прессы, который был организован в «Дагправде». Другие, даже не думая о рейтинге, занимаясь любимым делом, несут на своих плечах огромный социальный груз. Как, например, «единоросс» Магомед-Султан Магомедов – президент и спонсор футбольного клуба «Анжи» – одного из символов Дагестана, каждая победа которого играет на имидж не столько самого Магомедова, сколько республики в целом.
Есть случаи, когда депутаты в стремлении выполнить как свои прошлые обещания, так и уловить изменения в федеральной и региональной политике идут на беспрецедентные шаги. Например, Гази Газиев, не дожидаясь разработки общереспубликанской стратегии экономического развития, заказал специалистам индивидуальную Стратегию для родного Лакского района. Не остановившись на этом, посредством агентства «МедиаФакт» он организовал свою общественную приёмную на полосах газеты, куда может обратиться любой житель избирательного округа, вне зависимости от того, голосовал он за Газиева или нет. (Как это работает см. на 10 стр. «ЧК»)
Тем самым депутат сам проявил активность в налаживании обратной связи со своим электоратом, стал более доступным. А этого так не хватает большинству народных избранников.
Вот так: одни используют газету как объект для критики, другие – как площадку для утверждения в статусе НАРОДНОГО избранника в глазах избирателей.
Номер газеты