В Дербенте 10 мая мечеть № 2 (по ул. Буйнакского) посетили лица, близкие ДУМД, и предложили этому учреждению свою кадровую политику – кому быть её имамом либо заместителем имама.
Действующий имам мечети Махмуд-хаджи, а также его сторонники называют этот визит «попыткой рейдерства». С их слов, хронология событий выглядела следующим образом. Ближе к полудню в мечеть пришли преподаватель Северо-Кавказского исламского университета Шамиль Омаров и работник ДУМД по имени Магомед. В разговоре с Махмуд-хаджи они объявили, что есть указание муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Абдуллаева назначить Омарова заместителем имама мечети. Прихожане, присутствовавшие при беседе, стали возражать, говоря, что предпосылок для подобной замены они не видят, да и штат мечети укомплектован полностью. Разговор сторон стал затягиваться и принимать острый характер. Очевидцы утверждают, что работник ДУМД Магомед даже высказался в том духе, что «мы сейчас штурмом возьмём мечеть и заберём её у вас». По словам тех же очевидцев, у визитёров была для этого и силовая поддержка: вблизи мечети стояли машины, в которых находились молодые люди (как выяснилось, они приехали из Дагогней, с. Чинар, Хазар и др.), в основном табасаранцы и аварцы.
После того как прихожане мечети заступились за своего имама, сообщив гостям, что они против таких реформ («по уставу мечети имама выбирают прихожане, и если есть претензии к Махмуд-хаджи, то приходите в пятницу и сообщите их всем прихожанам»), силовая поддержка стала приближаться к мечети. Прихожане вызвали работников милиции, что несколько остудило пыл гостей. К месту событий прибыл и депутат дербентского горсобрания Магомед Саадулаев, который тоже заступился за местного имама и стал связываться с ДУМД. Очевидцы утверждают, что в этот период времени подъехал и «Муртузали, племянник муфтия, с охранником Ахмад-хаджи Абдуллаева», и, когда в кабинете для «разбора полётов» остались Махмуд-хаджи, Саадулаев и охранник муфтия, он (Муртузали) стал сквернословить и угрожать. После беседы, которая завершилась поздно вечером, гости уехали ни с чем. В свою очередь, Махмуд-хаджи и его сторонники обратились в органы власти с просьбой повлиять на ситуацию…
…Муртузали от официальных комментариев для «ЧК» отказался. Тем не менее он пояснил, что племянником Ахмад-хаджи Абдуллаеву не приходится («я ему родственник, но не племянник»), а его визит в дербентскую мечеть с духовным управлением никак не был связан («я уже давно не работаю в ДУМД»). Он выехал туда по собственной инициативе (в частном порядке) для решения небольших вопросов. «Речи о том, чтобы убирать его оттуда, не шло. Махмуд-хаджи мой товарищ. К нам поступали жалобы на него, и мы, разобравшись с ситуацией на месте, уехали оттуда», – говорит Муртузали.
Проблемы с имамом возникли на этой неделе и в с. Стальское Кизилюртовского района. По словам жителей, в селе некими силами, поддерживаемыми бывшим главой Стальского Магомедом Тагировым и ДУМД, ведётся активная агитационная работа по смещению имама местной мечети Омарасхаба Алибекова. Как говорит местный житель по имени Муцалхан, ситуация вокруг Алибекова представителями ДУМД поднималась ещё два года назад. «Тогда приезжал муфтий и пытался сместить нашего имама. Но местные жители были против этого и не позволили его убрать. Что их (ДУМД. – Прим. ред.) не устраивает, мы не понимаем. Алибеков – знающий человек, мюрид Саид-Афанди Чиркеевского… Своего человека они тоже не предлагают. Мы не хотим, чтобы здесь был конфликт по этому поводу, так как из-за этого уже были драки», – говорит он. Жители села уже собрали около 700 подписей и обратились в МВД по РД и администрацию президента РД. Есть сведения, что за имама заступился и неназванный глава администрации одного из районов, «который имеет серьёзный вес в республике».
Напомним, что ранее, в 2006 г., подобные события развернулись и в п. Шамхал (см. «ЧК» № 12 от 24 марта 2006 г. и «Чистовик» № 1 от 31 марта 2006 г.), где в смещении местного имама наряду с ДУМД принимали участие и силы ОМОНа…
P. S. Вопрос о том, кто назначает имамов мечетей – прихожане или ДУМД, – уже давно в Дагестане один из спорных. Налицо конфликт местного населения (большей части прихожан) и взявшего на себя роль монополиста (как главного идеолога «традиционного», «чистого» ислама) ДУМД. Желание последнего укрепить свои позиции за счёт «своих» имамов на местах понятно, так как данная общественная организация (коей является ДУМД) уже не обладает всей полнотой привилегий и полномочий, которые были у неё в 1999–2006 гг. (это и вопросы финансирования из различных источников, и вопросы определения идеологии чуть ли не на уровне субъекта РФ, и выступление в качестве единственного эксперта, определяющего, что является экстремизмом, а что нет, и пр.).
Номер газеты
- 23 просмотра