Когда «Черновик» на протяжении вот уже нескольких лет писал о проблемах в городском хозяйстве Махачкалы и о возможной в связи с этим катастрофе, многие воспринимали эти публикации как чей-то антиамировский заказ. Сейчас же, после того как прогнозируемая катастрофа случилась, находятся такие, которые упрекают редакцию в недостаточном освещении событий, происходящих на экстренных совещаниях и перекрытых дорогах. Зачем? Об этом сегодня вы можете прочитать в любой газете, даже в той, учредителем которой являются виновники энергетического коллапса. Мы же своей основной целью считаем анализ происходящих процессов, которые, по нашему убеждению, могут привести к чему-то более значительному. Чтобы потом не было упрёков типа «почему не писали об этом?», прочитайте написанное ниже и думайте над этим.
Тема экстремизма и связанная с этим политика государства затрагиваются в прессе лишь как констатация фактов по итогам очередной спецоперации. Во многом этому «способствовал» федеральный закон, запрещающий давать слово экстремистам различного толка. Поэтому, чтобы не иметь проблем с законом, журналисты, как правило, замалчивают эту тему, предпочитая обращать внимание читателей на проблемы более глобального характера, как-то: угроза со стороны США, выборы в Грузии и прочие происки заграничных врагов.
Подеритесь – мы посмотрим
Между тем число агрессивно настроенных против российского государства людей на Северном Кавказе неуклонно растёт.
Заверения силовиков в том, что бандподполье якобы уничтожено и остались лишь его единичные элементы, практически еженедельно опровергаются спецоперациями в различных частях Дагестана, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии и не так часто в других республиках региона. По всей видимости, руководство субъектов и страны в целом действительно думает, что ситуация контролируема. Но из фактов, которые мы имеем, можно сделать два вывода.
Первый: слабость. Мощные спецподразделения ГРУ, ФСБ и МО, входящие в объединённую группировку войск на Северном Кавказе, экипированные новейшими достижениями ВПК и, по сути, являющиеся элитными защитниками российского суверенитета, не могут справиться с семнадцати-двадцатипятилетними пацанами, не знающими военного дела и вооружёнными максимум АКМ, а в ряде случаев – гладкоствольным оружием, приобретённым ещё во времена «мирной» жизни. Но если бы дела обстояли именно так, то, зная о беззубой обороне России, Япония, Китай, США и объединённая Европа давно растащили бы территорию РФ по кусочкам.
Второй: хитрость. Всё те же подразделения в течение нескольких месяцев в состоянии прочесать весь Северный Кавказ и надолго отбить охоту думать об отделении от России у любого, кто встал бы на их пути. Но руководство заняло выжидательную позицию. Боевики-кавказцы и силовики-кавказцы убивают друг друга. И те и другие – это воины. Не важно, что сегодня они противники и одни воюют за идею, а другие – за деньги. Важно то, что это кавказцы, ГОТОВЫЕ в случае более масштабного конфликта объединиться против общего врага и встать под ружьё, имея какой-никакой опыт ведения боевых действий. А общество, которое даёт таких жертвенных людей, потенциально опасно для любой власти.
Тут следует сделать небольшое этнологическое отступление. Очень значительная часть молодого поколения Кавказа уже совершенно не похожа на поколение своих родителей с советско-рабской самоидентификацией, привыкшее сносить все выходки властей. И наркотико-спирто-карьерная культура новой России тоже принимается немногими из них. А традиционно высокая рождаемость на Кавказе и демографический кризис в остальной России сулят непредсказуемые последствия для основного российского этноса со стороны следующего поколения поднявших головы «хачиков». Восстание в Чечне – яркий тому пример.
Похоже, что для отвлечения от антироссийских идей и поддержания внутренних конфликтов, например, в Ингушетии у власти продолжает оставаться Мурад Зязиков, и это несмотря на то, что антизязиковскими настроениями пропитано практически всё гражданское население республики.
В Чечне есть свой раздражитель в лице Рамзана Кадырова, правление которого подталкивает к уходу в горы всё большее число молодых чеченцев.
