Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммерберг 23 апреля посетил Дагестан. Наша республика – последний регион в его командировке по Северному Кавказу. Заявленная цель приезда – провести мониторинг ситуации с соблюдением прав человека в республике.
Делегация во главе с комиссаром побывала в военном городке в Ботлихском районе и в Махачкале на месте убийства Гаджи Абашилова. Затем в девять вечера Хаммерберг встретился с президентом РД Муху Алиевым. Завершением поездки стало открытое совещание с представителями неправительственных организаций.
Хаммерберг поведал, что в ходе беседы с Алиевым они затронули ряд вопросов о соблюдении прав человека, а также ситуацию с похищениями людей: «Президент рассказал мне, что при прокуратуре РД создана специальная комиссия, которая занимается самыми громкими делами. Он сообщил, что в республике прекратились похищения граждан людьми в камуфляже. Мы обсудили и убийства журналистов. Считаю, что в этом вопросе крайне необходимо опираться на общеевропейский опыт, а все подобные случаи должны быть расследованы со всей серьёзностью».
Муху Алиев и сам заявил, что главной проблемой, связанной с правами человека в РД, остаётся похищение людей: «По уточнённым и обнародованным спискам, среди похищенных неизвестными лицами в камуфлированной форме числятся 75 человек».
Ближе к 23:00 комиссар встретился с представителями правозащитных организаций. Особое внимание Хаммерберга и европейских журналистов привлекло выступление председателя организации «Матери Дагестана за права человека» Гульнары Рустамовой: «В Дагестане есть проблема незаконных обысков, фальсификации уголовных дел, ложных обвинений, пыток задержанных, а самой большой является преследование правоохранителями людей по их религиозным взглядам. В октябре 1999 г. был принят закон о запрете ваххабитской деятельности на территории РД. Он противоречит закону о свободе вероисповедания. Но как же на самом деле отличить верующего человека от террориста? Правоохранительные органы сначала находят жертву, а потом навешивают на неё ярлык экстремиста».
Комиссар, обращаясь к Рустамовой, сослался на то, что для рассмотрения каждого из случаев есть Страсбургский суд, а он сам не имеет права заниматься ими индивидуально.
Комментируя встречу, Рустамова рассказала, что комиссар уже был в курсе всех происходящих в РД процессов и фактов нарушений прав граждан. «Моя речь была дополнением к его докладу о ситуации в РД. На встречу не были приглашены реальные борцы за права граждан. К примеру, правозащитника Исалмагомеда Набиева даже не пустили в здание, объясняя, что нет мест, хотя зал, где проходила встреча, был пустой. Основную часть присутствующих занимали работники «шестого» отдела, которые тщательно всё записывали. Меня саму не хотели пускать на встречу, но по поручению Хаммерберга всё же пригласили. Ни власти, ни правоохранительные органы не занимаются делами о похищениях молодых ребят. Даже в тех случаях, когда в них чётко прослеживается нить, ведущая к силовым структурам Дагестана», – говорит Рустамова. Итогом встречи стало обещание Хаммерберга рассказать обо всём творящемся в Дагестане двум президентам: старому – Путину и новому – Медведеву.
P. S. И. о. первого замруководителя СУ СК при прокуратуре РФ по РД Мирзабала Мирзабалаев сообщил, что с начала 2008 г. в Дагестане похищено восемь человек, которые впоследствии были отпущены и сейчас находятся дома: «В своих показаниях похищенные заявляют, что их вероятными похитителями являются сотрудники правоохранительных органов. Об этом, в частности, говорит беспрепятственное передвижение похитителей по республике, а также характер задаваемых вопросов». В то же время Мирзабалаев отмечает, что конкретные лица, причастные к похищениям, не установлены, но по одному из дел есть данные, что организаторами являются работники милиции. Называть фамилии он не стал, сославшись на тайну следствия. Сейчас это дело передано в отдел по расследованию особо важных дел аппарата СУ.
Номер газеты
- 2 просмотра