В конце июля в российско-американских отношениях произошло незаурядное событие: президент Джордж Буш пригласил на своё семейное ранчо муфтиев трёх республик Северного Кавказа: Ису Хамхоева (Ингушетия), Мурата Тавказахова (Северная Осетия) и Анаса Пшихачева (Кабардино-Балкария).
Все трое благополучно отбыли в США, где, пообщавшись с президентом и его отцом, посетили также Нью-Йорк, а заодно познакомились с членами мусульманских общин США и представителями диаспор северокавказских республик.
Впрочем, визит муфтиев за океан ещё и не завершён. Тем более странно, что подробности визита приходится выуживать буквально по крупицам. Например, в Совете муфтиев России в ответ на мой запрос лишь недоуменно развели руками. Приглашающая же сторона в лице представителя Госдепа г-жи Кэтрин Стернс вообще оказалась в полном неведении: «Нам неизвестно ни о каком визите лидеров российских мусульман». Чем объяснить столь плотную пелену тумана вокруг визита с американской стороны?
Иран должен быть сокрушён
По всей вероятности, семейству Бушей посоветовали не приглашать муфтия Дагестана, дабы не нарваться на непредвиденные казусы. Видно, президентские советники хорошо проработали сайт Духовного управления мусульман Дагестана, на котором достаточно неприятных для США комментариев и аналитики.
Что же касается основной причины приглашения муфтиев в США, то здесь несколькими фразами не отделаться. Для начала позволю себе выдвинуть довольно смелую гипотезу, которая по вполне понятным причинам нуждается в разъяснениях: поездка муфтиев за океан самым тесным образом связана с планами Америки (и Израиля тоже) в отношении Ирана. Очевидных свидетельств такой взаимосвязи нет. Однако косвенные признаки, по которым можно реконструировать логику Буша и Ко, наличествуют…
Неоднократно откладывавшийся военный удар по Ирану рано или поздно (в ближайший год, по всей вероятности) будет нанесён. Этого хотят с одной стороны весьма влиятельные и могущественные – и отнюдь не мифические – заказчики авантюрной геополитики, проводимой в жизнь нынешней администрацией, и одержимое мессианскими притязаниями фундаменталистское неоконсервативное ядро в Белом доме – с другой. С планами в отношении Ирана связана и лихорадочная активность на Ближнем Востоке, которую в последнее время развернули американцы в попытках нейтрализовать арабско-исламский фактор, в том числе сирийский. В качестве «морковки» предложена идея Буша-младшего о непременном создании государства Палестина на 90 % территории западного берега реки Иордан и сектора Газа в 2008 году (т. е. аккурат перед президентскими выборами в США) и выделении палестинской администрации Махмуда Аббаса значительной финансовой помощи.
Осенью 2008 года республиканцы могут с треском провалиться, если Буш-младший не представит к этому времени сколь-либо серьёзных внешнеполитических козырей. Другой козырь – «сокрушительный удар» по Ирану, которого столь вожделенно жаждет израильский истеблишмент. Попробуем даже воспроизвести «кухню» торга между Вашингтоном и Тель-Авивом в виде следующего монолога от лица предполагаемого израильского имярек: «Вы (т. е. США) окончательно нейтрализуете Иран, не признающий Израиль. А без Ирана «Хизбалла» и «Хамас» – для нас (Израиля. – Авт.) уже не соперники. Мы со своей стороны соглашаемся на переговоры с Сирией (правда, без возвращения Голанских высот) и на создание Палестинского государства, и вообще имитируем активное желание мира».
«Доктор» Манн и другие
Есть и ещё одна старательно замалчиваемая мировой «медиакратией» причина для «горячей» войны против Ирана. Она в том, что финансы Америки с некоторых пор всерьёз «поют романсы». Бюджетно-финансовый кризис, переживаемый США, – серьёзный ускоритель такого рода фатальных решений, как война. Раньше об этом писали Джон Кейнс и марксисты, нынче о том же твердят все серьёзные аналитики и интеллектуалы и в Европе, и в США, и в Израиле: Линдон Ларуш и Джозеф Стиглиц, Гор Видал и Ноам Чомски, Джульетто Кьеза и Антонио Негри...
Вы спросите: а при чём тут «бедные» северокавказские муфтии, которых пригласили в Америку «погостить»? Разумеется, северокавказским муфтиям вряд ли прямым текстом что-то сказали об Иране. Речь, скорее, шла об «угрозе исламского экстремизма в лице ваххабизма и необходимости противостояния ему», «умеренном (либеральном) исламе» и т. д. И вообще всё, похоже, построено так, что муфтиям Северного Кавказа трудно будет впредь критиковать Америку за её политику.
Кавказец, вернувшись домой, никогда не позволит себе публичную критику того, у кого он хотя бы раз побывал в гостях. Речь о том, что вслед за Ираном наступит очередь и России, во всяком случае российского Кавказа, и Каспийского региона в целом. Это дело недалёкого будущего: 3–5, максимум 8 лет. Падающий (и ничем не покрытый) доллар требует срочного твёрдого обеспечения, коим может быть только нефть. И совсем не случайно президент Буш назначил своим спецпредставителем по Каспийско-Кавказскому региону одного из самых известных экспертов по стратегии «управляемого хаоса» – доктора Стивена Манна. Он – из тех «волшебников», кои творят будущее, своевольно управляя сегодняшними тенденциями и противоречиями.
Советники американского президента, видимо, убеждены, что предложили ему эффектный ход – «беседу у камина» с группой российских влиятельных мусульман. Но как бы ни пошли дальше дела у Америки, недооценивать эту пиар-акцию лично я бы не стал. По той простой причине, что российские мусульманские деятели – не частые гости в Кремле. А между тем проблем и забот у приверженцев ислама в нашей стране хоть отбавляй, и с годами их, увы, не становится меньше.
«Московские новости» (Россия)
10 августа 2007
Номер газеты
- 1 просмотр