В Дагестане таких раздражителей масса. И вместо того чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию, найти корень проблемы и сесть за стол переговоров, Муху Алиев хвалит жителей селения, которые превращают в изгоев своих абсолютно мирных односельчан. А старейшинам другого села грозит оставить от их малой родины мокрое место, так как там, по противоречивой информации, скрывается большое количество боевиков.
До последнего времени экстремисты были действительно выгодны властям северокавказских субъектов как громоотвод для негативных настроений в обществе. Беслан и «Норд-Ост» настроили население против боевиков, и народ уже готов был прощать грехи своему руководству в обмен на свою безопасность и безопасность своих детей. Но рано или поздно такие события забываются, тем более что не всех они коснулись, да и те, кто потерял близких в Осетии и на Дубровке, в большинстве своём винят в этом российскую власть.
Со временем население оказалось в стороне от конфликта. Антитеррористические операции стали восприниматься как война «тех» против «этих», в которой не было «наших». Ведь экстремисты не шли дальше убийств правоохранителей и чиновников. Более того, спецоперации в Дагестане, во время которых в округе у мирных жителей пропадали деньги и ценные вещи, а в ряде случаев, принятые за боевиков, убивались ни в чём не повинные люди, плюс весь остальной скопившийся негатив в отношении власти настроили общество против неё. Пока это просто злая толпа, но серьёзная искра-повод или одиозный красноречивый лидер будут достаточны для того, чтобы направить её против правительства. Тогда может начаться самоуничтожение кавказцев.
Элитный террор
Но и в среде самих властителей возникла смута. Будто какая-то внешняя сила решила настроить дагестанских лидеров друг против друга. Вспомним убийство подростков в родном для министра ВД Адильгирея Магомедтагирова селе Гонода, следствие по которому не вышло на подозреваемых. Экстремисты не взяли на себя ответственность за это преступление, хотя раньше объявляли себя причастными к более дерзким убийствам.
Затем было объявлено о предотвращении покушения на главу Хасавюрта Сайгидпашу Умаханова, след заказчика которого якобы вёл в администрацию Махачкалы.
Потом был сериал под названием «Газиев против Амутинова», каждый из участников которого вину за организацию покушений на себя валит на своего оппонента. Убийство судьи Верховного суда РД Курбана Пашаева, похоже, тоже было из той же серии.
Убийство Магомеда Газимагомедова (Гимринского) увенчалось спецоперацией в его родном Унцукульском районе, гарантом неприкосновенности которого он выступал. И тут надо отдать должное силовикам. Меньше чем за неделю они собрали контингент войск, разработали план спецоперации и вошли в район. Такое ощущение, что всё это уже давно готовилось, а Гимринский был единственной помехой.
Внесли свою «лепту» во всеобщую смуту и убийства лидера ДРО «Яблоко» Фарида Бабаева и члена Общественной палаты РД Наримана Алиева с супругой.
И буквально на прошлой неделе убит начальник «Махачкалатранса» Магомед Исмаилов, приходившийся, по некоторым данным, родственником Саиду Амирову.
Сюжет похож на голливудский боевик, но не стоит забывать, что самые неожиданные и закрученные сценарии бывают в реальной жизни.
Цельная картина пока ещё не вырисовывается? Тогда ещё факты. В прошлом году полномочным представителем президента РФ в ЮФО назначен Григорий Рапота, генерал-лейтенант ФСБ, более тридцати лет проработавший в Службе внешней разведки (СВР). Кто скажет, что он приехал поднимать экономику региона?
Всё ещё мало? А как вам заявление из предвыборной программы Владимира Жириновского (рассчитанное на растущие антикавказские настроения в РФ) о том, что жителей северокавказских республик нужно расселить по соседним странам (Иран, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан), а освобождённую территорию заселить русскими военными? Не воспринимаете всерьёз этого политика? А если узнаете, что деление страны на федеральные округа и отмена губернаторских выборов были его идеями-прогнозами, на которые обыватели тоже долго не обращали внимания?..
И последний факт. Совсем недавно одним из руководителей Генштаба Минобороны РФ было сделано заявление о том, что в случае угрозы целостности Российской Федерации как превентивная мера может быть применено ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ. Думаете, говоря об угрозе целостности страны, он имел в виду притязания Японии к Курильским островам?